Историческая энциклопедия Сибири II

См. Русская Православная церковь в Сибири. Лит.: Золъникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск, 1990; ЕсиповаВ.А. Приходское духовенство За­ падной Сибири в период реформ и контрреформ второй пол. XIX в.: Дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1996; Мухортова Н.А. Городская приходская община в Западной Сибири во 2-й пол. XVIII — 60-х гг. XIX в.: Дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2000; Пра­ вославная энциклопедия. М., 2000; Сосковец Л.Н. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40—60-е годы XX в. Томск, 2003. Н.Д. Золъникова ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО РПЦ. Присо единение и освоение Сибири русскими сопровождалось утверждением на ее территории православия. Вместе с храмами и монастырями появлялось духовенство. Боль­ шинство сиб. церквей вначале строилось и содержалось за счет гос-ва (выплачивалась т. н. государева руга); на новых территориях поселенцы долгое время не имели собств. средств для обеспечения храма и клира. Но постепенно вокруг церквей складывались приходские православные общины, и иногда гос-во начинало пе­ рекладывать на прихожан заботы о тех церквах, к-рые они просили разрешить построить. Так случилось, напр., в 1644 —крестьяне самостоятельно возвели Спасскую церковь в Томской Верхней слободе, в руге на ее со­ держание царь отказал. В XVII в. П. д. сначала присылали в Сибирь гл. обр. из-за Урала, по распоряжению государя или усилиями архиереев; позже забота о его приискании все чаще ложилась на мест, общины, как это было принято на Рус. Севере, откуда шел осн. поток сиб. поселенцев. Кандидат, имея на руках «выбор», т. е. договор о вза­ имных правах и обязанностях, отправлялся к архиерею для посвящения в сан. Острая нехватка священников в Сибири приводила к тому, что иногда к церкви вы­ бирали не того, кто достоин, а того, кто хотя бы умел читать. Неудивительно, что сиб. иерархи жаловались на «неблагочиние» мест, пастырей, иной раз мало отличав­ шихся от своей паствы. К тому же, чтобы прокормить себя и семью, службу в церкви духовенство вынужден­ но сочетало с занятиями земледелием, скотоводством, ремеслом, так что клир и прихожан объединял общий образ жизни. Вместе с тем приход, священники имели четкое представление о своем пастыр. и обществ, долге. Забота о духов, детях приводила их даже в тюрьмы, где томились попавшие в беду подопечные. У нас нет сведений, произносили ли тогда сиб. священники про­ поведи, но публич. обличение пороков с призывами к исправлению сибирякам от них слышать доводилось. При этом обличались как личные недостатки, так и вред, наносимый государеву или обществ, делу. В то же время в моменты соц. конфликтов сиб. населения с администрацией обязательное присутствие враждующих сторон на общих богослужениях могло способствовать их примирению. Роль обществ, арбитра, к-рую наря­ ду с высш. церк. иерархами пыталось играть и П. д., нередко оказывалась для него весьма опасной. Мест, священники, стремясь понять и ту, и другую сторону, могли подвергнуться побоям, ограблению, очутиться в тюрьме, но в меру своих сил продолжали попытки наставничества и заступничества. Так случилось, напр., во время восстания в Томске в 1648—49. С кон. XVII в. в связи с изменением положения Церк­ ви в гос-ве Петр I лишает мат. снабжения («государевой руги») большинство сиб. церквей. Законодательство нач. XVIII в. пытается регулировать отношения приход, общины и духовенства: в Сибири, как и на Рус. Севе­ ре, искореняется договор найма клира общиной, к-рая теряет право отказаться от его услуг. К кон. XVIII в. вмешательство светских и церк. властей в отношения между общинами и духовенством привело к отмене приход, выборов: снабжение населения духовенством стало исключительным правом высш. иерархии. В условиях актив, колонизации Сибири кол-во пра­ восл. церквей и, соответственно, числ. духовенства за Уралом росли непрерывно, но, несмотря на это, острая нехватка в том и в другом ощущалась на огромной новоприсоединенной территории. Однако и на новое церк. стр-во, и на духов, сословие с нач. XVIII в. рас­ пространяются гос. ограничения. В связи с проведением I ревизии населения и введением подушной подати гос-во начинает строго регламентировать числ. П. д. В нач. 1720-х гг., во время проведения подушной рефор­ мы, духов, сословие было освобождено от гл. налога (подушной подати) и воинской повинности, но взамен устанавливались церк. штаты. Напр., числ. духовенства, служащего в «одноприходной» (при 100—150 дворах) церкви, ограничивалась 1 священником, 1 дьячком и 1 пономарем. Позже штаты неоднократно уточнялись. «Лишние», с точки зрения светских властей, члены духов, сословия (как правило, часть низших клири­ ков и детей духовенства) регулярно изгонялись путем спец. «разборов» с участием военных и направлялись в непривилегир. сословия: крепостное, приписное и гос. крест-во, армию и т. п. Только по результатам I ревизии кол-во «лишних» причетников в Сибирской губ. составляло 791 чел. Принимать же на церк. места отныне можно было только членов духов, сословия из числа подраставших детей духовенства; прием из «податного состояния» строго запрещался (исключе­ ние сделали лишь для Иркутской епархии). Т. о., в нач. XVIII в. за Уралом, как и во всей России, духов, сословие попытались сформировать на основе жесткой замкнутости. Обособлению служителей церкви способст­ вовало и обучение в сословно-проф. учеб. заведениях, к-рое в XVIII в. становилось для духовенства нормой (см. Церковное образование в Сибири). Несмотря на то, что Сибирь к нач. XVIII в. еще не сформировала достаточное для замещения церк. вакан­ сий наследств, духов, сословие, в ходе ревизий и воен. «разборов» из него изымалось для гос. нужд немало людских ресурсов. Тяжелейший для Церкви разбор духов, сословия кон. 1730-х гг., связанный с нуждами рекрут, наборов и с полит, преследованием духовенства по поводу недоразумений с присягой имп. Анне Иоан­ новне, вылился в ряде случаев в подлинное опустошение клира. В 1738 митр. Антоний (Стаховский) сообщал, что в солдаты из духов, сословия взято 234 чел., в т. ч. 81 чел. —«за небытие у присяг». Через 10 лет др. тобол. митрополит, Антоний (Нарожницкий ), писал в Синод, что в штате 398 церквей его епархии находятся 1 235 чел., а незаполненных штатных мест —1 171. Жесткое сопротивление митрополита сокращению духов, сосло­ вия, а также общее благоволение имп. Елизаветы Пет­ ровны к Церкви минимизировало потери духовенства от разбора, связанного с проведением II ревизии. До кон. 1760-х гг. светские власти Сибири были вынуждены мириться с тем, что архиереи определяли к церквам людей, состоявших в подушном окладе. Окончатель­ но запретило эту практику лишь пр-во Екатерины II. Спорадически разборы продолжались и далее. Так, в Тобольской епархии в 1780-е гг. 147 чел. из положенных в оклад церковников и их родственников лишились при­ надлежности к духов, сословию. Разборы духовенства как механизм регулирования его числ. прекратились уже в XIX в. Последний состоялся в 1831, незадолго до крушения всей системы замкнутых сословий. Не только числ., но и мат. снабжение клира вы­ зывали постоян. озабоченность гос-ва. Доходы П. д. складывались из неск. источников. Основу составляли добровольные пожертвования прихожан и плата за требоисправления (крещение, брак, отпевание и проч.). В XVIII в. сел. прихожане Тобольской епархии пись­ менно указывали величину ежегодного, как правило —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2