Историческая энциклопедия Сибири II

в 1812 в Томске попытались упразднить выборы церк. старост на общинном сходе, заменив их избранием из общего числа горожан на собрании в мест. думе. Т. о., община вообще оказывалась лишней. Проект не прошел только потому, что центр, власть не одобрила мест, ини­ циативу как несанкционир. соотв. инстанциями и проти­ воречащую законодат-ву. П. п. о. в Рос. империи к сер. XIX в. оказалась настолько бюрократизированной, что в об-ве и печати накануне Великих реформ развернулась оживленная дискуссия о необходимости ее возрождения путем возврата к общинной демократии. Для проведения намечавшихся реформ в церк. сфере в числе прочего в 1864 при каждой церкви были учреждены приход, попечительства. Но их деят-ть, как и попытка бюрокр. реформы приходов 1869, не привела к корен, перелому. Нек-рые сиб. попечительства закрывались по требова­ нию прихожан (из-за участия попечительств в финанс. злоупотреблениях причтов). Реформа 1869 вызвала сопротивление и духовенства, и общинников. Так, в Сибири в 1870-е гг. общины неоднократно получали отказ в открытии новых приходов, несмотря на острую необходимость в таковых из-за огромных размеров сиб. приходов и большой разбросанности входящих в них селений. Указ. реформа была отменена в 1886. Инст­ рукция церк. старостам 1890 продолжила тенденцию урезания прав общин и подчинения деят-ти старосты клиру. Однако подавляемые приход, традиции продол­ жали существовать и прорывались при первой возмож­ ности. Так, в Томской епархии отмечен всплеск деят-ти приходов по выбору своих причтов в 1870—80-е гг., хотя этому противодействовало мест. церк. начальство. Продолжалось нежелательное, с точки зрения иерархии, стр-во новых часовен и функционирование старых (за искл. часовен на ист. местах): они часто служили центрами несанкционир. форм религ. жизни (так, в часовенных общинах могли отмечать запрещенные еще в XVIII в. «кануны», или братчины, с общей трапезой прихожан, посвящ. мест. церк. празднествам; иногда вокруг часовен нелегально концентрировались старо­ веры). В целом же церк. община и в XIX в., несмотря на лишение мн. старинных прав приход, демократии, продолжала оставаться центром религ. жизни. Канун революции 1905—1907 ознаменовался воз­ вратом к теме реформы церкви и, в части., правосл. прихода. Позиция церк. рук-ва по этому вопросу вы­ разилась в выработке созванным в 1906 Предсоборным Присутствием «Проекта нормального устава православ­ ных приходов в России». Он лег в основание принятого Поместным собором РПЦ 20 апр. 1918 Приходского устава, в к-ром приходом названо сообщество клира и мирян, объединенных при храме. Рук. его назван свя­ щенник (настоятель). Правом назначения клира обладал архиерей, за общиной оставалось право ходатайства. Имущество прихода объявлялось принадлежащим церкви и могло быть передано по решению иерарха др. общине. Приход, собрание избирало приход, совет для ведения приход., в т. ч. имуществ. дел; в совет входил клир храма в полном составе, а также миряне обоего пола, включая церк. старосту в кач-ве исполнителя решений совета и собрания в отношении приход, иму­ щества. Ряд статей посвящен приход, учреждениям: школам, приютам, богадельням и т. п. В связи с Гражданской войной, а также антицерк. политикой сов. пр-ва постановления Поместного собора не осуществились. Массовое закрытие церквей в 1-е десятилетия сов. власти привело к ликвидации боль­ шинства приход, общин, в т. ч. в Сибири. Изменение политики гос-ва в отношении РПЦ с 1943 позволило собрать Поместный собор, к-рый 31 янв. 1945 принял Положение об управлении РПЦ, 4-й раздел к-рого пос­ вящался приходам. Учреждались распорядит. («двад­ цатка» —по законодат-ву 1924, 20 чел. считались мин. необходимым кол-вом прихожан для орг-ции общины; после регистрации прихода во властных структурах — приход, собрание), исполнит, (церк. совет) и контроль­ ный (ревизион. комиссия) органы приход, упр-ния. Церк. совет, заведовавший хоз-вом, состоял из настояте­ ля прихода (пред.) и выбираемых на собрании старосты, его помощника и казначея. Приход, полномочия насто­ ятеля, назначаемого архиереем, по «Положению» были шире тех, к-рые предусматривались Уставом 1918. В 1943 было принято решение о возврате Церкви час­ ти закрытых храмов; это привело к нач. восстановления сети правосл. приходов. В Сибири инициатив, группы из закрытых в предыдущие десятилетия приходов подали мн. сотни заявлений об открытии правосл. церквей (в Алтайском кр. за 6 лет —249 ходатайств, в Новоси­ бирской обл. за 5 лет — 157 и т. д.), однако удовлет­ ворены оказались немногие. Процедура регистрации и открытия правосл. приходов была намеренно осложнена многочисл. бюрокр. препонами; офиц. разрешение давал после получения большого пакета док-тов только Совет по делам РПЦ в Москве. В последующий период до кон. 1980-х гг. приход, общины испытывали постоян. давле­ ние гражд. администрации, отделов по делам культов при облисполкомах. Ряду приходов, открытых во 2-й пол. 1940-х гг., затем было отказано в регистрации, а их храмы снова отобраны. Одной из форм давления стало регуляр. повышение налогов на церк. доходы. Кроме того, приветствовались добровол. пожертвова­ ния в пользу гос-ва (однако самостоят. благотворит, и церк.-просвет..работа приходам запрещалась законом). По распоряжению Свящ. Синода 1948 приходы сдавали в мест, органы Мин-ва финансов принадлежавшие им облигации гос. займов; так, томские церкви сдали их на сумму 16 725 руб. В 1962 приход, общины Ново­ сибирской обл. при всей своей нищете внесли в Фонд Мира 350 тыс. руб. В ходе антицерк. кампании нач. 1960-х гг. РПЦ приняла навязанное ей гос-вом пост. «О мерах по улуч­ шению строя приходской жизни и по приведению его в соответствие с гражданским законодательством» (1961). Собрание прихода ставилось в зависимость от разреше­ ния район, органов власти, из состава церковноприход. совета выводился настоятель, община объявлялась само­ стоят. орг-цией. Казалось бы, наконец провозглашалась независимость общины от церк. администрации, о чем мечтали сторонники земского самоуправления еще в до- рев. период. На деле «реформа» привела не к введению подлинно свободного религ. самоуправления, а к еще более полному подчинению правосл. прихода произволу светской власти. Только в 1988 Поместный Собор РПЦ сумел отменить это постановление. В новом «Уставе об управлении РПЦ» Церковь вернулась к решениям Поместного Собора 1917—18; 8-я глава Устава опреде­ ляла приход, общину как клир и мирян, объединенных вокруг своего храма, составляющую часть епархии и находящуюся под канонич. упр-нием архиерея. Вновь расширялись права настоятеля: он провозглашался гла­ вой общины и назначался епархиал. архиереем. Пред. приход, собрания должен созывать его не реже 2 раз в год; на собрании избирался исполнит, орган —приход, совет, возглавлять к-рый мог мирянин или духов, лицо; и ревизионная комиссия на 3 года. Права юр. лица за приходом закрепил в 1990 закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях». С кон. 1980-х РПЦ восстанавливала свои позиции в Сибири и в России в целом. За прошедшее время учреж­ дены не только епархии, существовавшие до революции, но создано почти столько же новых. В массовом порядке открываются новые приходы, ремонтируются и строятся храмы. В епархиях возникают братства и сестричества, развивается благотворит, деяг-ть приходов, организуют­ ся правосл. гимназии, воскресные школы и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2