Историческая энциклопедия Сибири II
Почтамты упразднены в 1830 в связи с реформой почт, ведомства. Вместо них образованы почт, округа, в т. ч. Сибирский. Лит.: Почта и телеграф в XIX столетии. СПб., 1902; Ба зиле вич К. Почта в России в XIX веке. М., 1927. О. Я. Катионов ПОЭЗИЯ СИБИРИ. Связана в первую очередь с появлением в 1789 в Тобольске ж. «Иртыш, превра щающийся в Ипокрену», на страницах к-рого печата лись стихотв. произведения мест, авторов. Творчество большинства из них развивалось в рамках классицизма. Наиболее известен П.П. Сумароков, авт. стихов, поэм, сказок, басен, торжеств, од, эпиграмм. Самые круп, произведения — «ирои-комическая» поэма «Амур, ли шенный зрения» и ода «Гордость» (1789). Характер, для классицизма просвет, традиции проявляются в произве дениях др. автора журнала —И.И. Бахтина. В поэтич. опытах будущего историка Сибири П.А. Словцова (ода «К Сибири» 1782 и др.), выдержанных в целом в классицист, традициях, присутствуют и элементы по этики сентиментализма. Эстет, синкретизм, сочетание элементов классицизма, сентиментализма, романтизма характерно для соч. Н.С. Смирнова. На П. С. 1820—40-х гг. оказал влияние романтизм A.С. Пушкина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, а также оказавшихся в сиб. ссылке поэтов-декабристов. В творчестве сиб. поэтов появляются характер, для роман тизма лирич. жанры: элегия, дружеское послание, бал лада; наблюдается расцвет романтич. поэмы (наиболее значительны ориентир, на «южные поэмы» А.С. Пуш кина «Авван и Гайро» Ф. Бальдауфа, 1834; «Сузге» П.П. Ершова, 1838; «Нерчинские беглецы» А. Таскина, 1832). В стихах Ф. Бальдауфа, П.П. Ершова, И. Пет рова и др. присутствуют традиц. романтич. мотивы (бренности всего земного, печальные раздумья о любви, смерти, вечности и т. д.). В то же время романтич. П. С. обладает рядом специфич. черт: в ней не представлен мотив бегства героя в мир нетронутых цивилизацией народов, почти нет идеализации эпохи ср. веков (искл. составляют произведения, посвященные присоединению Сибири к России). Особое место в творчестве поэтов- романтиков занимает «местный колорит»: описания сиб. экзотики, быта и нравов сиб. народов, природы, а также мотивы рус. фольклора (напр., соч. П.П. Ершова, обращавшегося к сказоч. и песен, форме). В сер. XIX в. в лит. Сибири наступает кризис романтизма. Эклектич. эстетика свойственна стихам Е.Л. Милькеева (1815 — ок. 1845), отчасти подража тельным, в к-рых значит, роль играют религ. мотивы. В стихах М.А. Александрова (даты жизни и смерти не известны) появляются соц. мотивы и реалистич. тенден ции, Сибирь воспринимается поэтом как страна резких контрастов богатства и нищеты. В поэзии Д.П. Давыдо ва присутствует мест, колорит, описание подробностей быта и обычаев сиб. народностей, фольклор, мотивы. Его стихотворение «Дума про беглеца на Байкале» (1858) легло в основу популяр, народ, песни «Славное море —священный Байкал». В его стихах впервые по является тема сиб. каторги, к-рая займет особое место в рев. поэзии кон. XIX —нач. XX в. Для рев. поэзии рубежа веков ориентиром послу жило демокр. направление рус. лирики 1860—70-х гг., возглавляемое Н.А. Некрасовым. В стихах И.Ф. Фе- дорова-Омулевского, П.В. Шумахера (1817—91), Ф.М. Мокеева (1830-80), а также Н .М . Ядринцева и B.Г. Богораза, публиковавшего свои соч. в подпол, изд. «Народной воли», звучат соц. мотивы, рев. пафос соеди няется с реалистич. тенденциями. Это же характерно и для творчества Н.И. Тачалова (1879—1929). В нач. XX в. в творчестве нек-рых сиб. поэтов проявились элементы модернизма: символизм оказал влияние на стихи И. Иванова, Г.А. Вяткина , декадент, мотивы заметны у П .Л . Драверта, В. Пруссака. Для поэзии 1920-х гг. характерно стилистич. раз нообразие и худ. поиск, к-рые выразились, в части., в образовании творч. группировок. Неоднозначным было отношение к революции, особенно среди поэтов, взгляды к-рых сформировались до 1917. Одни (А.П. Оленич- Гнененко, В.А. Итин) сразу принимают рев. преобра зования, другие (Г.А. Вяткин) проходят долгий путь сомнений и переоценки ценностей. Рев.-романтич. пафос, агит.-проп. начало свойствен ны поэзии Ф.М. Лыткина (1897—1918), П.С. Парфенова (1894—1937), авт. «Партизанского гимна» («По долинам и по взгорьям...»), Н.Л. Янчевского (1892—1937), созда теля написанной под влиянием «Двенадцати» А.А. Бло ка поэмы «Октябрь». Рев. романтика присутствует в творчестве комсомол, поэтов Я.М. (Джека) Алтаузена (1907—42), создателя поэмы «Безусый энтузиаст» (1928), и И.П. Уткина (1903—44), авт. поэмы «Повесть о рыжем Мотэле» (1925). В 1930-е гг. П. С. развивается в осн. в русле «соц. реализма»: поэты ст. поколения (Г.П. Павлов, 1895—1943; Н.А. Алексеев, 1891—1963), а также более молодые (Л.Н. Мартынов, А.С. Ольхон, М.М. Скура тов, С.Н. Марков, В.М. Саянов, В.И. Непомнящих, И.И . Молчанов-Сибирский, И.Д. Рождественский, В.Н. Афанасьев) прославляют социалистич. преобра зования, индустриализацию края, новый быт, успехи 1-х пятилеток, коллективизацию на селе. И. А. Мухачев (1896—1958) в эти годы приветствует политику коллек тивизации на Алтае, выступая с призывами вступать в колхозы (поэма «Путем коллективизма» 1932). В то же время мн. его стихи посвящены теме природы. Приро да Алтая, а также фольклор алт. народов отражены в творчестве И.Е. Ерошина (1894—1965) («Синяя юрта», 1929; «Песни Алтая», 1933). В Сибири началась творч. биография талант, поэта П.Н. Васильева, расстрелянного в 1937. В 1927—28 его стихи печатает ж. «Сибирские огни». В 1930-е гг. получил распространение жанр ист. по эмы. Появляются круп, поэтич. полотна И.А. Мухачева («Карло Тэтэнгоди» и «Повесть о Демжае-алтайце»), Г.А. Вяткина («Сказ о Ермаковом походе»), большие циклы ист. поэм Л.Н. Мартынова и П.Н. Васильева, поэма А. Ольхона («Ведомость о секретном преступнике Чернышевском за 1862—83 года») и др. Мн. поэты-сибиряки —участники Великой Отечест венной войны, ими создано немало стихов патриотич. содержания. Погибли Е.Н. Березницкий, Б.А. Богат- ков, К.Г. Брянский, Г.А. Доронин, И.М. Ливертов- ский, М.А. Рыбаков, Г.К. Суворов, И.А. Черепанов, В.М. Чугунов. О войне пишут и поэты, находившиеся в тылу: И.А. Мухачев, Л.Н. Мартынов, Е.К. Стюарт. В воен. годы значит, распространение получает форма поэтич. цикла, объединенного образом героя, веселого солдата — смелого, находчивого, умеющего выйти из любого положения. Сиб. варианты «Василия Теркина» создавали Г.А. Доронин (Саша Сибиряков), М.И. Юдалевич (Иван Боёк), А .И . Смердов (Тарас Клинков). Популярны лирич. «письма с передовой», где описания личных переживаний переплетаются с гражд. и патриот, мотивами. Боевым действиям Сов. армии на Востоке посвящены стихи Л.А. Чикина (1927—94). П.С. Комаров (1911—49) создает поэтич. циклы «Мань чжурская тетрадь», «Монгольские стихи», «Корейские мотивы», отмеченные Сталинской премией. Во время войны сформировалось поэтич. поко ление, представленное именами Н .И . Перевалова,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2