Историческая энциклопедия Сибири II
де) и эвенков (на востоке). Осн. занятия —рыболовст во и охота. Оленеводство имело сезон, хар-р —весной оленей отпускали на вольный выпас. Ареал расселения кетов характеризуется дисперсностью. Отд. их группы удалены друг от друга на значит, расстояния. Кеты проживают в осн. в бас. Енисея от Подкам. Тунгуски на юге до Курейки на севере в Туруханском, отчасти Байкитском р-нах (поселки Келлог, Сургутиха, Вереща гине, Бакланиха, Горошиха, Мадуйка, Фарково, Бах та, Верхнеимбатск) и пос. Суломай Эвенкийского авт. окр. Красноярского кр. Большая часть кет. населения сосредоточена в Келлоге, Мадуйке и Суломае. По дан ным переписей в Красноярском кр., в 1989 кетов было 994, в 2002 - 1 189. Почти все кеты, владеющие К. я., являются кет.-рус. билингвами. В нач. XXI в. К.я. реально владеет ок. 20% кет. населения. Рус. яз. стал осн. средством общения во всех сферах жизни. К. я. используется преим. на семей- но-быт. уровне лицами старшего поколения. М .А. Кастрен, а вслед за ним Е.А. Крейнович и А .П . Дульзон выделяли в енис.-ост. яз. 2 диалекта: имбатский и сымский, по назв. рек Инбак и Сым, в бассейнах к-рых преим. проживали носители данных диалектов. Опред. различия между этими диалектами позволяют ряду исследователей считать язык сымских кетов самостоят., получившим назв. «югекий». В наст, время К. я. подразделяют на 3 диалекта (Г.К. Вернер): сев.-кет. (по р. Курейке и на оз. Мун- дуйском); юж.-кет. (от р. Подкам. Тунгуска до р. Ело- гуй), в к-ром можно выделить говоры кетов Подкам. Тунгуски и Елогуя; среднекет., или нижнеимбат. (от с. Сургутиха до Туруханска), к-рый включает юж. (пос. Сургутиха) и сев. (от с. Верещагина до Турухан ска) говоры. Ввиду постоянной миграции населения границы диалект, ареалов нечеткие. 1-й кет. алфавит на основе латиницы был разработан в нач. 1930-х гг., а 1-й букварь издан Н.К. Каргером в 1934, но они не нашли практич. применения. Создание кет. письменности, собственно, началось в 1980-х гг., когда был разработан алфавит на базе кириллицы, из даны школ, букварь, словарь и учебники для нач. клас сов. В ряде поселков ведется преподавание К. я. в нач. классах. Лит. яз. отсутствует. Лит.: СазЬгёп М .А . УегзисЬ е т е г ^тззеЬО з^акл зсЬ еп ипс! коШзсЬеп ЗргасЫеЬге пеЬз! ^бЦ егуеггекЬтззеп аиз с!еп §епапп1еп ЗргасЬеп. 51:. Ре1:ег5Ьиг§, 1858; Дульзон А .П. Кетский язык. Томск, 1968; Крейнович Е.А. Глагол кетского языка. Л., 1968; Языки наро дов СССР. М.; Л., 1968. Т. 5; Языки мира. Палеоазиатские языки. М., 1997; \Уегпег Н. 01е кеНзсЬе ЗргасЬе. \У1езЪас1еп, 1997; Языки народов России: Красная книга: Энцикл. словарь-справочник. М., 2002; Кривоногое В.П. Кеты —десять лет спустя (1991—2001 гг.). Красноярск, 2003; Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Сель купы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., 2005. С. С. Буторин КЕТЫ, проживают в Обь-Енисейском междуречье от р. Кеть на юге до рек Таз (кроме его низовий) и Ту- рухан на севере, а также собственно в долине Енисея с низовьями его круп, правых притоков —от Ангары, в низовьях иногда именуемой Верх. Тунгуской, до бас. Ниж. Тунгуски и Курейки. По данным переписи 1959 в Красноярском кр. —984 чел.; 1970 —1 093, 1989 —994, 2002 —1 189 чел.; в осталь ных р-нах (областях) Сибири и Д. Востока —158 чел. Название «кеты» не является исконным самоназв. народа. Оно было введено официально и утвердилось только в 1920-х гг. В основу названия было положено слово «человек (кет/кэт). До этого К. были известны как «остяки», «енисейские остяки», «енисейцы». Сами же кеты именовали себя по родовой принадлежности и территории проживания той или иной группы (напр., елогуйские люди, подкаменнотунгусские люди). В кон. XIX —нач. XX в. среди К. выделялись береговые —жи тели побережья Енисея и лесовые —находившиеся пре им. на отдаленных угодьях. С нек-рых пор в регионе стихийно распространилось и постепенно возобладало в офиц. сфере и народ, среде назв. кету, по происхож дению является звательной формой от слова кет —«че ловек»: так у К. мужчина обращается к мужчине. Язык К. считается лингвист, феноменом, т. к. об ладает строем, не находящим соответствия в соседних языках. Условно его относили к палеоазиатской (па леосибирской) группе. Общее назв. «палеоазиатские» эти языки получили в связи с гипотезой Л.И. Шренка о древ, абориг. происхождении их носителей. С сер. XIX в. известны 2 диалекта кетского: имбатский и сым ский, но сымский ныне признается самостоят. языком енисейской семьи. По самоназв. его носителей —остя- ков-югов —его чаще называют югеким. Совр. исслед-я, проведенные по независимым сис темам краниолог. маркеров, сближают К. с североази- ат. монголоидами. В целом для К. нетипично сходст во с представителями какого-то одного народа. Из эт нич. групп Зап. Сибири по обобщенной доле монголо ид. компонента они сближаются с ненцами, нек-рыми угорскими и обско-татарскими группами. Большая часть антропол. материалов говорит о включенности харак теристик К. в широкий круг промежуточных евро-мон- голоид. комплексов, описанных у народов Зап. и Юж. Сибири. Монголоид, компонент у них в наст, время безусловно преобладает; его юж. истоки не уходят да лее тер. Юж. Сибири и Центр. Азии и массива тюрко язычных популяций. Рыболовство —осн. отрасль традиц. хоз-ва К. до на чала XX в. Рыба и рыб. продукты были не менее важны для пищевого рациона, чем мясная продукция охотничь его промысла. Навыки изготовления предметов домаш. утвари из рыбьей кожи, отражение промысла в народ, календаре, духов, культуре также свидетельствуют о важной роли рыболовства в жизни кетов. Основу охоты у К. в кон. XIX —нач. XX в. состав лял товарный пушной промысел; видную роль сохраняла добыча круп, копытных (лося, дикого оленя) и дичи — водоплавающей и боровой. Оленеводство у К. было подсоб, отраслью. Оленей использовали исключительно как транспорт, средство во время зимнего охотничьего промысла. Стада оленей были немногочисленны, везде рядом с оленными встре чались безоленные семьи, а у подкаменнотунгус. груп пы оленей не было совсем. Стада до 100 голов были для К. исключением, владельцами их являлись обыч но большие семьи, состоявшие из неск. брачных пар и их детей. 10—20 оленей едва хватало для перекочевок. В аргише семьи шло 5—8 упряжек, в каждой упряжке по 2 (редко по 3) оленя. Часто оленей не хватало для всей семьи, в таком случае на оленях переезжали муж чины-охотники, старики, а подростки и женщины пе ребирались с места на место с ручной нартой, исполь зуя в помощь собак. С приходом русских на Енисей в нач. XVIII в. пред ки К. —енисейские остяки —вошли в состав образован ных Мангазейского и Енисейского у. XVIII в. был отмечен расширением общего ареа ла расселения К., усилением этнич. контактов и, как следствие, существ, изменениями в социуме: появлени ем эндогамных территор. групп и развитием соседских отношений. Эти внутр. для кетского об-ва процессы вы разились внешне в исчезновении в документах родовых найм, и утверждении новой, волостной, системы упр- ния со стороны рус. администрации. Определяющая роль родств. (родовой) принадлеж ности и дуальная экзогамия —характерные черты кет-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2