Историческая энциклопедия Сибири II
штатные места к-рых до кон. XIX в. продолжали оста ваться «недозаполненными», единодушно жаловались на хроническую неуплату прихожанами положенного духовенству содержания и просили заменить его на гос. жалованье. Однако обсуждение вопроса об улучшении быта правосл. духовенства даже на регион, уровне, как правило, кончалось ничем. В частности, в 1867 на заседании Совета Главного управления Западной Сибири гос. жалованье принтам хотя и было признано желательным, но выход из неблагополучного положения все же предлагался за счет изыскания средств на местах. Попытки Совета ввести в Зап. Сибири фиксированное натур, содержание и собирать ругу не по отд. дворам, а через запасные сел. магазины вызвали недовольство тех, у кого руга оказалась выше объявленной нормы. В Томской губ. в те же годы не удавалось фиксировать размер платы за требоисправление. Начавшийся во 2-й пол. XIX в. перевод причтов на гос. жалованье происходил медленно. К 1910 на гос. жалованье было переведено ок. трех четвертей причтов империи, но, как показывают данные по Томской епархии, размер его постепенно снижался, и это при том, что духовенство все более ориентировалось на образ жизни дворянства и чиновничества. Без доходов от церк. земель и без платы за требоисправления, особенно на селе, П. д. обходиться не могло. Состарившиеся отставные представители духо венства, вдовы и сироты духовного сословия поддержи вались небольшими пенсиями (их размер значительно уступал по величине пенсиям гос. служащих) —начало церк. пенсион, фонду, обеспечивавшемуся из гос. казны, было положено еще во времена Екатерины II. Сословную замкнутость духовенства формально отменил указ 1869 (разрешался допуск туда пред ставителей др. сословий, уничтожались наследств, передача мест и принадлежность к духов, сословию, детям духовенства разрешался свободный выбор про фессии и давалось право поступления в светские учеб. заведения, церковные также стали всесословными). Но прежняя практика изживалась медленно. В Томской епархии, напр., «внешний» приток в духов, сословие (в осн. из крест-ва) стал заметным только с 1880-х гг., и то подобные случаи были нечастыми. Во мн. местах сохранялась наследств, передача церк. мест. Жестким оставался контроль над церк. стр-вом и открытием новых приходов. К 1915 лишь в 4 из 10 епархий за Уралом (в Тобольской, Иркутской, Забайкальской и Якутской) динамика роста кол-ва церквей опережала динамику роста населения. Новая попытка реформы Церкви оказалась связана с подготовкой созыва представительного собора РПЦ и относится уже к нач. XX в. В 1905—07 по всей им перии усилилась активность приход, клира, возросло участие в обсуждении назревших церк. реформ. Духо венство вступало в различ. партии, избиралось в Гос. думу. Сибирь не осталась в стороне от этого процесса. Так, выходца из крест, семьи, проф. богословия Том ского ун-та и Томского технологического ин-та прот. Д.Н. Беликова в 1905 на учредительном собрании Томс кого отдела «Союза 17 октября» избрали в его бюро, а в 1906 духовенство епархии избрало Беликова членом Гос. совета. Безусловно, приход, священники, эта самая мно гочисл. ветвь сиб. духовенства, задумывались над кри- тич. состоянием как России, так и Православной церкви. Однако Предсоборное Присутствие, созванное в 1906, хотя и поставило вопрос о приход, реформе, отверг ло ряд либерал, предложений, напр., идею возрождения выбора клира общиной. Назревшие реформы так и не были проведены до открытия в авг. 1917 Поместного собора РПЦ. В апр. следующего года Собор принял Приходской устав; при этом Церковь так и не согла силась на требования сторонников ее демократизации и не ввела приход, выборы для клира. Гражданская война и установление сов. власти помешали реализации Приходского устава. В тяжелых послерев. условиях П. д. понесло боль шие потери. Элементы демократии, вошедшие в его жизнь в нач. 1920-х гг. (напр., работа епархиальных съездов духовенства и мирян в Томской, Владивосток ской и др. епархиях), выродились в смуту, вызванную расколом РПЦ, деят-тью «обновленцев», попавших под рук-во репрес. органов сов. власти, и др. церк. груп пировок, не подчинившихся избранному на Поместном соборе патриарху. Часть духовенства, поддержавшая А. В. Колчака , эмигрировала или была репрессирована, другая подверглась преследованиям в ходе кампании по изъятию церк. ценностей и последующих антицерк. кам паний. Ликвидация епархий, массовое закрытие храмов (в 1939—40 в Томской, Омской, Кемеровской обл., Алтайском кр. (в совр. границах) не осталось дейст вующих церквей), расстрелы, заключение в тюрьмы и лагеря, ссылка привели к кон. 1930-х гг. П. д. Сибири на грань полного уничтожения, найти же легал. работу вне своей профессии с нач. 1920-х гг. духовенству стало почти невозможно из-за запретов сов. законодательст ва. Священнослужители превращались в настоящих мар гиналов: их лишали гражд. прав, шельмовали в глазах об-ва. Те из приход, пастырей, к-рые еще оставались на свободе, либо скрывали свое прошлое, либо уходили на нелегал, положение, в «катакомбную церковь». Вследствие смягчения антицерк. гос. политики во время Великой Отечественной войны собравшийся в 1945 Поместный собор РПЦ принял «Положение об управлении РПЦ», по к-рому приходом управляли распорядительный орган —приход, собрание (до регис трации общины —двадцатка), исполнительный (приход, совет) и контрольный (ревизион. комиссия). Настоятель храма, назначавшийся архиереем и подчинявшийся ему, являлся пред. церк. совета, распоряжавшегося приход, средствами. Началось возрождение приход, общин, открытие церквей, куда приходили освобож давшиеся из заключения священнослужители. Однако гос. власть удерживала существование РПЦ в жестких пределах. В Сибири, как и в стране в целом, верующие сотнями подавали заявления об открытии храмов, но удовлетворялись лишь немногие. Так, в Зап. Сибири на 1 янв. 1958 действовало только 67 приходов со 184 свя щеннослужителями. П. д., как и все население страны, продолжало периодически подвергаться репрессиям. В 1948 осужден на 10 лет исправ.-труд. лагерей священник Томской Троицкой церкви Питирим, в 1949 арестован настоятель Тюменского Знаменского собора Фоменко, в 1952 осужден на 25 лет исправительно-трудовых лагерей настоятель Ленинск-Кузнецкой церкви А. Поспелов и т. д. В состав П. д. Сибири в этот период входили не только освободившиеся из сиб. лагерей, но и мн. из тех, кто попал в Сибирь в наказание за священнослужение на оккупир. территории или же был привезен из зап. областей страны новоназначенным архиереем. Напр., епископ Омский Вениамин во 2-й пол. 1950-х гг. спе циально приглашал священников с запада страны как более подготовленных. Имелись среди сиб. духовенства и репатрианты из Китая. С кон. 1950-х гг. начался новый этап преследований РПЦ: повысилось налогообложение доходов церкви, в т. ч. духовенства (в 1961 обложение доходило до 81% дохода), священников в массовом порядке снимали с регистрации (лишали права служить в данной церкви, невзирая на волю архиерея), вновь закрывали недавно открытые храмы. Так, к сер. 1960-х гг. в Новосибирской обл. осталось всего 4 церкви (закрыли 3), в Кемеровской обл. закрыли 6 из 14, в Тюменской —7 из 15. Сиб. сел. приходы обычно из всего клира имели лишь по 1 священнику. Более многочисленным из-за огромной проф. нагрузки было гор. духовенство (иног
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2