Историческая энциклопедия Сибири II
66 кийск дацана и назван Даший Лхумболинг. Из Внутр. Мон голии туда был доставлен первый Юм (комплект свящ. текстов) и начались богослужения. Кудун. дацан сго рел, новый был построен в низовьях р. Мунгут, прито ка р. Кудун, в 1780 (или 75). Освящен монг. учеными ламами, настоятелем стал Лобсан Шираб. В 1850 (или 52) д а ц а н перенесен в низовья р. Заха-Шибирь, к сев. от р. Кижинга, где гл. здание и 3 малых храма (сумэ) были восстановлены в старом виде. Дацан стал назы ваться Кижингинским. 1-м настоятелем (ширетуем) К. д. стал монг. ла ма Лобсан Дондуб, изв. как первый распространитель б у д д и зм а среди хоринцев. С 1778 настоятелем долгое время был лама Лобсан Дондуб Пунцок. В 1796 на должность ширетуя избран Ригдэл Пунцук Сондолой, одновр. занявший эту должность и в Анинском дацане (Дондуб Дашилинг). После него 6-м настоятелем дацана стал Лобсан Содбо, благодаря к-рому был заново пере писан Г а н чж ур и построен Красный дуган —храм для докшитов, гневных охранных божеств, позже переве зен. в Кижингу. В нач. XIX в. Кудун. дацан приобрел статус 2-го по значению после Г у с и н о о з е р с к о г о д а ц а н а , т. к. с 1818 по 1853 должность дид-хамбо ламы за нимал здесь Тойнзол Цуванов, к-рый продолжал быть ширетуем в Кижинге вплоть до 1877. Мн. ламы К. д. получили образование в Т а м ч и н - с к о м , Анинском, Ц у г о л ь с к о м дацанах, в монастырях Монголии, Тибета. Нек-рые из них отличались глубо кими знаниями буддийск. философии, медицины, ас трономии. Дацан закрыли в 1936. Его имущество уничтожено, и большинство лам репрессировано. Совр. дацан вос становлен в 1994. В нач. 1990-х гг. на тер. дацана нача лось круп, стр-во ступы Джарон Хошур. В наст, время К. д. включает осн. здание и 3 доп. храма. Д. В. Аюшеева, Д.Л. Баяртуева кийск, с кон. XVII в. —с. Кийское (Никольское), с 1856 —окр. город К и й с к Т ом с ко й г у б . , указом от 1857 переименован в М а р и и н с к . КИКИН Иннокентий Арсеньевич (12 февр. 1878, с. Ушковское (Ушково-Чумаково) Томской губ. —26 окт. 1937, Новосибирск), священник, сщмч. (пам. 13 окт., 10 июня —в Со боре Сиб. святых и в день праздн. Собора новомуч. и исповедн. Россий ских). Сын священника. Образов.: Томская духовная семинария. С 18 авг. 1900 служил псаломщиком, с 3 дек. 1902 — учителем подгот. клас сов Томского духов, училища. За пед. деят-ть удостоен ордена Станис лава. С 1910 —священник и настоя тель Свято-Никольского молитв, дома с. Нижне-Каменского Барнаульского у. В 1922 и 1929 подвергался арестам, но всякий раз возвращался к слу жению. 28 июля 1937 был арестован по обвинению в «организации контрреволюционной работы, формирова нии повстанческих элементов на случай войны». В ходе следствия виновным себя не признал. 1 окт. «тройкой» У п р -н и я Н К В Д по З а п а д н о -С и б и р с к о м у кр . пригово рен к высш. мере наказания с конфискацией имущест ва, расстрелян. Причисление к лику святых состоялось 23 мая 2002. О.А. Павлова КИЛЬЧИЧАКОВ Михаил Еремеевич (21 нояб. 1919, улус Верх. Тея, Хакасия —23 авг. 1990, Абакан), поэт, драматург, организатор лит. процесса в Х а к а с и и . Род. в семье сказителей, работал в Хакасском драм. театре. Участник Великой Отечест венной войны. В кон. 1940-х —нач. 1950-х гг. —гл. реж. Хакасского обл. комитета по телевидению и радио вещанию, дир. Хакасского отд-ния Краснояр. кн. изд-ва, зав. лит. частью обл. драм, театра. В 1953 окончил Ли тературный ин-т им. А.М. Горького. С 1953 —чл. Союза писателей СССР, в 1953—60, 1974—90 —секр. Хакасского отд-ния Сою за сов. писателей. Первые лит. опыты относятся к нач. 1950-х гг. Известность получила муз. комедия «Медвежий лог» (1956), в традициях народ, юмора изображающая жизнь послевоен. хакас, села; в рус. переводе (В. Масса, М. Червинского) пьеса ставилась более чем в 100 те атрах страны. К. —авт. 10 сб. стихов на хакас, и рус. яз. («Живая кровь», «Следы, оставшиеся на сердце», «Ливень», «Старая лиственница», «Ожившие камни» и др.). Его стихи переведены на мн. яз. мира. Поэзия К. отличается жанровым многообразием: она включает лирич. стихотворения, стихи для детей, сказания, лиро- эпич. поэму («Хара-Хус» —«Черный орел»), драм, поэ му («Ожившие камни»), рубаи. Стихи из циклов «Мон гольская тетрадь», «Зарубежная тетрадь» содержат гражданств, мотивы. Засл. деятель искусств РСФСР. Награды: ордена «Знак Почета» и Дружбы наро дов. Соч.: Хулиалар («Всходы»). Абакан, 1952 (на хакас, яз.); Всхо ды. Медвежий лог: Пьесы. Абакан, 1958; Медвежий лог: Пьесы. М., 1958; Ливень: Стихи. Абакан, 1960; Сыиызым синде ле (Д у мы лишь о тебе). Абакан, 1983 (на хакас, яз.); Ожившие камни: Стихи и поэмы. М., 1987. Лит.: Писатели Хакасии. Библиогр. справочник. Абакан, 2000; Кошелева А .Л . М.Е. Кильчичаков //К ош ел ев а А.Л. Хакасская поэзия 1920—1990-х годов: типология и закономерности развития. Абакан, 2001; Майнагашева Н.С . Становление и развитие хакас ской драматургии. Абакан, 2006. А.Л. Кошелева КИМАКСКИЙ КАГАНАТ, кочевое гос-во, возник шее в сер. IX в. в сев.-вост. р-нах Казахстана в резуль тате объединения 7 тюрк., телесских и монг. племен. Основу будущей кимак. федерации составили зап. тюрк, племена йемеков и эймюров, входившие ранее в состав объединения «десяти стрел» Зап. Тюрк, каганата. Глава этого нового объединения носил титул «шад-тутук» (чин «военного губернатора»). В VIII в. после завоевания Се миречья карлуками и принятия ими и с л а м а часть тюрк, племен переселилась за пределы сев. границ карлукско- го гос-ва в долину Иртыша. После разгрома кыргызами Уйгур, каганата в Прииртышье мигрировали телесские племена, не желавшие подчиняться новым правителям. В этот же период из Вост. Монголии в верховья Ир тыша переселились монг. племена татар, байандуров и каи, затронутые воен. походами кыргызов. Под угро зой последних 7 зап. тюрк., телесских и монг. кочевых племен объединились в кимак. федерацию, а затем и в гос-во, глава к-рого первонач. принял один из высш. тюрк, титулов —«байгу» («ябгу»), позднее —каган. В состав кимак. гос-ва входили также оазисы с города ми и оседлым ремесл. и земледельч. согдийским насе лением. Полит, центр К. к. —хорошо укреп, столица Хакан —находился в Алакольской озерной котловине. Все города были укреплены, на их тер. располагались храмы, жилые дома и базары. Гвардия «царя кимаков» составляла 20 тыс. всадников. Гос-во по племенному и территор. принципу делилось на 12 областей, во главе к-рых стояли правители, передававшие свою власть по наследству от отца к сыну. Каждая область должна была снарядить и отправить в армию кагана опред. воинский контингент. Отд. отряды формировались из гор. жите
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2