Историческая энциклопедия Сибири II
архиепископом Московским, на сиб. кафедру возведен еп. Мефодий (Екимов). Не позднее 1887 выделяется Томская епархия. В ее состав входили белокриниц- кие общины Томской, Иркутской, Енисейской губ., Амурской , Якутской , Забайкальской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской обл. В 1894 после ареста и ссылки еп. Мефодия во епископа Пермско- Тобольского и «временно сибирского» рукоположен священноинок Антоний (Паромов). В сент. 1899 в сан епископа Томского и всея Сибири возведен игумен Архангельского муж. скита Феодосий. Вследствие конфликта между попечителями на Ро гожском кладбище, радикал, и умерен, группами отд. белокриницких об-в после появления в февр. 1862 т. н. Окружного послания, в белокриницком согласии выде ляются «неокружники». Осн. их масса в 1910-х гг. про живала в Барнаульском у. (ок. 1889 душ обоего пола) и Бийском у. (886 душ обоего пола); часть —в Каинском и Мариинском у. Сиб. «неокружники» не признавали регистрации общин после 1905—06. После Окт. револю ции согласно Вятскому «соборному определению» они отказались признавать запись в колхозы. В 1930-е гг. иерархия прерывается. Часть «неокружников» переходит в катакомбное (подпольное) единоверие («климентов- цы», «андреевцы»). Известно неск. «неокружнических» небольших общин на Алтае. На рубеже 1970—80-х гг., после ухода из жизни последних священников, проис ходит переход к беспоповской практике. После выхода правительств, указов 1905—06 боль шинство общин белокриницкого согласия получило офиц. регистрацию. В Томской губ. это барнаульская, новониколаевская, томская и связанные с ними сел. общины, Ново-Архангельский скит на р. Юксе, Тих винский жен. мон-рь на р. Тое (Колыванский у.). В 1910-х гг. в Сибири существовали епархии бело криницкого согласия: Пермско-Тобольская, Томско- Алтайская, Иркутско-Амурская и всего Д. Востока. В 1922—23 выделяются епархии Минусинско-Урянхай ская, Семипалатинско-Зайсанская; до своего ареста последнюю возглавлял Андриан (А. Бердышев), епис коп Семипалатинский и Миасский. Делается попытка разделить Пермско-Тобольскую, Томско-Алтайскую епархии. Томско-Алтайская епархия образована в 1911. После рукоположения Иосифа (Антипина; 1911—27) во епископа Иркутско-Амурского и всего Д. Востока Томско-Алтайскую епархию возглавил еп. Иоасаф (Ж у равлев; 1911—19), рукоположен в Москве в янв. 1906 во епископа Томского и всея Сибири. С кон. 1919 по нояб. 1920 сиб. епархии подчинялись еп. Амфилохию {Ж уравлеву ). В нояб. 1920 еп. Амфилохий единолично поставил на Пермско-Екатеринбургскую и Тобольскую епархии еп. Иоанникия (Иванова). В дек. 1920 на Томско-Алтайскую епархию поставлен Тихон {Сухов). С мая 1929 Иркутско-Амурскую епархию возглавлял еп. Афанасий {Федотов). Кроме того, сиб. епархии возглавляли: Арсений (Давыдов), епископ Минусинско- Урянхайский (1923—37); Климент (Логинов), временно епископ Иркутско-Амурский (1926—27). По отчету финанс. комиссии Томско-Алтайской епархии в 1924 общее число старообрядцев Белокри- ницкой иерархии составило 19 228 чел. (на 1 янв. 1912 в пределах Томской губ. —24 565 чел.). В состав епар хии входило 5 благочиний: Томск (12 приходов; общая числ. 4 546 чел.); с. Анисимово (10 приходов; 5 573 чел.); Барнаул (7 приходов; 2 702 чел.); с. Айское (9 приходов; 3 120 чел.); с. Благовещенское (7 приходов; 3 187 чел.). После 1905 в Сибири начинают созываться ежегод. епархиальные съезды, служившие органом епархиаль ного упр-ния (Барнаул, Новониколаевск, 1906—28). На съездах решались вопросы приход, и епархиальной жизни: уставные, финансово-хоз. и организационные. В 1916—19 активно обсуждались вопросы культуры и просвещения, создания приютов для детей-сирот, проблемы объединения со старообрядцами др. согла сий, помощь воюющей Русской армии. В июле 1917 в Барнауле состоялся краевой съезд белокриницких, беглопоповцев, часовенных, поморцев. В работе съезда приняло участие ок. 100 чел. Обсуждались вопросы о гос. строе, отношении к войне, выборах в Учредитель ное собрание, земле, «займе свободы»; учрежден отдел «центрального всероссийского союза старообрядцев». Барнаульский съезд Томско-Алтайской епархии в сент. 1918 принял решение о подготовке к выборам во все российское и всесибирское учредительные собрания. Прошедший в дек. 1918 в с. Окунево Тобольской губ. съезд «старообрядцев всех согласий» признал барна ульский исполнит, комитет центр, органом «всех си бирских староверов». Съезд избрал исполнит, комитет, разработал «Положение политического объединения старообрядчества всех согласий Тобольской губернии». Осн. цель объединения — выборы в Учредительное собрание и мест, органы упр-ния {земства). С янв. 1919 создаются новые орг-ции — кружки старообряд. молодежи (Томск, Новониколаевск, Барнаул, Миасс). В состав кружков могли входить старообрядцы разных согласий. Цель их создания —изучение ист.-культур, наследия староверия, объединение сиб. старообряд. мо лодежи на «религиозно-нравственных» началах. В июне 1919 епархиальным съездом Томско-Алтайской епархии разработано «Временное положение о Древлеправо- славной Церкви», предназначенное для утверждения колчаковским пр-вом в кач-ве «временного закона»: органом высш. церк. упр-ния и представителем перед гос. властью становились «освященные соборы»; упр-ние отд. епархиями осуществляли епископы и епархиальные съезды с представителями как духовенства, так и мирян. Провозглашалось невмешательство органов гос. власти во внутр. жизнь старообряд. Церкви и ее учреждений (Собора, епархиальных съездов, приходов, монастырей, братств); общины получали название приходов, к-рым придавался юр. статус; признавалась допустимость фи нансирования общин гос-вом; запрещались награждения старообряд. духовенства «установленными в России знаками отличия». Провозглашались также самостоят. избрание соборами и приходами духов, лиц и признание за ними всех гражд. прав, присвоенных духовенству др. вероисповеданий; самостоят. ведение метрических книг в белокриницких приходах, но по установленным гос. органами образцам и по согласованию с ними; разре шение брачных разводов епископами. В 1920—30-е гг. отношения между старообряд. Церковью и гос-вом определялись сов. репрес. законо дательством. В 1922 Томско-Алтайский епископ Тихон обращается к сиб. приходам с призывом к лояльности в отношении власти. В 1925 советом этой епархии принят опубликованный властями Устав религ. общин, получав ших статус религ. об-в. Существ, ограничения делались в области имуществ. прав и внутр. жизни: для созыва церк. собраний стало необходимо разрешение адм. отде лов, зарегистрированные общины могли быть закрыты по пост. губ. органов власти и т. д. Но, как отмечалось в докладе епархиального совета Московскому собору 1925, несмотря на эти трудности, еп. Тихон привел в «образ цовый порядок» упр-ние епархией, способствовал от крытию неск. новых приходов. На рубеже 1920—30-х гг. в результате ужесточившегося антирелиг. правительств, курса, коллективизации, массовых репрессий подавля
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2