Историческая энциклопедия Сибири II

кутского благотворит, об-ва, жертвовала на орг-цию дешевой столовой (1882), стр-во нового здания при Иркутском Знаменском мон-ре (1872), Кузнецовской больницы (1889), ремонт приюта при Харлампиевской церкви (1884), открытие мех. мастерских при Техни­ ческом училище (1888). Завещала 340 тыс. руб. на открытие вдовьего дома через 15 лет, 50 тыс. руб. — на постройку церкви; 30 тыс. руб. — на стипендии при Томском ун -т е , Иркутской духовной семинарии и епархиальном жен. училище. Похоронена в Зна ­ менском мон-ре. Лит.: Краткая энциклопедия по истории купечества и коммер­ ции Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 3, кн. 3. Н.И. Гаврилова ПОРТО ФРАНКО (итал. роИо 1'гапсо —свободная гавань), 1. Предоставленное порту право на беспош­ линный ввоз и вывоз товаров. 2. Порт, пользующийся таким правом. Классические П.-ф., соотв. приведенному определе­ нию, существовали на тер. Российской империи в Одессе (1817—59) и Батуме (1878—85). Одновр. действовало П.-ф. на Д. Востоке, имевшее более широкое значение. Право беспошлин. торговли распространялось не на отд. порт, а на всю тер. Д. Востока до самого Иркутска. Эта особенность определялась недостаточной освоен­ ностью региона, из-за чего власти не могли ни устроить надежную тамож. и погран. охрану, ни обеспечить мест, население рос. товарами первой необходимости. Напр., в мае—июне 1861 в Николаевск доставили по Амуру русских прод. товаров, посуды, обуви и т. п. на 22,2 тыс. руб., а морем, только из Сан-Франциско, подоб. товаров на 82,3 тыс. руб. История П.-ф. на Д. Востоке начинается в 1828, когда его ввели на Камчатке. В 1856 с образованием Приморской обл. свободной стала торговля в Нико­ лаевске-на-Амуре. С 1860 это право получили новые порты в Японском море, такие как Дуэ, Де-Кастри, Ольга, Владивосток. В 1860—62 ряд договоренностей с Китаем, подтвержденных Петербургским договором 1881, установил двустороннюю беспошлин. торговлю в полосе глубиной 50 верст по обе стороны от сухопут. рус.-кит. границы. На деле 50-верстная полоса не огра­ ничивалась, не охранялась и не соблюдалась. С этого времени на всей тер. Д. Востока России установился режим свобод, торговли; первым и единств, тамож. пунктом стал Иркутск, куда в 1861 перевели таможню из Кяхты. Почти сразу после этого началось ограничение сво­ боды торговли применительно к товарам, подверженным косвен, налогообложению. В июле 1867 появилась пош­ лина на иностр. спирт и алк. напитки. В мае 1882, од­ новр. с ее повышением, ограничения в беспошлин. ввозе распространились на др. подакцизные товары: табак и табач. изделия, спички, сахар и осветительные масла. Для нек-рых др. товаров, ввозимых рос. производите­ лями в зону свобод, торговли, установили возврат уже уплаченного в России налога. Возврат акциза приме­ нялся при ввозе керосина, при ввозе хлопчатобумажных изделий —возврат пошлин по весу за хлопок. Параллельно начал обсуждаться вопрос о необхо­ димости П.-ф. Интересы пр-ва, опасавшегося потерять окраину, совпали с устремлениями рус. промышленни­ ков (прежде всего текстил. отрасли), к-рые вступили в борьбу за дальневост. рынок. С 1880 были установлены регуляр. почтово-пассажир. и грузовые рейсы Доб­ ровольного флота, сократившие путь рус. товаров на восток. Еще более значит, роль сыграло стр-во Трансси­ бирской магистрали , облегчившей перевозки товаров. После вступления в строй последнего звена, Китайско- Восточной железной дороги , беспошлинный ввоз на Д. Востоке стал угрожать и рынку Европ. России. Поэтому закон 10 июня 1900 закрыл П.-ф. во Влади­ востоке и Николаевске-на-Амуре и запретил беспошлин. ввоз товаров (за искл. китайских) в Приамурский кр. по сухопут. границе. К большинству грузов, поступаю­ щих через Д. Восток, стал применяться общий тамож. тариф. Однако тамож. обложение вводилось только по мор. границе начиная от устья Амура и до юж. портов Приморья. Арендованные русскими города в Китае, на КВЖД, а также сев. территории остались в зоне свобод, торговли. Кроме того, сохранялось закрепленное меж­ дунар. договорами условие о беспошлин. ввозе через сухопут. границу кит. товаров. В результате р-ны с недавно установленными тамож. пошлинами оказались под сильным давлением контрабанды; кроме того, ев­ роп. предприниматели получили возможность обходить тамож. пошлины за счет переноса в Китай произв-ва своих товаров, к-рые т. о. формально попадали в ка­ тегорию китайских, по сути составляя конкуренцию рус. пром-ти. Режим «недоогмененного» П.-ф. действовал менее 4 лет. С началом Русско-японской войны Транссиб оказался загроможден войсками и воен. грузами, торг. перевозки по ж. д. нарушились. Поэтому указом от 1 мая 1904 П.-ф. восстановили в прежнем объеме. После окончания войны вопрос обсуждался еще нек-рое время, в т. ч. в Государственной думе, и 16 янв. 1909 последова­ ла окончат, отмена свобод, торговли. Последней точкой в истории дальневост. П.-ф. стала отмена с 1 янв. 1913 статьи Петербургского договора о 50-верстной полосе беспошлин. торговли с Китаем. Иначе развивалась история беспошлин. торговли в устьях Оби и Енисея (см. Карские экспедиции). Ин­ терес к торг. мореплаванию в этот р-н сиб. и иностр. предприниматели стали проявлять в кон. 1870-х гг. В Мин-во финансов начали поступать ходатайства о беспошлин. импорте в Сибирь. На основании пред­ ставлений министра император разрешил в навигации 1877 и 1878 свобод, ввоз в устья Оби и Енисея товаров, за искл. мануфактуры, чая, крепких спирт, напитков, пива, сигар и сахара. В последующем высочайше ут­ вержденными постановлениями Комитета министров министру финансов предоставлялось право разрешать в навигации 1879—85 беспошлин. ввоз к устьям Оби, Енисея и Лены импорт, керосина, машин, корабел, оборудования, земледельч. орудий, желез, и фаянс, изделий, музык. инструментов, галантер., бакалейных, колониальных и аптекарских товаров. Однако из-за тяжелых ледовых условий в Карском море и отсутствия ледокол, проводки в 1877—86 лишь 14 из 34 торг. судов, отправившихся в плавание из европ. портов, достигли цели (в осн. устья Оби). В 1887 с просьбой о предоставлении льготы обра­ тился англичанин Суливан, получивший 6 окт. 1887 разрешение на беспошлин. привоз товаров (11 тыс. пуд.) в устье Енисея. Успешное завершение рейса побудило об-во «РЬоешх МегсЬап! Ас1уеп1:игез» обратиться с прошением о предоставлении льгот, права на провоз товаров к устью Енисея на неск. лет вперед. Оно было предоставлено на 1888—92, но в 1888 и 1889 кораблям компании пробиться к конечной точке маршрута не удалось. В 1890 торг. объединение «Ап§1о-51Ыпап ТгасПп§ Сошрапу» снарядило 3-ю экспедицию из 2 пароходов, благополучно прибывших в устье Енисея, перегрузивших 30,8 тыс. пуд. грузов на реч. пароход и принявших для вывоза зерно и «лесной товар». По ходатайству компании льгота была продлена до 1894, но навигация 1893 не увенчалась успехом. 4 1 Заказ № 283

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2