Историческая энциклопедия Сибири II
ди вост. якутов и эвенков. В этот период он основывал храмы, часовни, переводил священные и богослужеб. книги на якут, и эвенк, (тунгус.) яз. 19 июля 1859 в Якутском Троицком соборе впервые совершалось бого служение на якут. яз. Миссионер, деят-ть свт. Инно кентия распространялась на самые отдален, народности Приамурья и даже заграничные маньчжур, племена, куда он послал своего сына свящ. Гавриила Вениамино ва. А когда в 1858 к России отошел Уссурийский кр., святитель немедленно направил туда миссионеров для проповеди Евангелия нивхам (гилякам), эвенкам (оро чонам), нанайцам (гольдам) и др. племенам, жившим в Приамурье. Там он устраивал миссионер, станы, строил храмы и школы и через Китайскую миссию приобретал для новообращенных книги на маньчж. яз. После смерти митрополита Московского Филарета (ум. 1867) свт. Иннокентий был назначен его пре емником. На Московской кафедре он по-прежнему остался верен своему миссионер, долгу. Его настоя нием Православное Миссионерское об-во, открытое в С.-Петербурге в 1865, было переведено в Москву, где митр. Иннокентий сам его и возглавил. Одновр. во мн. епархиях учреждены отд-ния Миссионерского об-ва под председательством мест, архиереев. Эти отд-ния оказы вали постоян. финанс. поддержку действующим мисси ям. В 1870 по инициативе свт. Иннокентия в пределах Русской Америки открыта Алеутская и Североамери канская епархия РПЦ с кафедрой в Сан-Франциско. В 1898—1907 там проходил епископ, служение преосв. Тихон (Белавин; впоследствии — Патр. Московский и всея Руси). Своими архипастыр. трудами Преосв. Тихон во многом содействовал делу духов, и культур, сближения народов России и Америки. В XX в. одним из выдающихся миссионеров РПЦ являлся митр. Нестор (Анисимов). В 1907 он, будучи иеромонахом, назначается настоятелем Корякской по ходной миссии и, получив благословение на свой бла- говестнический труд от прот. Иоанна Сергиева, отправ ляется на Камчатку. В р-не действия походной миссии иером. Нестора проживали эвенки и тунгусы (почти все уже крещеные), коряки (среди них обращенных в христианство было совсем немного) и чукчи —народ, до того времени по существу не слышавший проповедь о Христе. Иером. Нестор переводил на язык камчадалов молитвы и избр. места из Евангелия, обучал их рус. яз., заботился об устройстве школ. Кроме того, с самого начала миссионер, деят-ти ему пришлось приложить немало усилий для спасения от голод, смерти своих па сомых, крайне бедствовавших в те годы. Иером. Нестор разработал проект Камчатского братства, открытого в 1910. Он ездил в Москву, С.-Петербург, Казань, Пермь и др. города, убеждая состоят, лиц способствовать делу спасения бедствующих жителей Камчатки и Чукотки. По примеру ревностного иеромонаха мн. люди направились на Камчатку помогать миссионерам. На пожертвования Камчатского братства приобреталось все необходимое для устройства быта камчадалов. Иером. Нестор устра ивал колонии для больных, создавал различного рода приюты и сам на собаках объезжал окормляемые им территории. Для больных проказой миссионер устраивал лепрозории. Большим событием в жизни миссии явил ся Камчатский миссионерский съезд, проходивший в с. Иоасафовском в 1914. В 1910 в С.-Петербурге издано соч. иером. Нестора «Православие в Сибири», в к-ром дана характеристика деят-ти выдающихся сиб. архипастырей. В 1916 архим. Нестор, 2 года пробывший на фронтах Первой мировой войны , рукоположен во епископа Камчатского и Петро павловского. И в этот период епископ-миссионер мн. ез дил по Камчатке и Чукотке, оказывая помощь народам, страдавшим от землетрясений и эпидемии черной оспы. В 1917 еп. Нестор был участником Всероссийского По местного собора РПЦ, после к-рого из-за воен. действий не смог вернуться к своей пастве и оказался за границей. В 1948, будучи экзархом Патриарха Московского и всея Руси в Юго-Вост. Азии, он подвергся аресту в Харбине, провел мн. лет в мордовских лагерях. По освобожде нии в 1956—58 был митрополитом Новосибирским и Барнаульским, а свой миссионер, путь закончил в сане митрополита Кировоградского (ум. 1962). Погребен у храма на ст. Переделкино под Москвой. Кон. XIX —нач. XX в. —особый период миссионер, деят-ти РПЦ. В это время миссии постепенно охваты вают все уголки обширнейшей Российской империи и начинают выходить в соседние страны. В системе высш. церк. упр-ния создается спец. орган —Миссионерский совет при Свят. Синоде, координирующий эту деят-ть. Особенно активно работали рус. духов, миссии в Ки тае, Корее, на Ближ. Востоке. Хотя с 1715 в Пекине и существовала Русская духовная миссия, она лишь совершала богослужения для небольшой рус. коло нии. Правда, уже с нач. XIX в. члены миссии активно занимались изучением кит. яз., традиций и обычаев страны, а также ее истории и географии. Особое значе ние в деле становления рус. синологии (китаеведения) имели труды Иакинфа (Бичурина; ум. 1853), бывшего в 1807—20 начальником миссии в сане архимандрита. В 1858 кит. пр-во наконец разрешило представителям РПЦ заниматься миссионер, деят-тью среди китайцев но всей стране. Замечат. миссионером в Китае был иером. Исаия (Пешкин; ум. 1871). В 1866 благодаря его тру дам совершено 1-е богослужение на кит. яз. Тяжкому испытанию подверглась правосл. миссия в 1900, когда во время Боксерского восстания были разгромлены типо графия миссии и почти все ее храмы. Из 1 тыс. правосл. китайцев 300 убиты. Впрочем, накануне Первой мировой войны удалось не только восстановить утраченное, но и неск. приумножить плоды миссионер, работы. С 1902 миссию возглавлял еп. Иннокентий (Фигуровский). В этот период восстановлены или открыты вновь 20 храмов со школами, муж. монастырь и жен. община в Пекине. Одновр. появились миссионер, отд-ния в Хайларе, Тяньцзине, Юншинфу и Шанхае. В 1900 начал свою миссионер, деят-ть в Корее архим. Хрисанф (Щетковский). Его заботами в Сеуле образо вана правосл. община. Весьма успешной была деят-ть архим. Павла (Ивановского; ум. 1919), впоследствии епископа Никольско-Уссурийского, к-рый перевел бо гослужеб. книги на кор. яз. и обратил в христианство тысячи корейцев. Во 2-й пол. XIX в. началась проповедь православия в Японии. Св. равноап. Николай (Касат кин), архиепископ Японский (1836—1912), свои труды начал в 1861. Он основал Японскую православную церковь, в 1912 она была представлена 266 общинами, в составе к-рых числилось 33 017 правосл. японцев (только в 1911 крещено 1 082 чел., в 1912 — 1 009). На службе Церкви при этом состояло 34 священника, 6 диаконов (все —японцы) и 116 катехизаторов. Япон ская православная церковь имела Духовную семинарию (89 учащихся), 2 жен. училища, типографию, где из давались 3 журнала, а также печаталась богословская лит. — переводная и оригинальная. За 50 лет своего благовестничества на этой земле свт. Николай перевел на яп. яз. Священное Писание и богослужеб. книги. Для подготовки пастырей из среды мест, населения он открыл в Токио семинарию и учредил неск. катехизат. училищ. Правосл. труды миссионера свт. Николая (Касаткина) в Японии были направлены не только на созидание живой христиан. Церкви, но и на сближение культур народов России и Японии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2