Историческая энциклопедия Сибири II

стороны властей. Староверы стали приобретать ико­ ны, написанные в «древлеправославных» традициях, у мест, мастеров, часть к-рых работала в монастырях (напр., в Далматовском Успенском , до кон. XVII в. остававшемся одним из тайных центров староверия). Талант, иконники, приверженцы беглопоповщины (на­ правления, принимавшего «беглых» священников из «никонианской» Церкви), заложившие основы «невьян­ ской» школы, обитали в нелегал, скитах (тип небольших монастырей), в первую очередь рядом с демидовскими заводами. Среди них выделялись иноки Паисий (Заверт- кин, ок. 1689—1768), Гурий (Перетрутов, ок. 1657—не позднее 1743), Григорий (Коскин, сер. 1720-х гг. —кон. XVIII в.), Т.Б. Заверткин (1727—69), И.В. Богатырев (1750 —после 1828) и их ученики. «Невьянская» школа вскоре перешла на полулегал. существование на Деми­ довских заводах. В старообряд. селениях по притокам р. Исети (сев.-запад Курганского, юг Тюменского и Ялу­ торовского у.), единоверных беглопоповцам Урала, хотя и работали свои иконописцы (в сер. XVIII в. выполнял такие заказы старообряд. священник исетских прихо­ дов Симеон Ключарев), собств. школа не оформилась. Среди беглопоповцев Зап. Сибири распространялось большое кол-во икон, изготовленных на горных заводах Екатеринбурга, Невьянска, Ниж. Тагила. Иконники Зауралья, чья живописная манера отличалась от завод­ ской, к сер. XIX в. утратили «высокий стиль», прису­ щий ранним старообряд. иконам. Примерно к этому же времени стало очень заметным влияние на иконописную традицию беглопоповцев гуслицких мастеров (Москов­ ская губ.), работавших в 1840—60-е гг. на старообрядцев Урала и Зауралья. Кроме икон на деревян. досках, старообрядцы использовали медные (распятия, образки, «складни» — складывающиеся иконы из неск. соединенных друг с другом створок), изготовление к-рых в ряде мест было запрещено и осуществлялось нелегально. Легал. мастерские работали в Ялуторовском, Курганском и др. уездах до нач. XX в. Распространялись за Уралом также изделия меднолитейных промыслов Москвы и Поволжья. В среде сиб. беспоповцев (поморского согласия, филипповцев, федосеевцев и др., кроме «рябиновцев», признававших лишь нек-рые иконы, и «немоляк» и «дырников», не признававших их совсем) имели хожде­ ние иконы, поставлявшиеся «иконописными палатами» Выгорецкой поморской обители (Рус. Север). Помор­ ские иконы отличались не только чисто живописными особенностями, но и содержанием: на них, напр., не изображался Св. Дух в виде голубя, на распятии при­ знавалась каноничной только надпись: «1[су]с Х[ристо]с Ц[а]рь С[ла]вы» — и т. п. Медные иконы для этих согласий также делались по поморским образцам. Белокриницкая старообряд. церковь, возникшая в сер. XIX в., обладавшая полной иерархией (архиереи, священники, диаконы), обзавелась собств. иконопис­ ными центрами, в т. ч. на Урале, откуда их продукция расходилась и по Сибири. Писали для нее также мас- тера-нестарообрядцы в стиле «древней традиции» или по предложенным образцам. Как и офиц. Православная церковь, старообряд­ чество испытало преследования после окт. 1917. Унич­ тожались молельные дома, церкви, церковнославян. книги и иконы. Исчезли также иконописные центры, невозможной стала работа отдельных мастеров-иконо- писцев. Нек-рые из них подверглись репрессиям. Так, в 1930-е гг. сгинул в лагерях имевший патент иконописца В.Ф. Балыкин. Его семья, переехавшая в 1870-е гг. из Казанской губ. на Алтай, осела в дер. Шмаково (ныне — р-н с. Залесово). Немногие другие работали в глубоком подполье, подвергаясь постоян. опасности. Возобновившееся в ряде сиб. старообряд. центров ико- нописание пока не достигло уровня дорев. мастеров; используются, кроме редких уцелевших старых образов, в осн. иконы, изготовленные по «древним образцам» в центрах Европ. России. Лит.: Сибирская икона. Омск, 1999. Н.Д. Зольникова ПРАВОСЛАВНЫЕ МИССИИ В СИБИРИ И МИССИОНЕРСТВО В Сибири миссии как спец. учреждения появились лишь в XVIII в.: с этого време­ ни Церковь Сибирская украшается именами славных миссионеров — Филофея {Лещинского ) и Иоанна {Максимовича), митрополитов Тобольских; Иннокен­ тия {Кульчицкого) и Софрония {Кристалевского), епископов Иркутских; Иннокентия {Вениаминова) и Макария {Невского), митрополитов Московских, и мн. др. великих проповедников Евангелия сиб. народам. В кон. 1702 — нач. 1703 при архиерейском доме митр. Филофеем (Лещинским) открыта 1-я в Сибири и 2-я в России провинциальная школа для обучения детей священнослужителей. В школе обучались также дети новокрещеных хантов и ненцев. В 1705 митр. Фи­ лофей отправил группу миссионеров во главе с архим. Мартинианом на Камчатку. В 1709 в связи с тяжелой болезнью свт. Филофей принял схиму с именем Феодор и удалился на покой в устроенный им Тюменский Свя­ то-Троицкий мон-рь, но вскоре вернулся к миссионер, служению. Преемник митр. Филофея митр. Иоанн (Максимович; 1711—15) предложил ему, а также неск. священникам и монахам продолжить миссионер, дело в Сибири. Он снабдил миссионеров церк. утварью и направил их сначала на север, затем на юг и восток Сибири. Митр. Иоанн послал в Пекин 1-ю правосл. миссию во главе с архим. Иларионом (Лежайским). В течение своего 15-летнего благовестнического служения митр. Филофей предпринял 6 миссионер, путешествий. По смерти свт. Иоанна митр. Филофей (схимитр. Фе­ одор) вновь назначается на Тобольскую кафедру. В 1726 в возрасте 76 лет он осуществляет свое последнее миссионер, путешествие в Обдорск (ныне —Салехард) к некрещеным хантам. По пути следования митрополит посещает устроенные им ранее храмы, укрепляя в вере новообращенных. Др. выдающийся сиб. миссионер XVIII в. — свт. Иннокентий (Кульчицкий), 1-й епископ Иркутский (ум. 1731). В 1722 с титулом епископа Переяславского он на­ правляется начальником миссии в «Хинское царство» — Китай, но, не допущенный туда богдыханом, останав­ ливается в Селенгинском Преображенском мон-ре в Забайкалье. За время долгих переговоров с кит. властя­ ми еп. Иннокентий изучил бурят, яз. Позже он устроил в Иркутском Вознесенском мон-ре рус.-монг. миссио­ нер. школу на 25 учеников. В 1736 в ней обучалось 70 воспитанников. 1-м преподавателем монг. яз. в школе был настоятель монастыря архим. Антоний. В 1725 вы­ яснилось, что кит. власти не желали дать пропуск главе миссии, и в 1727 свт. Иннокентий назначен Синодом на новоучрежденную Иркутскую кафедру. Святитель особенно мн. трудился над обращением в православие прибайкал. бурят. Преемниками свт. Иннокентия по Иркутской кафедре были ревностные миссионеры еп. Иннокентий {Нерунович', 1732—41) и свт. Софроний (Кристалевский; 1754—71). Свт. Софроний, посылая миссионеров в Забайкалье, на Камчатку и в Якутию, призывал их обращать особое внимание на улучшение жизни новокрещеных. В сер. XVIII в. возобновлена миссионер, деят-ть на Камчатке, куда в 1745 из Сарской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2