Историческая энциклопедия Сибири II

натурального, взноса (руги) в пользу своего духовенст­ ва. В зависимости от р-на взнос сильно колебался. Одна из самых распространенных выплат —пуд зерна с семьи священнику, пол. этой величины или менее — дьячку или пономарю. Однако этот доход чаще всего дополнялся землепашеством, скотоводством (а иногда и канонически запрещенной торговлей), что, безусловно, противоречило представлениям власти о дистанции, долженствовавшей отделять просвещенное духовенство от его прихожан. Многочисл. конфликты по поводу приход, выплат, сопровождавшиеся всевозможными «неблагочиниями», причиняли постоян. голов, боль не только сиб. архиереям. Со 2-й пол. XVIII в. гос-во упор­ но стремится к регламентации мат. содержания П. д. Однако фиксир. нормы платы за требоисправления, узаконенные при Екатерине II, оказались мизерными и не привились. С 1755 во время Генерального межевания началось наделение приход, церквей землей (по 33 дес.), с тем чтобы доход от ее обработки служил жаловань­ ем клиру. Этот проект, осуществлявшийся к тому же чрезвычайно медленно, тоже не решил проблему. С нач. XIX в. предпринимались неоднократ. попытки перевести духовенство на денежное жалованье. В 1849 установлено жалованье сел. причтам в нек-рых частях Иркутской епархии: в Якутии, Забайкалье , на севере Иркутской гуо. С кон. 1840-х гг. началось введение жалованья и для духовенства Тобольской епархии. Попытки высш. светской власти осуществлять контроль над П. д. не ограничивались указанными направлениями. Жестко заявленное еще Петром I стремление заставить Церковь и духовенство служить «государственному интересу» значит, интенсивнее, чем в предыдущий период, привело не только к «чисткам» духов, сословия от «лишних» его членов, но и к попыт­ ке сделать клир проводником прямого идеол. влияния гос-ва на население в невиданных ранее масштабах. Среди многочисл. полит, «нагрузок», к-рые несло духо­ венство с нач. XVIII в., —и пропаганда гос. политики, и доносы на «государевых злодеев», и наблюдение за правильностью переписи во время ревизий, и мн. др. В первую очередь духовенство должно было заявить о себе как о верном слуге трона. На своевременной присяге государю и его наследникам стал настаивать Петр I: упущения в этой области десятки лет карались по за­ кону гос. измены. Немало представителей сиб. клира, пропустивших присягу по различ. бытовым причинам, подверглись телесному наказанию, пока в нач. 1740-х гг. центр, законодательство не отменило этот порядок. С нач. того же столетия П. д. приходилось служить обя­ зательные торжеств, службы по случаю многократно увеличившихся гос. праздников в т. н. табельные дни (список праздников вносили в спец. табель и рассы­ лали по храмам). Умышленный пропуск «табельной» службы также расценивался как гос. измена, бытовая оплошность в этой сфере очень долго каралась телес­ ным наказанием в присутствии мест, духовенства. В Тобольской епархии лишь митр. Павел ( Конюскевич ) негласно отменил такое наказание на свой страх и риск, и только указ 1766, вводивший легкие наказания в случае неумышлен, пропусков «табельных дней», легализовал до того незаконную и опасную для самого митрополита практику. Укрепление полит, и идеол. преданности духовенст­ ва монархии имело особо важное для гос-ва значение во время волнений и восстаний населения империи. Наиболее показательным для Сибири примером стала Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Тобольский еп. Варлаам (Петров ) сделал все возможное, чтобы мобилизовать духовенство, в т. ч. и приходское, для разоблачения самозванца «Петра III». Были разработаны спец. меры противодействия вплоть до передачи по духов, ведомству всей необходимой информации о передвижениях и успехах пугачевцев. После поражения восстания огромное число лиц духов, звания подпало под закон о гос. измене за содействие восставшим. Правда, часть духовенства пыталась со­ противляться пугачевцам и пострадала от них, боль­ шинство же выбрало путь пассив, подчинения силе: во время пребывания пугачевских отрядов в селе клир прославлял «Петра III», после их ухода —Екатерину II. Виновные понесли наказание, но в конце концов импе­ ратрица амнистировала всех, за исключением буквально 20 представителей духовенства на тер. Урала и Сибири, входившей в Тобольскую епархию, сознательно поддер­ живавших восставших. В дальнейшем гос. власти еще более усилили внимание к полит, воспитанию духо­ венства и предотвращению его солидаризации с низами общества. Так, Павел I запретил П. д. подписывать прошения за своих неграмот. духов, детей. В течение прошедших столетий менялся облик сиб. духовенства, менялось и его самосознание. Указами сер. 1760-х гг. были упразднены телесные наказания по архиерейскому суду, в кон. XVIII —нач. XIX в. свя­ щеннослужители с семьями получили освобождение от подобных наказаний и за уголов. преступления; в 1861 это право распространилось на низший слой клира. К тому же в течение 1-й пол. XIX в. духовенство получило ряд прав, сближавших его статус с дворянским (право на получение орденов, дававших личное или потомств. дворянство, освобождение от налога на землю, право ее покупки без крестьян и др.). В XVIII в. среди рядового сиб. духовенства редко встречался человек, способный произносить проповеди в церкви, разве только по печ. образцам, присылаемым из епархиального центра. В XIX в. в Сибири появи­ лась украсившая мест, об-во генерация священников- интеллигентов, к-рую подготовили неск. поколений образованного духовенства предыдущего столетия. Среди выдающихся личностей можно назвать друга изв. реформатора М .М . Сперанского — священника П.А. Словцова, историка Сибири, выпускника Тоболь­ ской и С.-Петербургской духовных семинарий (служил сначала по духов., затем по гражд. ведомству). Общей любовью и уважением пользовался уроженец Томской губ. св. прав. С.Я. Знаменский (1806—77), протоирей, блестящий проповедник, законоучитель и педагог, друг ссыльных декабристов и собеседник Ф .М . Достоев­ ского. В среде П. д. Сибири появились люди подлинно ученые, исследовавшие этнографию, историю, языки корен, народов. В их числе свт. архиеп. Иннокентий (Вениаминов ) (1797—1879), начинавший приход, свя­ щенником в Иркутске. Представители сиб. духовенства создавали незаурядную мест, лит.; они состояли кор­ респондентами периодич. прессы — неофиц. отделов открывшихся повсеместно епархиальных ведомостей, Русского географического об-ва , писали дневники и мемуары (часть их распространялась в рукописях, часть была опубликована). К нач. XX в. в Сибири, как и в др. местах империи, где проживало нерус. правосл. население, сложились кадры нац. П. д., отличавшиеся особым усердием в пастырской и переводческой работе. В XIX в. П. д. участвует в просвет, работе (см. Цер­ ковное образование в Сибири ), организует пастырские б-ки, в селе —избы-читальни. Попытки усовершенствования Церкви, предпри­ нятые в рамках реформ 1860—70-х гг., по признанию современников и историков, не удались. Свидетельством активизации самоуправления можно назвать возрожде­ ние выборов прихожанами кандидатов в духовенство, напр., в Томской епархии в 1870—80-е гг., но им, од­ нако, успешно противодействовала мест, духов, власть. В нач. 1860-х гг. по распоряжению из Центра в мест, епархиях проводился анкет, опрос П. д.; в числе прочего выяснялось его мат. положение. Причты сиб. церквей,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2