Историческая энциклопедия Сибири II

Почтамты упразднены в 1830 в связи с реформой почт, ведомства. Вместо них образованы почт, округа, в т. ч. Сибирский. Лит.: Почта и телеграф в XIX столетии. СПб., 1902; Ба зиле ­ вич К. Почта в России в XIX веке. М., 1927. О. Я. Катионов ПОЭЗИЯ СИБИРИ. Связана в первую очередь с появлением в 1789 в Тобольске ж. «Иртыш, превра­ щающийся в Ипокрену», на страницах к-рого печата­ лись стихотв. произведения мест, авторов. Творчество большинства из них развивалось в рамках классицизма. Наиболее известен П.П. Сумароков, авт. стихов, поэм, сказок, басен, торжеств, од, эпиграмм. Самые круп, произведения — «ирои-комическая» поэма «Амур, ли­ шенный зрения» и ода «Гордость» (1789). Характер, для классицизма просвет, традиции проявляются в произве­ дениях др. автора журнала —И.И. Бахтина. В поэтич. опытах будущего историка Сибири П.А. Словцова (ода «К Сибири» 1782 и др.), выдержанных в целом в классицист, традициях, присутствуют и элементы по­ этики сентиментализма. Эстет, синкретизм, сочетание элементов классицизма, сентиментализма, романтизма характерно для соч. Н.С. Смирнова. На П. С. 1820—40-х гг. оказал влияние романтизм A.С. Пушкина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, а также оказавшихся в сиб. ссылке поэтов-декабристов. В творчестве сиб. поэтов появляются характер, для роман­ тизма лирич. жанры: элегия, дружеское послание, бал­ лада; наблюдается расцвет романтич. поэмы (наиболее значительны ориентир, на «южные поэмы» А.С. Пуш­ кина «Авван и Гайро» Ф. Бальдауфа, 1834; «Сузге» П.П. Ершова, 1838; «Нерчинские беглецы» А. Таскина, 1832). В стихах Ф. Бальдауфа, П.П. Ершова, И. Пет­ рова и др. присутствуют традиц. романтич. мотивы (бренности всего земного, печальные раздумья о любви, смерти, вечности и т. д.). В то же время романтич. П. С. обладает рядом специфич. черт: в ней не представлен мотив бегства героя в мир нетронутых цивилизацией народов, почти нет идеализации эпохи ср. веков (искл. составляют произведения, посвященные присоединению Сибири к России). Особое место в творчестве поэтов- романтиков занимает «местный колорит»: описания сиб. экзотики, быта и нравов сиб. народов, природы, а также мотивы рус. фольклора (напр., соч. П.П. Ершова, обращавшегося к сказоч. и песен, форме). В сер. XIX в. в лит. Сибири наступает кризис романтизма. Эклектич. эстетика свойственна стихам Е.Л. Милькеева (1815 — ок. 1845), отчасти подража­ тельным, в к-рых значит, роль играют религ. мотивы. В стихах М.А. Александрова (даты жизни и смерти не известны) появляются соц. мотивы и реалистич. тенден­ ции, Сибирь воспринимается поэтом как страна резких контрастов богатства и нищеты. В поэзии Д.П. Давыдо­ ва присутствует мест, колорит, описание подробностей быта и обычаев сиб. народностей, фольклор, мотивы. Его стихотворение «Дума про беглеца на Байкале» (1858) легло в основу популяр, народ, песни «Славное море —священный Байкал». В его стихах впервые по­ является тема сиб. каторги, к-рая займет особое место в рев. поэзии кон. XIX —нач. XX в. Для рев. поэзии рубежа веков ориентиром послу­ жило демокр. направление рус. лирики 1860—70-х гг., возглавляемое Н.А. Некрасовым. В стихах И.Ф. Фе- дорова-Омулевского, П.В. Шумахера (1817—91), Ф.М. Мокеева (1830-80), а также Н .М . Ядринцева и B.Г. Богораза, публиковавшего свои соч. в подпол, изд. «Народной воли», звучат соц. мотивы, рев. пафос соеди­ няется с реалистич. тенденциями. Это же характерно и для творчества Н.И. Тачалова (1879—1929). В нач. XX в. в творчестве нек-рых сиб. поэтов проявились элементы модернизма: символизм оказал влияние на стихи И. Иванова, Г.А. Вяткина , декадент, мотивы заметны у П .Л . Драверта, В. Пруссака. Для поэзии 1920-х гг. характерно стилистич. раз­ нообразие и худ. поиск, к-рые выразились, в части., в образовании творч. группировок. Неоднозначным было отношение к революции, особенно среди поэтов, взгляды к-рых сформировались до 1917. Одни (А.П. Оленич- Гнененко, В.А. Итин) сразу принимают рев. преобра­ зования, другие (Г.А. Вяткин) проходят долгий путь сомнений и переоценки ценностей. Рев.-романтич. пафос, агит.-проп. начало свойствен­ ны поэзии Ф.М. Лыткина (1897—1918), П.С. Парфенова (1894—1937), авт. «Партизанского гимна» («По долинам и по взгорьям...»), Н.Л. Янчевского (1892—1937), созда­ теля написанной под влиянием «Двенадцати» А.А. Бло­ ка поэмы «Октябрь». Рев. романтика присутствует в творчестве комсомол, поэтов Я.М. (Джека) Алтаузена (1907—42), создателя поэмы «Безусый энтузиаст» (1928), и И.П. Уткина (1903—44), авт. поэмы «Повесть о рыжем Мотэле» (1925). В 1930-е гг. П. С. развивается в осн. в русле «соц. реализма»: поэты ст. поколения (Г.П. Павлов, 1895—1943; Н.А. Алексеев, 1891—1963), а также более молодые (Л.Н. Мартынов, А.С. Ольхон, М.М. Скура­ тов, С.Н. Марков, В.М. Саянов, В.И. Непомнящих, И.И . Молчанов-Сибирский, И.Д. Рождественский, В.Н. Афанасьев) прославляют социалистич. преобра­ зования, индустриализацию края, новый быт, успехи 1-х пятилеток, коллективизацию на селе. И. А. Мухачев (1896—1958) в эти годы приветствует политику коллек­ тивизации на Алтае, выступая с призывами вступать в колхозы (поэма «Путем коллективизма» 1932). В то же время мн. его стихи посвящены теме природы. Приро­ да Алтая, а также фольклор алт. народов отражены в творчестве И.Е. Ерошина (1894—1965) («Синяя юрта», 1929; «Песни Алтая», 1933). В Сибири началась творч. биография талант, поэта П.Н. Васильева, расстрелянного в 1937. В 1927—28 его стихи печатает ж. «Сибирские огни». В 1930-е гг. получил распространение жанр ист. по­ эмы. Появляются круп, поэтич. полотна И.А. Мухачева («Карло Тэтэнгоди» и «Повесть о Демжае-алтайце»), Г.А. Вяткина («Сказ о Ермаковом походе»), большие циклы ист. поэм Л.Н. Мартынова и П.Н. Васильева, поэма А. Ольхона («Ведомость о секретном преступнике Чернышевском за 1862—83 года») и др. Мн. поэты-сибиряки —участники Великой Отечест­ венной войны, ими создано немало стихов патриотич. содержания. Погибли Е.Н. Березницкий, Б.А. Богат- ков, К.Г. Брянский, Г.А. Доронин, И.М. Ливертов- ский, М.А. Рыбаков, Г.К. Суворов, И.А. Черепанов, В.М. Чугунов. О войне пишут и поэты, находившиеся в тылу: И.А. Мухачев, Л.Н. Мартынов, Е.К. Стюарт. В воен. годы значит, распространение получает форма поэтич. цикла, объединенного образом героя, веселого солдата — смелого, находчивого, умеющего выйти из любого положения. Сиб. варианты «Василия Теркина» создавали Г.А. Доронин (Саша Сибиряков), М.И. Юдалевич (Иван Боёк), А .И . Смердов (Тарас Клинков). Популярны лирич. «письма с передовой», где описания личных переживаний переплетаются с гражд. и патриот, мотивами. Боевым действиям Сов. армии на Востоке посвящены стихи Л.А. Чикина (1927—94). П.С. Комаров (1911—49) создает поэтич. циклы «Мань­ чжурская тетрадь», «Монгольские стихи», «Корейские мотивы», отмеченные Сталинской премией. Во время войны сформировалось поэтич. поко­ ление, представленное именами Н .И . Перевалова,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2