Историческая энциклопедия Сибири II
В 1910 в Иркутске состоялся миссионер, съезд под председательством высокопреосв. Макария, архиеписко па Томского и Алтайского. Иркутский съезд постановил, «что проповедь, обучение, богослужение —одним словом, все виды миссионерского делания —должны совершаться на языке, понятном для «инородцев», причем миссия как таковая не должна задаваться посторонними целями, но должна стремиться к достижению своей собственной еди ной и высокой цели —приобрести язычников для Церк ви Христовой». На Иркутском миссионерском съезде, в части., были подведены и нек-рые итоги миссионер, деят-ти РПЦ за XIX и 1-е десятилетие XX в. И если среди зарубеж. миссий лучшей была признана духов ная миссия Русской церкви в Японии, то среди миссий, действовавших внутри страны, наибольшее признание получила Алтайская духовная миссия. После революции 1917 организованным формам деят-ти миссий РПЦ был нанесен сокрушит, удар. Поначалу службы в нек-рых миссионер, приходах еще совершались, но большинство их в последующем было за крыто. Мн. архипастыри и священники, катехизаторы и миссионеры репрессированы. Начавшееся в кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. возрождение РПЦ позволило обратиться и к проблеме правосл. миссии. После празднования 1000- летия Крещения Руси (1988) миссионер, деят-ть РПЦ в Сибири стала возрождаться, причем восстанавливается как внеш., так и внутр. миссия Церкви. Напр., возоб новляется работа правосл. миссионеров в Горн. Алтае. Возвращаются прежние и обустраиваются новые образо ват. заведения русской Церкви в сиб. епархиях. На Архиерейском соборе, состоявшемся в кон. 2005, вопрос о миссионер, деят-ти РПЦ прозвучал как один из самых актуальных, в т. ч. для Сибири. Протоиерей Борис Пивоваров ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДА НИЯ. Церковь, а также церковно-религ. обществ, орг-ции в кон. XIX —нач. XX в. выпускали наряду с епархиальными ведомостями ряд правосл. период, из даний. Их было немного. Так, нек-рые епархии издавали приложения к епархиальным ведомостям: Тобольская и Забайкальская —«Школьный листок», Томская в 1916— 17 —газ. «Пчела и воск», Владивостокская в 1912—13 — листок для религ.-нравств. чтения «Восточный бла говест». Правосл. церк. братства пытались наладить выпуск периодич. изданий. Тобольское епархиальное братство св. Димитрия Солунекого в 1902—09 издало 7 выпусков «Тобольского церковного древлехранили ща». Изд. представляло собой сб-ки ист. материалов, опубликованных на страницах «Тобольских епархи альных ведомостей». В 1913 Тобольским братством выпускалась еженед. газ. «Тобольский церковный листок». Редакторами «Листка» были члены братства Д.А. Смирнов и кафедральный прот. Н.Г. Грифцев. Кроме того, в библиогр. источниках упоминаются 4-страничные «Листки Тобольского епархиального братства св. Димитрия Солунского» (1894—1902). Редак торы —прот. Н.Г. Грифцев и священники Н. Тихомиров и Н. Богословский. В первые годы листки выходили еженедельно (не менее 50 в год), впоследствии —до 100 номеров в год и больше. В «Сводном каталоге сибирской и дальневосточной книги 1790—1917 гг.» приведены названия 43 листков за 1895 и 95 за 1897. Листки раз давали в осн. бесплатно после религ.-нравств. чтений. Иркутское церк. братство свт. Иннокентия ( К уль чицкого ) предприняло изд. «Записок» братства. В 1906 вышел в свет их 1-й и единств, выпуск, куда вошли статьи ист. содержания, а также затрагивающие вопросы церк. жизни и деят-ти братства. С 1914 оно издавало «Братские листки», посвященные истории Иркутской епархии, правосл. святыням, вопросам церк. жизни и политики. Енисейским братством свт. Иннокентия в 1917 издавался ежемес. церковно-обществ. ж. «Енисей ская церковная нива». В 1917 в Томске группой духовенства издавалась газ. «Новая жизнь» (редакторы П. Папшев и В. Фи липпов). В 1912 в Иркутске выходила ежеднев. газ. «Иркутский вестник», орган Союза православных при ходов. Ее редактором был иркут. миссионер, актив, член Братства свт. Иннокентия И.С. Климюк, издателем — А.В. Иванов. В Томске в 1912—15 выходила ежеднев. газ. «Том ский вестник». Ее издатель —Товарищество печатного дела. В 1913 это была полит., обществ., церк., лит. и экон. газета (редакторы — А.М. Леонов и Я. Г. Була нов). В 1915—16 в Томске выходила также вечер, газ. «Сибирский свет», находившаяся под сильным церк. влиянием. В Красноярске в 1906 существовала газ. «Православный сибиряк» (выходила 3 раза в неделю; ред.-издатель — В.Я. Абаимов). В Благовещенске в 1911 издавался религ.-нравств. ж. «К свету», а в 1913 — христиан, ежемес. ж. «Зернышко». Правосл. периодика, выходившая в Сибири в годы Гражданской войны , насчитывала сравнительно неболь шое число изданий. Известны издававшийся с 1 марта 1919 Высшим временным церковным упр-нием при А.В. Колчаке ж. «Сибирский благовестник», омский журнал Упр-ния гл. священника армии и флота «За святую Русь», новониколаевский «Русский богатырь» (1919), барнаульский «К свету», иркутский «Голос церкви». В Красноярске существовал орган обществ.- христиан, мысли газ. «Общее дело»; в Якутске в 1919 Союз православных христиан выпускал церковно-народ. листок для якутов «Афабыт-Поп». В 1918 и 1919 выхо дили Листки Балаганского Благочиннического совета, а также листовки «Свет», издававшиеся в Иркутске Кружком по распространению лит. религ.-нравств. содержания. В 1990-е гг. в связи с возрождением РПЦ в епархи ях начинают выходить новые периодич. издания (см. статьи, посвященные сиб. епархиям). Лит.: Поршнев Г.И. Книжная летопись Иркутска за годы рево люции (1917—1919 гг.). Иркутск, 1920; Сводный каталог периодики Западной Сибири (1789—1959 гг.): В 2 ч. Новосибирск, 1972—1974; Эйн горн И .Д . Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917—1937 гг.). Томск, 1982; Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий Сибири и Дальнего Востока 1789—1980 / ГПНТБ СО АН СССР. Новосибирск, 1989; Коновалова Е.Н. Кни гоиздание Тобольской губернии (вторая половина XIX — начало XX в.). Тюмень, 2002. Н.К. Чернышова ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКОВНО ОБЩЕСТВЕН НЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Возникновение и распростране ние П. ц.-о. о. в Сибири относится ко 2-й пол. XIX —нач. XX в. Здесь находились филиалы орг-ций, созданных в столич. городах: комитеты Православного Миссионер ского об-ва, отделы Имп. Православного Палестинского об-ва (ИППО) и др., а также самостоят. орг-ции, в т. ч. церк. братства. Появление последних было вызвано же ланием превратить правосл. приходы в реальные центры духов, и культур, жизни. В 1864 изданы «Основные правила для учреждения православных церковных братств», что и послужило исходной точкой в истории их деят-ти. В 1914 число братств в России превышало 700. Исследователи выделяют 4 типа братств: религ.- просветительные, миссионерские (противостарообряд- ческие, противосектантские), благотворительные, цер ковно-благоустроительные. Указ. направления деят-ти характерны и для братств Сибири.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2