Историческая энциклопедия Сибири II
зах. населения Зап. Сибири. До послед, трети XIX в. разведение скота оставалось гл. источником жизнеобес печения казах, семей, проживавших в Тобольской и Томской губ. В 1870—80-е гг. в результате сокращения пастбищ, угодий уд. вес кочевников-скотоводов в со ставе казах, диаспоры значит, снизился. В 1890-е гг. в Акмолинской обл. скотовод, хоз-во вело лишь ок. трети К. Мн. скотоводы устраивались на заработки в хоз-ва рус. крестьян. Часть К., заимствовав опыт возделыва ния агрокультур, стала заниматься земледелием и пе решла к оседлому образу жизни. На Юж. Алтае кочевое скот-во (коровы, овцы, ло шади, верблюды и яки) являлось единств, отраслью хоз-ва К. В теч. года скот перегонялся от одного сезон, пастбища к другому на расстояние до 50—60 км. Пере кочевки совершались 4 раза в год: в нач. марта, кон. апр. —нач. мая, кон. сент., сер. нояб. Зимой скот со держался в зимниках, в весенне-летне-осенний период — на открытых пастбищах, располагавшихся на высоко- горн. альпийских лугах и в поймах рек. Постоянные перекочевки на значит, расстояния часто приводили к возникновению земел. споров между К. и алтайцами. Для их разрешения в 1912 в р-нах Горн. Алтая прово дились землеустроит, работы. В результате кочевья алт. К. были ограничены левым берегом Чуй, что способст вовало уменьшению частоты их передвижения и посте пенному оседанию в данном р-не. Наряду со скот-вом к числу традиц. занятий сиб. К. относились различ. про мыслы и ремесла. Мужчины занимались охотой, рыбо ловством, обработкой дерева, металла, выделкой кож, мехов. Женщины изготавливали войлоч. покрышки на юрты, циновки, ковры. В кон. XIX —нач. XX в. в р-нах Зап. Сибири, за искл. Алтая, структура занятости казах, населения кар динально изменяется. В это время более пол. диаспо ры включается в новые сферы хоз. деят-ти. К. исполь зовались в кач-ве подсоб, раб. силы на ремонте дорог, стройках, погрузке ж.-д. составов и пароходов, при пе реработке древесины, продуктов жив-ва. Они работа ли прислугой у части, лиц, в мед. учреждениях, сфере транспорта и связи, лесном хоз-ве. Осн. сферой предпринимат. деят-ти К. являлась торговля. Наиболее зажит, скотоводы перегоняли скот из Казахстана в Зап. Сибирь для его продажи рус. крестьянам и татарам. Они поставляли на мест, рынок сырье для предприятий кожев., салотопенной, сукон, пром-ти, обеспечивали гор. население мйсо-молочной продукцией. Несмотря на значит, интеграцию в рос. об-во, пред ставители диаспоры оставались носителями традиц. ка зах. культуры. Поведение каждого К. регламентиро валось кодексом норм. В среде сиб. К. существовало понятие «жон», что означало знание и соблюдение эти кета, морали, традиций и обычаев в своем этнич. кругу. Наиболее распространены в их повседневной жизни были семейные обряды, связанные с рождением ребен ка, вступлением в брак, поминовением усопших. В теч. 1-го года жизни ребенка проводился комплекс семейных обрядов («кыркынан шыгару», «калжа», «тусау кесу»), сопряженных с выбором имени и его наречением, поже ланием физ. и духов, здоровья. Свадеб, обряд включал офиц. сватовство («куда тусу»), выплату калыма, под готовку приданого невесты («жасау»). Собственно сва деб. церемония сопровождалась взаимным одариванием сватов подарками. Для процедуры бракосочетания ис пользовались стилизованные в нац. духе наряды. Пог ребально-поминальный цикл состоял из приготовления к похоронам, захоронения, комплекса поминальных обрядов. По завершении обряда захоронения начина лись поминки, во время к-рых с соблюдением мусульм. ритуала жертвоприношения забивали лошадь или неск. баранов. Поминки справлялись на 3-й, 7-й, 40-й, 100-й день и через год после смерти. Несмотря на приверженность вековым обычаям и традициям, К. приобщались к рус. культуре и языку. Значит, влияние на процесс их социокультур, ассими ляции оказывало получение светского образования. В 1877 в Омске открылась киргиз, школа-интернат, в 1881 — Омский пансион для рус. и киргиз, детей. В нач. 1890-х гг. в учеб. заведениях города обучались 44 казах, мальчика. Многие казах, обществ, и культур, де ятели, в т. ч. С. Сейфуллин, М. Жумбаев, X. Кален- геров, С. Муканов, А. Байтурсунов, А. Букейханов , Н. Нурмаков, получили образование в рус. школах и университетах. Возникновение немногочисл. нац. интеллигенции способствовало зарождению казах, обществ.-полит, движения. В годы революции 1905—1907 создается партия «Алаш-Орда », выступавшая за образование ка зах. нац.-культур, автономии. В 1906 ее лидер А. Бу кейханов избирается депутатом Государственной думы I созыва. В 1914 по инициативе С. Сейфуллина основано об-во «Бирлик», занимавшееся распространением нац. культуры и просвет, деят-тью. Обострение соц., меж- этнич. и религ. противоречий, злоупотребления правит, чиновников обусловили формирование в среде казах, интеллигенции оппозиции самодержавию. Патерналистская нац. политика царской админист рации оказалась малоэффективной в годы Первой ми ровой войны. Полит, и экон. кризис привел к усилению среди корен, населения Казахстана антицарисгских и антирус. настроений. В этих условиях непопуляр. ме ры центр, власти по укреплению обороноспособнос ти страны вызвали массовые вооруж. выступления К. Поводом стал указ Николая II от 25 июня 1916 о мо билизации «инородческого» населения Казахстана и Ср. Азии на тыловые работы. В ходе массовых волне ний совершались нападения на гос. учреждения, ж.-д. и почт, станции, рус. поселки. К кон. 1916 восстание было подавлено. Февр. революция обусловила возникновение бо лее организ. форм обществ.-полит, деят-ти К. Значит, роль в ней сыграла нац. интеллигенция. Осенью 1917 в Омске состоялся съезд мест, орг-ций об-ва «Бирлик», к-рый обсудил вопросы о выработке нового устава, со здании комиссии по борьбе с неграмотностью, откры тии краткосрочных курсов для подготовки учителей, оказании мат. помощи нуждающимся, распростране нии казах, период, изданий, сочинений нац. писателей и поэтов. Делегаты съезда поддержали программу пар тии «Алаш-Орда», выступавшей за создание независи мого казах, гос-ва. После Окт. революции часть казах, интеллигенции заняла проболыиевист. позиции. В но яб. 1917 состоялся учредит, съезд киргиз, социалист, партии «Уш жуз», выдвинувший лозунг «объединения турко-татарских племен». Его участники поддержали сов. власть и курс на включение казах, народа в стр-во социалист, об-ва. В условиях победы революции гор. общины сиб. К. пытались создать свои органы самоупр-ния. В нач. 1918 в Омске был образован обл. совет киргиз, депутатов, большинство к-рого составляли чл. партий «Алаш-Ор да» и «Уш жуз». Однако несовместимость их идейных платформ привела к возникновению конфликта между националистами и социалистами. Раскол казах, обществ, элиты обусловил размежевание полит, сил внутри диа споры. Политико-идеол. поляризация сиб. К. способст вовала их актив, участию в Гражданской войне. Часть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2