Историческая энциклопедия Сибири II

архиепископом Московским, на сиб. кафедру возведен еп. Мефодий (Екимов). Не позднее 1887 выделяется Томская епархия. В ее состав входили белокриниц- кие общины Томской, Иркутской, Енисейской губ., Амурской , Якутской , Забайкальской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской обл. В 1894 после ареста и ссылки еп. Мефодия во епископа Пермско- Тобольского и «временно сибирского» рукоположен священноинок Антоний (Паромов). В сент. 1899 в сан епископа Томского и всея Сибири возведен игумен Архангельского муж. скита Феодосий. Вследствие конфликта между попечителями на Ро­ гожском кладбище, радикал, и умерен, группами отд. белокриницких об-в после появления в февр. 1862 т. н. Окружного послания, в белокриницком согласии выде­ ляются «неокружники». Осн. их масса в 1910-х гг. про­ живала в Барнаульском у. (ок. 1889 душ обоего пола) и Бийском у. (886 душ обоего пола); часть —в Каинском и Мариинском у. Сиб. «неокружники» не признавали регистрации общин после 1905—06. После Окт. револю­ ции согласно Вятскому «соборному определению» они отказались признавать запись в колхозы. В 1930-е гг. иерархия прерывается. Часть «неокружников» переходит в катакомбное (подпольное) единоверие («климентов- цы», «андреевцы»). Известно неск. «неокружнических» небольших общин на Алтае. На рубеже 1970—80-х гг., после ухода из жизни последних священников, проис­ ходит переход к беспоповской практике. После выхода правительств, указов 1905—06 боль­ шинство общин белокриницкого согласия получило офиц. регистрацию. В Томской губ. это барнаульская, новониколаевская, томская и связанные с ними сел. общины, Ново-Архангельский скит на р. Юксе, Тих­ винский жен. мон-рь на р. Тое (Колыванский у.). В 1910-х гг. в Сибири существовали епархии бело­ криницкого согласия: Пермско-Тобольская, Томско- Алтайская, Иркутско-Амурская и всего Д. Востока. В 1922—23 выделяются епархии Минусинско-Урянхай­ ская, Семипалатинско-Зайсанская; до своего ареста последнюю возглавлял Андриан (А. Бердышев), епис­ коп Семипалатинский и Миасский. Делается попытка разделить Пермско-Тобольскую, Томско-Алтайскую епархии. Томско-Алтайская епархия образована в 1911. После рукоположения Иосифа (Антипина; 1911—27) во епископа Иркутско-Амурского и всего Д. Востока Томско-Алтайскую епархию возглавил еп. Иоасаф (Ж у­ равлев; 1911—19), рукоположен в Москве в янв. 1906 во епископа Томского и всея Сибири. С кон. 1919 по нояб. 1920 сиб. епархии подчинялись еп. Амфилохию {Ж уравлеву ). В нояб. 1920 еп. Амфилохий единолично поставил на Пермско-Екатеринбургскую и Тобольскую епархии еп. Иоанникия (Иванова). В дек. 1920 на Томско-Алтайскую епархию поставлен Тихон {Сухов). С мая 1929 Иркутско-Амурскую епархию возглавлял еп. Афанасий {Федотов). Кроме того, сиб. епархии возглавляли: Арсений (Давыдов), епископ Минусинско- Урянхайский (1923—37); Климент (Логинов), временно епископ Иркутско-Амурский (1926—27). По отчету финанс. комиссии Томско-Алтайской епархии в 1924 общее число старообрядцев Белокри- ницкой иерархии составило 19 228 чел. (на 1 янв. 1912 в пределах Томской губ. —24 565 чел.). В состав епар­ хии входило 5 благочиний: Томск (12 приходов; общая числ. 4 546 чел.); с. Анисимово (10 приходов; 5 573 чел.); Барнаул (7 приходов; 2 702 чел.); с. Айское (9 приходов; 3 120 чел.); с. Благовещенское (7 приходов; 3 187 чел.). После 1905 в Сибири начинают созываться ежегод. епархиальные съезды, служившие органом епархиаль­ ного упр-ния (Барнаул, Новониколаевск, 1906—28). На съездах решались вопросы приход, и епархиальной жизни: уставные, финансово-хоз. и организационные. В 1916—19 активно обсуждались вопросы культуры и просвещения, создания приютов для детей-сирот, проблемы объединения со старообрядцами др. согла­ сий, помощь воюющей Русской армии. В июле 1917 в Барнауле состоялся краевой съезд белокриницких, беглопоповцев, часовенных, поморцев. В работе съезда приняло участие ок. 100 чел. Обсуждались вопросы о гос. строе, отношении к войне, выборах в Учредитель­ ное собрание, земле, «займе свободы»; учрежден отдел «центрального всероссийского союза старообрядцев». Барнаульский съезд Томско-Алтайской епархии в сент. 1918 принял решение о подготовке к выборам во все­ российское и всесибирское учредительные собрания. Прошедший в дек. 1918 в с. Окунево Тобольской губ. съезд «старообрядцев всех согласий» признал барна­ ульский исполнит, комитет центр, органом «всех си­ бирских староверов». Съезд избрал исполнит, комитет, разработал «Положение политического объединения старообрядчества всех согласий Тобольской губернии». Осн. цель объединения — выборы в Учредительное собрание и мест, органы упр-ния {земства). С янв. 1919 создаются новые орг-ции — кружки старообряд. молодежи (Томск, Новониколаевск, Барнаул, Миасс). В состав кружков могли входить старообрядцы разных согласий. Цель их создания —изучение ист.-культур, наследия староверия, объединение сиб. старообряд. мо­ лодежи на «религиозно-нравственных» началах. В июне 1919 епархиальным съездом Томско-Алтайской епархии разработано «Временное положение о Древлеправо- славной Церкви», предназначенное для утверждения колчаковским пр-вом в кач-ве «временного закона»: органом высш. церк. упр-ния и представителем перед гос. властью становились «освященные соборы»; упр-ние отд. епархиями осуществляли епископы и епархиальные съезды с представителями как духовенства, так и мирян. Провозглашалось невмешательство органов гос. власти во внутр. жизнь старообряд. Церкви и ее учреждений (Собора, епархиальных съездов, приходов, монастырей, братств); общины получали название приходов, к-рым придавался юр. статус; признавалась допустимость фи­ нансирования общин гос-вом; запрещались награждения старообряд. духовенства «установленными в России знаками отличия». Провозглашались также самостоят. избрание соборами и приходами духов, лиц и признание за ними всех гражд. прав, присвоенных духовенству др. вероисповеданий; самостоят. ведение метрических книг в белокриницких приходах, но по установленным гос. органами образцам и по согласованию с ними; разре­ шение брачных разводов епископами. В 1920—30-е гг. отношения между старообряд. Церковью и гос-вом определялись сов. репрес. законо­ дательством. В 1922 Томско-Алтайский епископ Тихон обращается к сиб. приходам с призывом к лояльности в отношении власти. В 1925 советом этой епархии принят опубликованный властями Устав религ. общин, получав­ ших статус религ. об-в. Существ, ограничения делались в области имуществ. прав и внутр. жизни: для созыва церк. собраний стало необходимо разрешение адм. отде­ лов, зарегистрированные общины могли быть закрыты по пост. губ. органов власти и т. д. Но, как отмечалось в докладе епархиального совета Московскому собору 1925, несмотря на эти трудности, еп. Тихон привел в «образ­ цовый порядок» упр-ние епархией, способствовал от­ крытию неск. новых приходов. На рубеже 1920—30-х гг. в результате ужесточившегося антирелиг. правительств, курса, коллективизации, массовых репрессий подавля

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2