Историческая энциклопедия Сибири II
ского социума. Ими определен весь механизм взаимо отношений между отд. лицами, семьями, патронимиями и родовыми группами, все осн. сферы жизни — хоз., семейная, идеологическая. В то же время это не исклю чало сложившихся со временем соседских, территор. отношений, но роль родства оставалась велика на всем протяжении известной истории К. Общими чертами кетской мировоззренч. традиции, как и мн. иных, является восприятие всех частей окру жающего мира живыми, его дуализм — положит, или отрицат. по отношению к человеку начало, а также ор ганичное сочетание вертикальной (земля —небо) и го ризонт. (ниж. течение — верх, течение реки) систем размещения антагонистич. миров. Шаманство К. отличает сложная, но четкая система представлений —понятие о наследуемом в кровнородств. среде даре, 21-летний (7-кратный) цикл становления ша мана, многозначность олицетворяемых им в ходе обря да образов, пантеон, выделение особого сакрал. верх, мира и т. д., а также развитая символика выражения этих представлений (в мифол. стереотипах, атрибутике и облачении, иконографии и др.). Лит.: Анучин В .И. Очерк шаманства у енисейских остяков / / СМАЭ. СПб., 1914. Т. 2; Кривоногое В.П. Кеты на пороге III тыся челетия. Красноярск, 1998; Алексеенко Е.А. Кеты (историко-этног рафические очерки). Л ., 1999; Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., 2005. Е.А. Алексеенко КИДАНЕЙ ГОСУДАРСТВО, кочевая империя, созданная монголояз. киданями в кон. I —нач. II тыс. н. э., позднее этноним был перенесен на китайцев-хань- цев. Кидани входили в группу монг. народов —потом ков дунху и впервые упоминаются в IV в. н. э. Их ист. родиной является бас. р. Ляохэ в Юж. Маньчжурии. На протяжении неск. столетий кидани были вассалами Первого Тюркского каганата, кит. империи Тан, Вто рого Вост. Тюркского каганата, Уйгурского каганата, в составе войск к-рых участвовали в степ, войнах. Ки- дан. племена состояли из неск. кочевий. Главой каждой группы, объединявшей по 8 кочевий, избирался старей шина с титулом «великий человек» и символами власти (знамя и барабан). Правителем всех кидан. племен в VI—IX вв. был избираемый на 3 года «дажень» —ста рейшина из рода Дахэ, символом власти к-рого служи ла гос. печать. Ситуация во 2-й пол. IX в. способство вала консолидации кидан. объединения. В нач. X в. к власти пришел правитель Хандэцзинь из рода Яолянь, нарушивший прежний порядок смены власти и провоз гласивший себя каганом. Он подчинил родствен, племе на татар, татабов и шивэй. Кидан. объединение племен стало гос-вом. В 906 верхов, власть в кидан. гос-ве за хватил военачальник Амбагянь из рода Елюй. В 907 он провозгласил себя императором и объявил девиз прав ления по кит. образцу. Кидан. гос-во было разделено на 2 крыла — сев. и юж., каждое из к-рых включало более мелкие единицы. Войско состояло из имп. гвар дии —«ордо», вспомогат. отрядов, гарнизонов крепос тей, погран. стражи и воинских контингентов вассал, племен. В составе гвардии было отборное «непоколеби мое» войско, сформированное из членов правящего имп. рода Елюй. Мобилизацию воинов осуществляли спец. чиновники — сиваны и командиры крепостей. Симво лом их полномочий служили пайцзы —разделенные на 2 части сереб. бирки в виде рыбы. В нач. X в. Елюй Амбагянь совершил 2 похода в Центр. Азию, подчинив большинство кочевых племен, в т. ч. кыргызов. Возвы шение киданей способствовало расселению монг. пле мен в центр, и зап. р-ны Монголии. Тюрк, племена З а б а й к а л ь я и Монголии были частично ассимилированы, частично мигрировали на север, в Якутию, и на запад, в Саяно-Алтай. Опор, пунктами киданей стали крепости, к-рые они построили в Забайкалье и Монголии. Пре емник Елюя Амбагяня, имп. Дэгуан, воспользовался междоусобицей в Китае, завоевал сев. провинции кит. гос-ва и провозгласил кидан. империю Дай Ляо. Новые завоевания привели к китаизации кидан. знати, в армии и гос. аппарате большую роль начали играть китайцы. В последние десятилетия существования кидан. гос-ва серьезную угрозу для него стали представлять тунгу- соязыч. племена чж у р чж э н е й , обитавшие в сев. р-нах Маньчжурии, Приамурье и Приморье. В длительной войне чжурчжэни нанесли ряд поражений кидан. вой скам и завоевали все земли империи. Остатки кидан. войск во главе с принцем Елюй Даши бежали на запад, в Притяныпанье, и создали новое гос-во Си Ляо. Ки дани сохраняли этнич. своеобразие вплоть до периода создания Монг. империи, где среди приближенных 1-х монг. ханов был советник Елюй Чуцай, происходивший из рода прежних правителей кидан. гос-ва. Лит.: Кычанов Е .И . Кочевые государства от гуннов до мань чжуров. М., 1997. Ю.С. Худяков КИДАНЬСКОЕ ПИСЬМО, письменность, обслу живавшая язык киданей (китаи) —племен монг. груп пы, обитавших в IV—XII вв. на тер. Сев.-Вост. Китая и Монголии. На К. п. сохранились эпигр. памятники эпохи кидан. гос-ва Ляо (916—1125). Различают боль шое и малое К. п., составленные по образцу старокит. иероглиф, письма. Все обнаруженные кидан. надписи выполнены малым письмом, введенным в 925 и насчи тывающим неск. сотен знаков. Графемы К. п., их кон фигурация, направленность строк сверху вниз и слева направо совпадают с таковыми кит. письма. Но, в от личие от кит., К. п. является силлабическим —недели мая графич. комбинация элементов соответствует слогу или слову. В результате дешифровки кидан. текстов со ставлен полный каталог графем и их вариантов; анализ компонентов графем выявил агглютинативность строя кидан. яз. с постпозитив, хар-ром агглютинации. Ма шин. обработка кидан. текстов, сравнит, анализ мор- фол. и словоизменит. особенностей подтвердили гипо тезу о принадлежности кидан. яз. к монгольским. По мнению ряда ученых, кидан. компонент присутствует в этногенезе совр. я к у т о в . Польск. тюрколог С. Калу- жиньский, изучая монг. элементы в я к у т с к о м я з . , при шел к выводу, что монголизмы в нем либо принадлежат какому-то неизвестному монг. яз., либо заимствованы в разное время из разных монг. яз. В .М . Н а д е л я е в , за нимавшийся в течение ряда лет дешифровкой К. п. и располагавший достаточной информацией об особеннос тях яз. киданей, выдвинул гипотезу о кидан. монголи- зации якут, яз.: якут, народность складывалась на ср. Лене на базе этнич. слияния древ, тюрок (курыкан) с монголами (киданями) в XI—XII вв. Лит.: Наделяев В .М ., Стариков В .С . Предварительное сооб щение о дешифровке киданьской письменности / / Предваритель ное сообщение о дешифровке киданьского письма. М., 1964; М а териалы по дешифровке киданьского письма. М., 1970. Кн. 1—2; Наделяев В. М. К типологии артикуляционно-акустических баз / / Фонетические структуры в сибирских языках. Новосибирск, 1986; Пюрбе е в Г.Ц. Киданьский язык //Лингвистический энциклопеди ческий словарь. М., 1990. И. Я. Селютина КИЖИНГИНСКИЙ ДАЦАН (Кудунский), 1-й дацан хорин. родов. Основан в 1756 (или 58) на юж. склоне г. Челсан на р. Кудун (с. Кижинга Кижингин- ского р-на Респ. Б у р я т и я ) . Первонач. Кудун. дацан находился в войлоч. юрте. Деревян. здание построено в 1773 (или 75) с разрешения иркут. г у б е р н а т о р а от 13 марта 1773. Освящен тибет. ламой из Ацаганского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2