Историческая энциклопедия Сибири II

ди вост. якутов и эвенков. В этот период он основывал храмы, часовни, переводил священные и богослужеб. книги на якут, и эвенк, (тунгус.) яз. 19 июля 1859 в Якутском Троицком соборе впервые совершалось бого­ служение на якут. яз. Миссионер, деят-ть свт. Инно­ кентия распространялась на самые отдален, народности Приамурья и даже заграничные маньчжур, племена, куда он послал своего сына свящ. Гавриила Вениамино­ ва. А когда в 1858 к России отошел Уссурийский кр., святитель немедленно направил туда миссионеров для проповеди Евангелия нивхам (гилякам), эвенкам (оро­ чонам), нанайцам (гольдам) и др. племенам, жившим в Приамурье. Там он устраивал миссионер, станы, строил храмы и школы и через Китайскую миссию приобретал для новообращенных книги на маньчж. яз. После смерти митрополита Московского Филарета (ум. 1867) свт. Иннокентий был назначен его пре­ емником. На Московской кафедре он по-прежнему остался верен своему миссионер, долгу. Его настоя­ нием Православное Миссионерское об-во, открытое в С.-Петербурге в 1865, было переведено в Москву, где митр. Иннокентий сам его и возглавил. Одновр. во мн. епархиях учреждены отд-ния Миссионерского об-ва под председательством мест, архиереев. Эти отд-ния оказы­ вали постоян. финанс. поддержку действующим мисси­ ям. В 1870 по инициативе свт. Иннокентия в пределах Русской Америки открыта Алеутская и Североамери­ канская епархия РПЦ с кафедрой в Сан-Франциско. В 1898—1907 там проходил епископ, служение преосв. Тихон (Белавин; впоследствии — Патр. Московский и всея Руси). Своими архипастыр. трудами Преосв. Тихон во многом содействовал делу духов, и культур, сближения народов России и Америки. В XX в. одним из выдающихся миссионеров РПЦ являлся митр. Нестор (Анисимов). В 1907 он, будучи иеромонахом, назначается настоятелем Корякской по­ ходной миссии и, получив благословение на свой бла- говестнический труд от прот. Иоанна Сергиева, отправ­ ляется на Камчатку. В р-не действия походной миссии иером. Нестора проживали эвенки и тунгусы (почти все уже крещеные), коряки (среди них обращенных в христианство было совсем немного) и чукчи —народ, до того времени по существу не слышавший проповедь о Христе. Иером. Нестор переводил на язык камчадалов молитвы и избр. места из Евангелия, обучал их рус. яз., заботился об устройстве школ. Кроме того, с самого начала миссионер, деят-ти ему пришлось приложить немало усилий для спасения от голод, смерти своих па­ сомых, крайне бедствовавших в те годы. Иером. Нестор разработал проект Камчатского братства, открытого в 1910. Он ездил в Москву, С.-Петербург, Казань, Пермь и др. города, убеждая состоят, лиц способствовать делу спасения бедствующих жителей Камчатки и Чукотки. По примеру ревностного иеромонаха мн. люди направились на Камчатку помогать миссионерам. На пожертвования Камчатского братства приобреталось все необходимое для устройства быта камчадалов. Иером. Нестор устра­ ивал колонии для больных, создавал различного рода приюты и сам на собаках объезжал окормляемые им территории. Для больных проказой миссионер устраивал лепрозории. Большим событием в жизни миссии явил­ ся Камчатский миссионерский съезд, проходивший в с. Иоасафовском в 1914. В 1910 в С.-Петербурге издано соч. иером. Нестора «Православие в Сибири», в к-ром дана характеристика деят-ти выдающихся сиб. архипастырей. В 1916 архим. Нестор, 2 года пробывший на фронтах Первой мировой войны , рукоположен во епископа Камчатского и Петро­ павловского. И в этот период епископ-миссионер мн. ез­ дил по Камчатке и Чукотке, оказывая помощь народам, страдавшим от землетрясений и эпидемии черной оспы. В 1917 еп. Нестор был участником Всероссийского По­ местного собора РПЦ, после к-рого из-за воен. действий не смог вернуться к своей пастве и оказался за границей. В 1948, будучи экзархом Патриарха Московского и всея Руси в Юго-Вост. Азии, он подвергся аресту в Харбине, провел мн. лет в мордовских лагерях. По освобожде­ нии в 1956—58 был митрополитом Новосибирским и Барнаульским, а свой миссионер, путь закончил в сане митрополита Кировоградского (ум. 1962). Погребен у храма на ст. Переделкино под Москвой. Кон. XIX —нач. XX в. —особый период миссионер, деят-ти РПЦ. В это время миссии постепенно охваты­ вают все уголки обширнейшей Российской империи и начинают выходить в соседние страны. В системе высш. церк. упр-ния создается спец. орган —Миссионерский совет при Свят. Синоде, координирующий эту деят-ть. Особенно активно работали рус. духов, миссии в Ки­ тае, Корее, на Ближ. Востоке. Хотя с 1715 в Пекине и существовала Русская духовная миссия, она лишь совершала богослужения для небольшой рус. коло­ нии. Правда, уже с нач. XIX в. члены миссии активно занимались изучением кит. яз., традиций и обычаев страны, а также ее истории и географии. Особое значе­ ние в деле становления рус. синологии (китаеведения) имели труды Иакинфа (Бичурина; ум. 1853), бывшего в 1807—20 начальником миссии в сане архимандрита. В 1858 кит. пр-во наконец разрешило представителям РПЦ заниматься миссионер, деят-тью среди китайцев но всей стране. Замечат. миссионером в Китае был иером. Исаия (Пешкин; ум. 1871). В 1866 благодаря его тру­ дам совершено 1-е богослужение на кит. яз. Тяжкому испытанию подверглась правосл. миссия в 1900, когда во время Боксерского восстания были разгромлены типо­ графия миссии и почти все ее храмы. Из 1 тыс. правосл. китайцев 300 убиты. Впрочем, накануне Первой мировой войны удалось не только восстановить утраченное, но и неск. приумножить плоды миссионер, работы. С 1902 миссию возглавлял еп. Иннокентий (Фигуровский). В этот период восстановлены или открыты вновь 20 храмов со школами, муж. монастырь и жен. община в Пекине. Одновр. появились миссионер, отд-ния в Хайларе, Тяньцзине, Юншинфу и Шанхае. В 1900 начал свою миссионер, деят-ть в Корее архим. Хрисанф (Щетковский). Его заботами в Сеуле образо­ вана правосл. община. Весьма успешной была деят-ть архим. Павла (Ивановского; ум. 1919), впоследствии епископа Никольско-Уссурийского, к-рый перевел бо­ гослужеб. книги на кор. яз. и обратил в христианство тысячи корейцев. Во 2-й пол. XIX в. началась проповедь православия в Японии. Св. равноап. Николай (Касат­ кин), архиепископ Японский (1836—1912), свои труды начал в 1861. Он основал Японскую православную церковь, в 1912 она была представлена 266 общинами, в составе к-рых числилось 33 017 правосл. японцев (только в 1911 крещено 1 082 чел., в 1912 — 1 009). На службе Церкви при этом состояло 34 священника, 6 диаконов (все —японцы) и 116 катехизаторов. Япон­ ская православная церковь имела Духовную семинарию (89 учащихся), 2 жен. училища, типографию, где из­ давались 3 журнала, а также печаталась богословская лит. — переводная и оригинальная. За 50 лет своего благовестничества на этой земле свт. Николай перевел на яп. яз. Священное Писание и богослужеб. книги. Для подготовки пастырей из среды мест, населения он открыл в Токио семинарию и учредил неск. катехизат. училищ. Правосл. труды миссионера свт. Николая (Касаткина) в Японии были направлены не только на созидание живой христиан. Церкви, но и на сближение культур народов России и Японии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2