Историческая энциклопедия Сибири II

электроэнергетика) и др. стратег, (металлургия, ма­ шиностроение, электроника) отраслей, относящихся к федер. собственности. Наряду с этим «большая» П. включала продажи за наличный расчет ср. предприятий, не приватизированных на предыдущем этапе. К сер. 1990-х гг. максимизация доходов федер. и мест, бюджетов стала гл. заботой властей, поэтому П. превратилась в спонтанный «сброс» остаточных пакетов акций, перешедший на регион, уровень. Продолжался процесс консолидации и интенсив, перераспределения собственности между круп, финанс. альянсами и ком­ паниями —естеств. монополиями. С 1997 в приватизац. законодат-ве оформился новый концептуальный подход к объекту П. Если раньше ее объектом выступало гос. или муницип. предприятие, то теперь —его имущество, к-рое может быть подразделено на составные части (ма­ териальные и нематериальные активы, земля и т. п.). За счет этого гос-во может получать доход от П., сохраняя предприятия в своей собственности. Одновр. в правила П. были внесены изменения с целью предотвращения продаж гос. имущества по заниженной стоимости. Однако это не помешало проведению залоговых аукционов, в ходе к-рых в части, руки перешел ряд крупнейших предприятий всерос. масштаба. К их продаже пр-во подтолкнул хронич. бюджет, дефицит. При этом несовершенство нормативно-правовой базы и изъяны правоприменит. практики привели к наруше­ нию гос. интересов. Аукционы представляли собой в значит, степени неконкурентную продажу пакета акций заинтересованным физ. или юр. лицам. Сначала пр-во предоставляло акции предприятия в залог по кратко­ срочному кредиту (не имея перспектив, источников его погашения). По истечении срока кредита предприятие выставлялось на продажу на залоговом аукционе. В ходе квазиоткрытой продажи заложенный пакет акций приобретался залогодержателем по предварит, дого­ воренности с устроителями аукциона, через родств. орг-ции. При этом цена покупки лишь незначительно превышала стартовую. Т. о. гос-во за бесценок отдало в части, руки ряд важнейших компаний. К нач. 1998 по такому сценарию прошла П. нефтяных холдингов «ЮКОС» (квалифицир. контроль банка «Менатеп»), «Сиданко» (контроль ОНЕКСИМбанка), «Сибнефть» (контроль «Нефтяной финансовой компании»), РАО «Норильский никель» (контроль ОНЕКСИМбанка). Наиболее бесконфликтно прошли по залоговой схеме продажи нефтяных компаний «Сургутнефтегаз» и «Лу­ койл»: по существу, это был самовыкуп акций назван­ ными компаниями через посредничество управляющих компаний их пенсион, фондов. С повышением нефтяных доходов бюджета начи­ ная с 1999 насущность П. как источника гос. доходов снизилась. Сокращение объемов П. вызвано также тем, что наиболее привлекательные гос. предприятия по большей части уже распроданы. Осн. масса оставшейся у гос-ва собственности представлена объектами либо недостаточно выгодными (из-за необходимости круп, капиталовложений), либо, напротив, исключительно привлекательными (контр, или блокирующие пакеты акций в монополиях общенац. значения). Это обусловило внедрение новых методов П., нацеленных гл. обр. не на скорейшую продажу предприятия, а на возможно более успешную его работу в дальнейшем. Стали использовать­ ся продажа по результатам прямых переговоров с инвес­ торами, аренда с последующим выкупом по рыночной цене, выпуск производных ценных бумаг (цена к-рых зависит от стоимости осн. производств, фондов). В целом массовую П. в России на нач. XXI в. можно считать завершенной. Доходы от нее в Азиат. России распределились между бюджетами разного уровня в иной пропорции, чем в европ. части страны. Доля субъ­ ектов Федерации оказалась существенно ниже, чем доли доходов федер. и муницип. бюджетов. Причиной тому — высокая концентрация сиб. производств, комплекса. Мн. круп, топливно-энергетич., металлург, предприятия востока страны попали в разряд федер. собственности. Т. о., П. сиб. производств, комплекса не принесла ре­ гионам значит, доходов. Т.П. Черемисина ПРИКАЗ КАЗАНСКОГО ДВОРЦА см. Казанский приказ. ПРИКАЗ О ССЫЛЬНЫХ, орган гос. упр-ния, занимавшийся распределением сосланных в Сибирь на поселение и каторж. работы. В нач. XIX в. ссылаемых в Сибирь в Верхотурье пересчитывал тюмен. по­ гран. смотритель. В 1807 создается «Тюменское общее по колоднической части присутствие» с функциями приема, распределения и отправки ссыльных по сиб. губерниям. Устав о ссыльных (1822) учреждал в То­ больске Приказ о ссыльных и экспедиции о ссыльных при губ. правлениях в Тобольске, Томске , Енисейске и Иркутске. Приказ о ссыльных «как особое в губернии учреждение» подчинялся тобол. губернатору , получал из всех судеб, учреждений империи особые извещения о приговоренных к каторж. работам, ссылаемых на поселение, а также предписания об адм. высылке. На основании этих документов Приказ распределял по реги­ ону всех уголов. и «государственных преступников». Его управляющий отвечал за правильность делопроизв-ва, просматривал попутные (сопроводит.) статейные и партионные списки, разделял ссылаемых по разрядам, определял места по отсылке денег ссыльных, следил за своевр. передачей распределит, списков в экспедиции. В 1-м отд-нии Приказа велась статистика ссылаемых в Сибирь, по прибытии их в Тобольск ( Тюмень ) состав­ лялись алфавит, списки по разрядам, затем ссыльные распределялись по губерниям и областям региона, все это фиксировалось в именных (статейных) списках, после чего происходило окончат, освидетельствование преступников. Перед отправкой ссыльных составлялись партионные списки, сиб. экспедициям о ссыльных от­ сылались распределит, списки. В отд-нии проверялись счета пароходовладельцев на перевозку ссыльных и производился окончат, расчет с ними. Второе отд-ние занималось заготовкой, хранением и распределением среди ссыльных одежды, обуви, белья, заключало контракты с поставщиками имущества, принимало его и производило расчет. 23 дек. 1869 последовал указ о переводе Приказа о ссыльных из Тобольска в Тюмень, где он начал действо­ вать с 8 мая 1870. С сер. XIX в. вся масса ссыльных из Европ. России концентрировалась в Москве и отправ­ лялась в Ниж. Новгород, а затем по Волге и Каме —в Пермь. Отсюда их перевозили на лошадях, а затем по ж. д. до Тюмени и далее в летнее время на пароходах до Томска, зимой этапировали по Московскому тракту партиями. Из года в год числ. ссыльных увеличивалась, в 1880-е гг. через Тюмень в навигацию за неделю про­ ходило до 800 чел. Полит, и гос. преступники к месту отбытия наказания отправлялись отдельно от уголов. по Тюменско-Ачинскому пересыл. тракту в сопровождении жандарм, унтер-офицеров и солдат конвойных команд. В 1863—97 в Сибирь сослали без членов семей 425 502 чел. После сооружения Транссибирской магистрали и отмены уголов. ссылки в Сибирь законом от 12 июня 1900 значение Приказа резко упало, он был ликвиди­ рован 23 февр. 1904. Лит.: Рощевская Л. П. Последний осколок приказной системы / / Вопр. истории. 1976. № 12; Бушаров Е.А. Страницы истории тю­ менского Приказа о ссыльных //З е м л я Тюменская. Тюмень, 2004. Вып. 17 (Ежегодник Тюмен. обл. краевед, музея). Д. М. Шиловский

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2