Историческая энциклопедия Сибири II
ПОЧТА 667 Лит.: Григорий Варлаков. О постройке Успенского винокурен ного завода и в нем церкви //Т о б ол ь ск и е губернские ведомости. Редакторский корпус: Антология Тобольской журналистики конца XIX — начала XX вв. Тюмень, 2004. А.А. Жиров ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ, привилегир. группа в сословии гор. обывателей, образов, в 1832. Делилась на потомственных и личных П. г. Потомств. гражданство присваивалось: по рождению —детям личных дворян, а также духов, лиц, окончивших Духов, академию или семинарию; по ходатайству за заслуги —коммерц- и ма- нуфактур-советникам, купцам (10 лет пребывания в 1-й гильдии и 20 лет —во 2-й); получившим классный чин или орден; ученым и художникам, имевшим степень. Личное почет, гражданство присваивалось: по рождению — детям духов, лиц, не имевшим образоват. ценза; по хода тайству —лицам, имевшим высш. образование; чиновни кам, не имевшим право на личное дворянство. П. г. осво бождались от рекрутской повинности, подушной подати и телесных наказаний, имели право участвовать в деят-ти городского самоуправления , пользовались правом титу ловаться, как дворяне, «ваше благородие». Эта категория являлась промежут. прослойкой между дворянством и купечеством , сыграв опред. роль в формировании слоя гор. предпринимателей, в т. ч. в Сибири. Звание П. г. упразднено Декретом от 24 нояб. 1917 «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Лит.: Рындзюнский П.Г. Городское гражданство дореформен ной России. М., 1958; Иванова Н .А ., Желто ва В .П. Сословно классовая структура России в конце XIX — начале XX века. М., 2004. М. В. Шиловский ПОЧТА, (польск. рос 2 (а) (почтовая связь), один из видов связи. В России понятие используется широко с сер. XVII в. Основа почт, связей в XVII—XVIII вв. —система поч товой (ямской) гоньбы. В Зап. Сибири она являлась обязанностью ямщиков. Восточнее Ачинска, где не было ямщиков, ямская гоньба составляла повинность подат ных сословий. В 1731 вместе с системой трактов (см. тракт почтовый ) к востоку от Томска стала создавать ся регулярная («ординарная») П. Как следствие, ямская повинность стала более регламентированной, но и более обременительной. Крестьяне все чаще стали проявлять инициативу в отношении замены этой повинности ден. сбором для найма непосредств. исполнителей работ. На рубеже 1730—40-х гг. стали возникать почтовые станы —пункты замены лошадей. По мере появления на станах постоянного населения они превращались в станции. Действиями почтарей, заведовавших почт, станциями, руководили почт, конторы во главе с почтмейстерами. Регулярная П. содержалась (кроме ямской гоньбы) за гос. счет; при этом почт, обязанно сти исполнялись не гос. чиновниками, а подрядчиками, каждые 3 года приобретавшими это право на торгах («торговая» система). Подрядчики обязывались незамедлительно перево зить лиц, имеющих документ под назв. «подорожная». В подорожных (существовали до 1874) обозначались маршрут, должность и фамилия ехавшего, число и вид требуемых лошадей (курьер, или почтовые). Сбор за выдачу подорожной (в кон. XVIII в. —до 0,5 коп. за версту и лошадь) шел в губ. казну на устройство и содержание дорог и мостов. Почтари за перевозку по подорожным получали до Петра I твердое жалование из гос. казны, затем —плату («прогоны») по установлен ным тарифам (1,5 коп. за версту и лошадь). Согласно правилам XIX в. во избежание задержек в провозе почт, курьеров, эстафет и проезжающих на каждой станции следовало содержать не менее 18 лошадей; на самом деле их кол-во доходило до 45. Кроме обслуживания гос. нужд, почтари имели право зарабатывать перевозкой частн. лиц и грузов по тем же тарифам. Закон требовал, чтобы подряд на содержание почт, станции заключал непосредств. исполнитель работ («почтосодержатель»). На деле, поскольку почт, дело требовало значит, вложений, подрядчиками выступали обладатели круп, капитала, в чьих руках сосредоточи валось упр-ние мн. почт, станциями. Это позволяло им завышать цены на торгах. По существу, они оказыва лись посредниками между гос. почт, чиновниками и непосредств. исполнителями почт, работ. Для борьбы с завышением цен в кон. XIX в. предпринимались попытки распределять заказы на содержание почт, станций без конкурса. При этом чиновники сами опре деляли цену, закладывая в нее и прибыль подрядчика («оценочная» система). Однако в Сибири преобладала «торговая» система. Круп, реформа П. произошла в 1782. Упр-ние почт, учреждениями, прежде разделенное между Коллегией иностр. дел и Ямской канцелярией, перешло к Гл. правлению почтовых дел. В эту общегос. систему ока зались включены и ямщики. С точки зрения должност. обязанностей, они заняли в 1782 такое же положение, как и почтосодержагели регуляр. почты. Среди зем ских сборов, взимаемых в Зап. Сибири, тоже появились ямские деньги, за счет к-рых и оплачивались почт, подряды. Т. о., почт, система по всей Сибири оказа лась единой и основанной на тех же принципах, что и в центре страны. Дальнейшие перемены затрагивали прежде всего не систему перевозок П. (ямская гоньба), а систему ее обработки (конторы, занимавшиеся приемом и выда чей отправлений). В 1799 в кач-ве подразделений Гл. правления созданы неск. почтамтов (в т. ч. в 1800 — почтамт Сибирский ), к-рые руководили гор., уезд, и губ. почт, конторами. Впервые был четко определен состав работников почт, контор и их функции. В 1802 Гл. почтовое правление вошло в состав вновь созданного Мин-ва внутр. дел. В 1830 почт, делом вместо Гл. правления стал ведать Почтовый департамент. На базе почтамтов было создано 11 почт, округов (в т. ч. Сибирский) во главе с почт- инспекторами. Почт, округа объединяли деяг-ть губ. контор, последние —уездных. Реформа 1830 усилила единообразие почт, операций. Появились новые долж ности: контролеры, ревизоры, сортировщики, приемщи ки, разборщики, письмоводители, присяжные. Исчезли старые канц. названия, не отвечавшие технике почт, дела: протоколисты, регистраторы, канцеляристы. Одновр. были приняты меры по развитию системы перевозок. Помимо офиц. П. всегда существовали частн. извозчики. Издав в 1831 Положение о вольной почте, пр-во попыталось в ряде случаев заменить частниками гос. П. и одновр. поставить их в рамки закона. По По ложению, почтосодержатели получили право взимать по вышенную прогонную плату и оказывать проезжающим доп. платные услуги (подмазка колес, предоставление в прокат экипажей и т. п.). При этом они обязывались сделать движение регулярным и принять ряд мер по облегчению быта проезжающих. Выгода для мест, населения заключалась в прекращении расходования на почту земских денег, собираемых в осн. с крестьян. Конкуренция содержателям вольных П. со стороны частн. извозчиков запрещалась. Однако в Сибири вольная П. не прижилась. Она действовала (с 1848) лишь на 3 станциях от границ Пермской губ. до Тюмени вкл. Содержал станции пермский купец 2-й гильдии Василий Михайлов. Цена проезда (прогона) на вольных П. равнялась 3 коп. с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2