Историческая энциклопедия Сибири II
ПОПОВ Димитриан Димитриевич (10 июня 1827 — 29 апр. 1896, с. Ытык-кюёль, Якутия) — протоиерей, занимался миссионер, деят-тью среди якутов. Знаток якутского яз., ценитель его богатства; сформировал интерес Э.К. Пекарского к исслед-ю якут. яз. и на протяжении всей жизни оказывал ему в этом неизмен. содействие. П. вел с Э.К. Пекарским переписку линг вист. хар-ра, принимал актив, участие в пополнении словаря Пекарского. Лит.: Убрятова Е .И . Очерк истории изучения якутского язы ка. Якутск, 1945; Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов: Дооктябрьский период. М., 1989. И. Я. Селютина ПОПОВ Иван Иванович (1862, С.-Петербург — 1942, Москва), обществ, деятель, журналист. Окончил горн, училище в С.-Петербурге, затем моек. Учительский ин-т, преподавал историю в народ, училище Тименко- ва-Фролова. Примкнул к народнич. движению, вошел в состав рук. ядра Молодой партии «Народной воли». В 1884 арестован и выслан на поселение в Кяхту. По инициативе П. там от крыты 1-я обществ, б-ка, затем музей. Сотрудничал в изданиях «Сибирская газета» и «Восточное обозрение». В Кяхте женился на дочери миллионе ра Я. М. Лушникова Вере Алексеевне (1863—1927). В дек. 1894 купил у наследников Н .М . Ядринцева газ. «Восточное обозрение» и вплоть до 1906 был ее ред. Поддерживал отношения и с представителями мест, администрации, и с полит, ссыльными. Деятельный чл. Вост.-Сиб. отд. Русского географического об-ва , глас ный городской думы и пред. ее училищной комиссии. Перебравшись в кон. 1905 в Москву, занимался лит. деят-тью, 4 года председательствовал в правлении Об- ва деятелей периодической печати и литературы. В сов. время работал в моек. кооп. орг-циях, издательствах, Центр, бюро краеведения и Всесоюзном об-ве бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Написал ряд воспоминаний и книг о сподвижниках по рев. подпо лью Д. А. Клеменце, С.Ф. Ковалике, Г.А. Лопатине, П.Ф. Якубовиче. Соч.: Минувшее и пережитое. Л ., 1924; Забытые иркутские страницы. Записки редактора. Иркутск, 1989. М. В. Шиловский ПОПОВ КонстантинАндреевич (29 окт. 1876, Омск — 5 дек. 1949, Москва), парт, и гос. деятель. В 1898 окон чил юр. фак-т Дерптского (Юрьев ского) ун-та, канд. права. Проф. ре волюционер; социал-демократ (с 1898 до 1920). Чл. РСДРП с 1905. Вел парт, работу в С.-Петербурге, Харькове, Омске. В 1907 участвовал в работе V (Лондонского) съезда РСДРП. До Февр. революции неод нократно арестовывался, содержался в заключении в Петропавловской крепости и Омской тюрьме, находил ся в ссылке в Вятской и Вологодской губ., Я кут ии , приговаривался к смерт. казни. В марте—нояб. 1917 — пред. Омского совета раб. и солдат, депутатов, пред. Западно-Сибирского объединенного комитета рев. де мократии, до окт. 1917 руководил Омской объединенной орг-цией РСДРП. Чл. Сибирской областной думы от совета профсоюзов Омска. После свержения сов. власти в Сибири был арестован чехословаками и содержался в Омской обл. тюрьме. В авг. 1919 отправлен колча ковцами на восток в «эшелоне смерти», откуда бежал. До нач. янв. 1920 работал в Иркутске в подполье. 7 янв. 1920 иркутским Политцентром назначен пред. чрезвыч. следств. комиссии, к-рая вела допрос бывш. Верховного правителя А. В. Колчака , последнего пре мьер-министра Российского пр-ва В .Н. Пепеляева и др. круп, деятелей сиб. контрреволюции. С кон. янв. 1920 — зам. пред. Иркутской губчека по борьбе с контррево люцией, с 1 мая по 16 сент. 1920 — пом. и зам. зав. отделом юстиции Сибревкома, затем —чл. президиума и зам. пред., пред. Омского губ. исполкома советов. С сер. 1922 жил в Москве, работал в агит.-проп. отд. ЦК РКП(6). С 17 окт. 1924 —зам. пред. Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) —ВКП(б). В 1928 перешел на работу в Ин-т красной профессуры. В последние годы жизни преподавал в Московском гос. историко архивном ин-те. Ред. книги «Допрос Колчака» (опубл. в 1925). Лит.: Черепанин Н.В . Константин Андреевич Попов //В опр осы истории КПСС. 1977. № 3. В. И. Шишкин ПОПОВЦЫ в Сибири. П. —общее назв. старообряд цев, признающих священство и церк. иерархию. Одно из осн. старообряд. течений, оформившееся на рубеже XVII—XVIII вв. Гл. центры в европ. части страны — Керженец, Ветка, Стародубье, Иргиз; с 1771 ведущим центром П. становится Рогожское кладбище в Москве. Наибольшее распространение П. имели в Тобольской и Томской губ ., в Забайкалье. В этих местах смешивалось неск. миграц. потоков, легал. и нелегальных. Распро странение П. в Сибири стало особенно заметным после 2 разгромов рус. правительств, войсками старообряд. поселений на о-ве Ветка (тогда —тер. Польши) в 1735 и 1764. После насильств. вывода староверов с Ветки образовались компакт, старообряд. поселения на А л тае, в Забайкалье («поляки», «семейские»). Много П. насчитывалось и среди «каменщиков» Алтая. Первоначально течение состояло из беглопоповцев, принимавших переходящее («беглое») из РПЦ священст во. Решение о приеме «вторым чином» (через миро помазание) клириков РПЦ впервые принято иноками «дониконовского» рукоположения Дионисием Шуйским и Трифилием Вологодским на Керженце, окончательно подтверждено Московским собором беглопоповцев 1779. Вследствие внутр. эволюции в условиях преследования со стороны церк. и гражд. властей П. разделились на неск. согласий. Наиболее круп, согласия —часовенное (после 1840 перешло к беспоповской практике) (см. Часовенные Сибири ) и белокриницкое. Белокриницкое согласие, иначе — «австрийское», Белокриницкая иерархия; самоназв. —Древлеправослав- ная Церковь Христова, с 1988 —Русская православная старообрядческая церковь. С нояб. 1827 запрещался переход в старообрядчество священства из офиц. Церк ви, строго ограничивалось его перемещение, стр-во и ремонт старообряд. культовых зданий — церквей, часовен, молельных домов. Активно практиковалось насильств. обращение в единоверие. Разгрому подвергся ряд монастырей и центров беглопоповцев. Следствием репрес. политики явилось решение влиятельных ста рообряд. общин страны на Московском соборе 1832 о поиске епископа и учреждении епископской кафедры за границей. Поиск завершился принятием (через миропо мазание) в окт. 1846 в с. Белая Криница (Австрийская имп.) босно-сараевского митр. Амвросия. На рубеже 1850—60-х гг. белокриницкое согласие распространяется среди беглопоповских общин Томской губ. —в Барна ульском, Бийском, Змеиногорском, Томском, частично Каинском и Мариинском у. Первоначально в Сибири была образована единая сиб. кафедра. 1-й сиб. еп. Савватий (Левшин) —епископ Тобольский и всея Си бири (1862—82). В окт. 1883, после избрания Савватия
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2