Историческая энциклопедия Сибири II
(Крутицкой) епархии прибыла духов, миссия из 19 чел. во главе с иером. Иоасафом (Хотунцевским). Миссия открыла десятки школ, в к-рых обучалось неск. сотен детей. К кон. XVIII в. правосл. миссионеры прошли почти всю сиб. землю и обратили в христианство де сятки тысяч «язычников», а также немало ламаистов и магометан. Новый период в истории правосл. миссионерства в Сибири характеризуется прежде всего устройством пос тоянно действовавших миссий. В это время еще большее внимание уделялось созданию миссионер, школ, начат перевод Священного Писания и богослужеб. книг на языки народов Сибири, расширились культур, и экон. связи корен, народов с рус. населением. В 1830 среди калмыков Бийского окр. Томской губ. начал свой путь миссионера архим. Макарий {Глухарев). Сначала он основал миссионер, стан в Майме, а затем переселился в Улалу (ныне — Горно-Алтайск ) —селение, ставшее центром Алтайской духовной миссии. Перевод книг Священного Писания и богослужеб. книг на языки мест, жителей архим. Макарий считал вернейшим средством для утверждения своих духов, детей в вере Христовой. За 14 лет пребывания на Алтае он перевел Евангелие, отд. места из Книг Ветхого Завета, Деяний и Посланий апостольских и нек-рые богослужеб. тексты. Архим. Макарий составил «Оглашение алтайцев» и написал «Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между магометанами, евреями и язычниками в Российской державе». С 1865 стало совершаться богослужение на алт. яз., в 1874 Свят. Синод разрешил Алтайской духовной мис сии иметь собств. типографию и публиковать переводы книг, а также сочинения на алт. яз. Однако сложности, связанные с устройством типографии, не позволили быстро наладить печать. Поэтому книги на алт. яз. печатались сначала в С.-Петербурге, затем в Казани и только с кон. 1880-х гг. стали выходить в Томске и Бийске. Наивысшего расцвета Алтайская духовная миссия достигла при еп. Макарии (Невском). Она послужила образцом при устройстве подобных миссий в Вост. и Зап. Сибири. Алтайская духовная миссия воспитала для РПЦ более 10 иерархов, мн. миссионе- ров-просветителей, ученых, писателей и переводчиков. Алт. миссионеры, распространяя христианство среди корен, жителей Горн. Алтая и Горн. Шории, учили их грамоте, лечили, защищали от произвола властей, от обидчиков-торговцев, от мест, знати. Миссия никогда не была офиц. правительств, учреждением, не занималась колонизацией алт. земель, эксплуатацией мест, жителей и их русификацией. Документы из фондов Алтайской духовной миссии свидетельствуют об исключительно важном ее значении в истории алт. народа, о большой патриотич. деят-ти алт. миссионеров, о братской любви алт. народа к русскому. Именно поэтому все труды алт. миссионеров сохранили свое значение до наст, времени. Переоценить значение Алтайской духовной миссии в истории РПЦ и Отечества невозможно. В 1882 из Алтайской миссии выделилась Киргизская с центром в Семипалатинске. Почти одновр. с Алтай ской возникли Обдорская и Кондинская миссии (1844), затем Туруханская (1850), Сургутская, Минусинская (1867) и Семипалатинская (1868). В Енисейском кр. проповедь православия вели священники т. н. мисси онер. приходов. На севере Енисейского губ. у ненцев , эвенков и якутов было ок. 14 таких приходов, охва тывавших большие территории. Священникам прихо дилось преодолевать расстояния в тысячи километров, чтобы посетить свою паству. На юге Енисейской губ. подобным образом трудились миссионеры Минусинской миссии. В 1814 епископ Иркутский Михаил (Бурдуков) ос новал среди бурят Забайкальскую миссию. В ее состав вошли большой знаток бурят, яз. свящ. Александр Бобровников и крещеный бурят Михаил Сперанский. Ревностным проповедником и просветителем язычников был архиепископ Иркутский Нил {Исакович). Он мн. путешествовал по дальневост. окраинам страны и счита ется 1-м рус. исследователем буддизма. Сподвижником архиеп. Нила по переводу Священного Писания на бу рят. яз. стал Николай Нилов-Доржеев. Побуждением к принятию им христианства послужило чудесное видение Святого Креста в небе Даурии. Николай Нилов-Доржеев стал ревностным миссионером, принял священный сан и до конца своей жизни переводил священные и богослу жеб. книги на бурят, яз. Еще большее развитие мисси онер. дело в Вост. Сибири получило при архиепископе Иркутском Парфении (Попове). Святитель-миссионер значительно улучшил орг-цию Иркутской и Забайкаль ской миссий, вызвал из Европ. России для миссионер, служения монахов, устроил мн. новых станов и школ. В 1866 заботами архиеп. Парфения открыто Иркутское отд-ние Православного Миссионерского об-ва, в 1870 переименованное в Иркутский комитет Миссионерского об-ва. Комитет наладил обшир. издат. деят-ть. С 1867 ар хиеп. Парфений постепенно вводил во всех бурят, храмах богослужение на бурят, яз. Миссия оказывала благотвор. влияние на быт новообращенных кочевников, приучая их к оседлой жизни, выделяя им земельные наделы и устраивая для них школы и благотворит, учреждения. Намного труднее приходилось миссионерам Забайкалья, где ламы активно противодействовали христиан, пропо веди (см. Забайкальская духовная миссия). В 1793 на Аляску отправлена миссия из иноков Валаамского Спасо-Преображенского и Коневского Рождественского мон-рей во главе с архим. Иоасафом (Болотовым). В первый же год (1794) правосл. мис сионерами на о-ве Кадьяк крещено более 7 000 мест, жителей. Но первоначальная деят-ть миссии оказалась непродолжительной (см. Аляскинская миссия). В тече ние 44 лет нес миссионер, служение в Америке валаам ский инок Герман (см. Герман {Зырянов)). Отец Герман до самой своей кончины (ум. 13 дек. 1837) оставался духов, отцом и пастырем. В 1840 указом Свят. Синода открыта Камчатская епархия с подчинением ей охотских и американских приходов. По настоянию митрополита Московского Филарета (Дроздова) туда был направлен епископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Ве ниаминов) —прославленный миссионер, при к-ром про исходит возрождение миссионер, деят-ти на Камчатке. В епархию свт. Иннокентия входили многочисл. народ ности, населявшие Камчатку, Алеутские и Курильские о-ва и все побережье Охотского моря. Большую часть времени святитель проводил в разъездах, постоянно наблюдая за работой миссионеров своей епархии. При деятельном участии свт. Иннокентия его ближайшие помощники перевели на якут. яз. все книги Нового За вета (кроме Апокалипсиса), нек-рые ветхозавет. книги, а также составили краткие духов, поучения для мест, жителей. Свт. Иннокентий побуждал миссионеров учить детей как родному, так и рус. яз. Не забывал мисси онер и далекой Чукотки. Туда он направил камчат. и якут, священников. В 1850 они основали миссию для просвещения Христовой верой чукчей, юкагиров и др. народностей. По инициативе и трудами проповедника созданы миссии: Нушегакская, Кенайская, Квихпак- ская (в Сев. Америке), Чукотская и Амурская. С 1859, когда при Камчатской епархии было открыто Якутское вик-ство, ставшее в 1869 самостоят. епархией, большие миссионер, труды предстояли архиеп. Иннокентию сре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2