Историческая энциклопедия Сибири II

фамилии: в кон. 1580-х гг. от царя Федора Иоанновича были присланы иконы Христа Спасителя, Богородицы «Одигитрии» и Спаса Нерукотворного для Тобольской Троицкой церкви; в 1601 от царя Бориса Годунова —об­ разы Бориса и Глеба и Деисус из 9 икон в Туринскую церковь, в 1607 от царя Василия Шуйского —неск. поч­ ти полных иконостасов в Верхотурский мон-рь; ок. 1623 от царя Михаила Феодоровича —иконы «в Кузнецкий Преображенский собор и два Тарские монастыри». До сер. XVII в. одним из постоян. источников массового рыночного снабжения Сибири П. и. были сольвычегод. мастерские Н.Г. и М.Я. Строгановых. Везли за Урал и продукцию осн. иконописных центров России: новго­ родского, поморского (Вологда, Великий Устюг и др. города Рус. Севера) и московского. С сер. XVII в. в Сибирь сотнями доставляли дешевые Владимир, иконы упрощенного письма. Мастера из упомянутых центров приезжали и для длительной работы в сиб. городах. Собств. иконописание организовал 1-й сиб. архиепис­ коп Киприан ( Старорусенков) . В 1622 в Тобольском архиерейском доме работали иконники Второй Матвеев и Богдан Иванов. Иконы для Софийского собора То­ больска писал мест, протод. Матфей (двусторонние — Софии Премудрости Божией и Богоматери «Знамение», а также Богородицы «Одигитрии» и Троицы). В 1637 он написал знаменитую Абалакскую «Знамение» ико­ ну Божией Матери , ставшую 1-й чудотвор, иконой Сибири; поклонение ей вышло за рамки региона. По­ пулярность обрели изображения первых сиб. святых — Симеона Верхотурского и Василия Мангазейского, имевшие неск. иконогр. типов. В последующие века к ним добавились иконы с изображением сиб. владык: свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского и свт. И н ­ нокентия (Кульчицкого) Иркутского. В 1630—40-е гг. иконописцы Тобольска уже занимались систематич. обу­ чением своему искусству. Круп, центрами иконописания стали монастыри, сохранив эту функцию до нач. XX в. В 1-й пол. XVII в. в Тюмени, Туринске и др. горо­ дах постоянно работали иконописцы, обслуживавшие быстро строившиеся церкви и мест, жителей. Ведущие мастера из адм. центров надолго выезжали для исполне­ ния круп, заказов в отдаленные концы обшир. округи. Так, вначале для выполнения мест, работ в Енисейск приезжали специалисты-иконники из Тобольска, а затем енисейск. иконописцы создавали иконы для всей Вост. Сибири, на годы оседая в ее нас. пунктах. В Иркутске постоянные иконописцы появляются лишь со 2-й четв. XVIII в.: первыми становятся духов, лица архиерей­ ского дома и гор. церквей (иерод. Никон Красовский, иерей Богоявленского собора С.И. Копылов). Во 2-й пол. XVII в. Сибирь уже могла удовлетворять потребности храмов в свящ. образах своими силами, хотя на этом поприще здесь работали мастера и Рус. Севера, и др. центров Европ. России. В это же время оформляются осн. особенности сиб. иконописи. Одно из направлений следовало принципам строгановской шко­ лы, другое —севернорус. «темновидным» образцам с их лаконизмом. Отмечались в сиб. иконографии и подра­ жания моек, новациям, связанным с именем С.Ф. Уша­ кова, на церк. живопись к-рого повлиял реализм изоб­ разит. искусства Нового времени. Нек-рые сиб. иконы отражали характер, внеш. особенности абориг. народов: лики на образах обретали монголоид, черты. С нач. XVIII в., когда на Тобольской кафедре появляются архиереи —выходцы с Украины и с ними художники из Киева, иконопись Сибири испытывает возрастающее влияние стиля барокко и особенностей живописи Нового времени. С сер. этого столетия при изготовлении образов для иконостасов широко приме­ няется. работа маслом на холсте. В Вост. Сибири этот процесс усвоения принципов нового искусства по тем же причинам ускоряется с 1727, времени образова­ ния самостоят. Иркутской епархии. Ее 1-й архиерей, свт. Иннокентий (Кульчицкий), еще до своего поставле- ния во епископы, проживая в Селенгинском Троицком мон-ре, сам создавал для мест, церкви иконы «мало- российского письма». Складывалось т. н. сиб. барокко. Источником зап.-европ. влияния на церк. искусство Сибири с нач. XIX в. стала также школа Демидовых при Нижнетагильском з-де. Со 2-й пол. XIX в. в офиц. иконописании возрастало влияние акад. стиля, в нач. XX в. оно уже преобладало. Старые традиции при этом были вытеснены далеко не сразу и не везде. Долгое вре­ мя в церк. живописи старин, иконогр. канон соединялся с новыми принципами «живоподобия». После секуляризации церк. земель в 1760-е гг. сиб. архиерейские кафедры лишились даровых иконописцев, хотя пытались оказывать решающее воздействие на церк. живопись, исполняя цензор, функции: выдавали мастерам «аттестаты» и подвергали иконы осмотру. Примерно в это же время повсеместно начинают скла­ дываться мест, династии иконописцев, как входившие в цеха, так и трудившиеся вне их. Известны иконописцы Хозяиновы, происходившие из крестьян Абаканского стана. Мартын Хозяинов сыграл выдающуюся роль в истории краснояр. иконописания в XVIII в. В Енисейске работают иконописцы Баранов, Кондаков, Курышкин, Протопопов. В 1-й пол. XIX в. иконописанием в городе занимается семья Барышниковых. В Шадринском у. работают потомств. иконописцы Бронниковы, Пого­ рельцев, Бритвин, Шахматов и др. Во 2-й пол. XIX — нач. XX в. создаются иконописные мастерские во мн. городах Сибири: Шадринске, Кургане, Енисейске, Красноярске и т. д. Иногда мастера в них занимаются и светской живописью (мастерская А. Решетникова в Кургане). В кон. XIX —нач. XX в. большую извест­ ность приобрела томская мастерская выходца из Мстеры И. А. Панкрышева с сыновьями, к-рая поставляла иконы не только мест, заказчикам, но и для императ. дома и за границу, исполняя работы в манере различ. школ (византийским, «фряжским», т. е. итал., акад. пись­ мом). Иконы Панкрышева отмечены медалями всемир. выставок в Чикаго и Антверпене. Значит, влияние на церк. живопись оказывало народ, иконописание, от­ личавшееся грубоватой обобщенностью форм, малым кол-вом цветовых компонентов. В Сибири известны центры народ, иконописания, ориентированного на ры­ нок: Сузун и Колывань (ныне — Новосибирская обл . ), Притюменье, Рудный Алтай, окрестности Енисейска, Иркутская обл., Забайкалье. После Окт. революции преследование Церкви и веры привело к исчезновению легального правосл. иконописания в Сибири. Возрождаться оно стало сравнительно недавно. В Красноярской и Енисейской епархии с 1992 работает очно-заоч. иконописная школа для клириков. В Тобольской и Тюменской епархии одно из 3 отд-ний Тобольской духовной семинарии — иконописное и регентское. В Томской и Асиновской епархии работает детская иконописная школа при Пет­ ропавловском соборе. В 2004 в Новосибирской и Берд- ской епархии при Новосибирском Свято-Макарьев- ском православном богословском ин-те открыто ико­ нописное отд-ние. Старообряд. иконописание — отдельная ветвь об- щеправосл. церк. живописи, серьезно влиявшая на формирование мест, особенностей последней. Старо­ веры, отвергая «новообрядческие» священные образы, написанные после реформы патр. Никона, долгое время пользовались старин, иконами. Однако кол-во их сокращалось, в т. ч. и в процессе преследования со

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2