Историческая энциклопедия Сибири II
кутского благотворит, об-ва, жертвовала на орг-цию дешевой столовой (1882), стр-во нового здания при Иркутском Знаменском мон-ре (1872), Кузнецовской больницы (1889), ремонт приюта при Харлампиевской церкви (1884), открытие мех. мастерских при Техни ческом училище (1888). Завещала 340 тыс. руб. на открытие вдовьего дома через 15 лет, 50 тыс. руб. — на постройку церкви; 30 тыс. руб. — на стипендии при Томском ун -т е , Иркутской духовной семинарии и епархиальном жен. училище. Похоронена в Зна менском мон-ре. Лит.: Краткая энциклопедия по истории купечества и коммер ции Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 3, кн. 3. Н.И. Гаврилова ПОРТО ФРАНКО (итал. роИо 1'гапсо —свободная гавань), 1. Предоставленное порту право на беспош линный ввоз и вывоз товаров. 2. Порт, пользующийся таким правом. Классические П.-ф., соотв. приведенному определе нию, существовали на тер. Российской империи в Одессе (1817—59) и Батуме (1878—85). Одновр. действовало П.-ф. на Д. Востоке, имевшее более широкое значение. Право беспошлин. торговли распространялось не на отд. порт, а на всю тер. Д. Востока до самого Иркутска. Эта особенность определялась недостаточной освоен ностью региона, из-за чего власти не могли ни устроить надежную тамож. и погран. охрану, ни обеспечить мест, население рос. товарами первой необходимости. Напр., в мае—июне 1861 в Николаевск доставили по Амуру русских прод. товаров, посуды, обуви и т. п. на 22,2 тыс. руб., а морем, только из Сан-Франциско, подоб. товаров на 82,3 тыс. руб. История П.-ф. на Д. Востоке начинается в 1828, когда его ввели на Камчатке. В 1856 с образованием Приморской обл. свободной стала торговля в Нико лаевске-на-Амуре. С 1860 это право получили новые порты в Японском море, такие как Дуэ, Де-Кастри, Ольга, Владивосток. В 1860—62 ряд договоренностей с Китаем, подтвержденных Петербургским договором 1881, установил двустороннюю беспошлин. торговлю в полосе глубиной 50 верст по обе стороны от сухопут. рус.-кит. границы. На деле 50-верстная полоса не огра ничивалась, не охранялась и не соблюдалась. С этого времени на всей тер. Д. Востока России установился режим свобод, торговли; первым и единств, тамож. пунктом стал Иркутск, куда в 1861 перевели таможню из Кяхты. Почти сразу после этого началось ограничение сво боды торговли применительно к товарам, подверженным косвен, налогообложению. В июле 1867 появилась пош лина на иностр. спирт и алк. напитки. В мае 1882, од новр. с ее повышением, ограничения в беспошлин. ввозе распространились на др. подакцизные товары: табак и табач. изделия, спички, сахар и осветительные масла. Для нек-рых др. товаров, ввозимых рос. производите лями в зону свобод, торговли, установили возврат уже уплаченного в России налога. Возврат акциза приме нялся при ввозе керосина, при ввозе хлопчатобумажных изделий —возврат пошлин по весу за хлопок. Параллельно начал обсуждаться вопрос о необхо димости П.-ф. Интересы пр-ва, опасавшегося потерять окраину, совпали с устремлениями рус. промышленни ков (прежде всего текстил. отрасли), к-рые вступили в борьбу за дальневост. рынок. С 1880 были установлены регуляр. почтово-пассажир. и грузовые рейсы Доб ровольного флота, сократившие путь рус. товаров на восток. Еще более значит, роль сыграло стр-во Трансси бирской магистрали , облегчившей перевозки товаров. После вступления в строй последнего звена, Китайско- Восточной железной дороги , беспошлинный ввоз на Д. Востоке стал угрожать и рынку Европ. России. Поэтому закон 10 июня 1900 закрыл П.-ф. во Влади востоке и Николаевске-на-Амуре и запретил беспошлин. ввоз товаров (за искл. китайских) в Приамурский кр. по сухопут. границе. К большинству грузов, поступаю щих через Д. Восток, стал применяться общий тамож. тариф. Однако тамож. обложение вводилось только по мор. границе начиная от устья Амура и до юж. портов Приморья. Арендованные русскими города в Китае, на КВЖД, а также сев. территории остались в зоне свобод, торговли. Кроме того, сохранялось закрепленное меж дунар. договорами условие о беспошлин. ввозе через сухопут. границу кит. товаров. В результате р-ны с недавно установленными тамож. пошлинами оказались под сильным давлением контрабанды; кроме того, ев роп. предприниматели получили возможность обходить тамож. пошлины за счет переноса в Китай произв-ва своих товаров, к-рые т. о. формально попадали в ка тегорию китайских, по сути составляя конкуренцию рус. пром-ти. Режим «недоогмененного» П.-ф. действовал менее 4 лет. С началом Русско-японской войны Транссиб оказался загроможден войсками и воен. грузами, торг. перевозки по ж. д. нарушились. Поэтому указом от 1 мая 1904 П.-ф. восстановили в прежнем объеме. После окончания войны вопрос обсуждался еще нек-рое время, в т. ч. в Государственной думе, и 16 янв. 1909 последова ла окончат, отмена свобод, торговли. Последней точкой в истории дальневост. П.-ф. стала отмена с 1 янв. 1913 статьи Петербургского договора о 50-верстной полосе беспошлин. торговли с Китаем. Иначе развивалась история беспошлин. торговли в устьях Оби и Енисея (см. Карские экспедиции). Ин терес к торг. мореплаванию в этот р-н сиб. и иностр. предприниматели стали проявлять в кон. 1870-х гг. В Мин-во финансов начали поступать ходатайства о беспошлин. импорте в Сибирь. На основании пред ставлений министра император разрешил в навигации 1877 и 1878 свобод, ввоз в устья Оби и Енисея товаров, за искл. мануфактуры, чая, крепких спирт, напитков, пива, сигар и сахара. В последующем высочайше ут вержденными постановлениями Комитета министров министру финансов предоставлялось право разрешать в навигации 1879—85 беспошлин. ввоз к устьям Оби, Енисея и Лены импорт, керосина, машин, корабел, оборудования, земледельч. орудий, желез, и фаянс, изделий, музык. инструментов, галантер., бакалейных, колониальных и аптекарских товаров. Однако из-за тяжелых ледовых условий в Карском море и отсутствия ледокол, проводки в 1877—86 лишь 14 из 34 торг. судов, отправившихся в плавание из европ. портов, достигли цели (в осн. устья Оби). В 1887 с просьбой о предоставлении льготы обра тился англичанин Суливан, получивший 6 окт. 1887 разрешение на беспошлин. привоз товаров (11 тыс. пуд.) в устье Енисея. Успешное завершение рейса побудило об-во «РЬоешх МегсЬап! Ас1уеп1:игез» обратиться с прошением о предоставлении льгот, права на провоз товаров к устью Енисея на неск. лет вперед. Оно было предоставлено на 1888—92, но в 1888 и 1889 кораблям компании пробиться к конечной точке маршрута не удалось. В 1890 торг. объединение «Ап§1о-51Ыпап ТгасПп§ Сошрапу» снарядило 3-ю экспедицию из 2 пароходов, благополучно прибывших в устье Енисея, перегрузивших 30,8 тыс. пуд. грузов на реч. пароход и принявших для вывоза зерно и «лесной товар». По ходатайству компании льгота была продлена до 1894, но навигация 1893 не увенчалась успехом. 4 1 Заказ № 283
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2