Историческая энциклопедия Сибири II
гистр. линии на Полярное и Тихоокеанское побережья. Ранее, в 1930-е гг., на Азиат. Севере СССР от Тайшета до Чукотки и Колымы были созданы предприятия союз, значения: горно-металлург. комбинат в Норильске , ле соэкспортная Игарка, «Дальстрой». В годы Великой Отечественной войны и послевоен. период в Печорском бас. в неск. раз выросла добыча камен. угля, на Ухте — нефти. Отсутствие постоянно действующих путей со общения увеличивало расходы этих предприятий на перевозки грузов. Первонач. планировалось построить в Обской губе в р-не мыса Каменного пункт морского базирования (порт, судоремонт, з-д, жилой поселок), а также ж. д. от Воркуты к порту. В марте 1947 развернулись поле вые изыскат. работы. 22 апр. 1947 Совет министров СССР поручил Мин-ву внутр. дел (МВД) стр-во ж. д. Чум—Лабытнанги. В системе МВД создали Северное упр-ние ж.-д. стр-ва № 501 (расформировано 12 февр. 1954). На 1-м уч-ке ст. Чум — ст. Лабытнанги раб. движение открыто в дек. 1948. В ходе изысканий выяснилось, что стр-во порта в р-не Обской губы неосуществимо по причине ее мел- ководности и невозможности создания стабильного фарватера. В янв. 1949 Совет министров СССР поста новил изменить направление трассы. Теперь ее решили проложить через Салехард, Надым, Ермаково к Игарке с сооружением порта в р-не последней и далее, в пер спективе, до Норильска. Ориентир, стоимость стр-ва № 503 ж. д. Чум—Салехард—Ермаково—Игарка протяж. 1 482 км с паромной переправой через Обь и Енисей составляла 6 508 млн руб. Стр-во линии Салехард—Ермаково началось в марте 1949 со стороны Салехарда до ст. Пур и в авг. 1949 от Ермаково до ст. Пур. Трасса проходила в приполяр. тундре с небольшими отклонениями от Полярного круга к северу и югу. Проект был рассчитан на про пускную способность 6 пар поездов в сутки, с годовым грузооборотом по 1 млн т грузов в каждую сторону. Предусматривались простейшие решения мостовых переходов: малые мосты и трубы в осн. деревянные, только на больших реках —на бетон, опорах с метал, пролетными строениями. Пути предусматривалось ук ладывать старогодними рельсами. После смерти И. В. Сталина Совет министров СССР принял предложение Л.П. Берии прекратить сооружение 20 объектов, в их числе линии Чум—Сале хард—Ермаково—Игарка. Всего к нач. 1953 на стр-ве линии Чум—Салехард—Игарка освоено 3623,9 млн руб. капиталовложений, уложено 887 км гл. пути. Числ. спецконтингента на стройке № 501 достигала 45 702 чел. (в 1947), № 503 —29 832 чел. (в 1949). Лит.: Гриценко В.Н. История Ямальского Севера в очерках и документах: В 2 т. Омск, 2004. Т. 2; Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930-1953. М., 2005. В. В. Л амин «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА», серийное издание публи цист., науч., мемуар. сочинений, писем и документов декабристов. Издается в Иркутске : в 1979—92 в Вост.- Сиб. кн. изд-ве, с 1999 — в изд-ве Иркутского обл. историко-мемориального музея декабристов. Всего вышло в свет 25 т. (20 до 1993), в каждом представ лено наследие одного декабриста: Н .В . Басаргина, Г.С. Батенькова, Н.А. Бестужева, А .Ф . Бригена, С.Г. Волконского, В.Л. Давыдова, Н .И . Лорера, М .С . Лунина , А.М. Муравьева, А .Н . М уравьева , Н .М . Муравьева, П.А. Муханова, М.А. Назимова, А .В . Поджио, В .Ф . Раевского (2 т.), А .Е . Розена, П.Н . Свистунова, С.П. Трубецкого (2 т.), М .А. Фон визина (2 т.), В.И. Штейнгеля (2 т.), И.Д. Якушкина. Тексты публикуются в соотв. с совр. требованиями археографии, тома снабжены введениями и обшир. квалифицир. комментариями, к-рые носят исслед. хар-р. В работе над серией в кач-ве ред., сост. и авт. комментариев участвовали изв. ученые —М.В. Нечкина, И.Д. Ковальченко, С.В. Житомирская, С.Ф. Коваль, С.В. Мироненко, И.В. Порох, О.С. Тальская, В.А. Фе доров, В.П. Шахеров, Н .Я . Эйдельман и др. Издание продолжается. Н.П. Матханова ПОЛЯРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ (АРКТИЧЕСКИЕ). Плавания и сухопут. путешествия для исслед-я тер. к сев. от Поляр, круга (66°33’ с. ш.): сев. окраины Евра зии и Сев. Америки, почти весь Сев. Ледовитый океан и сев. часть Атлантического. 1-е сведения о поляр, р-нах Сибири и прилегающих частях Сев. Ледовитого океана получены новгородцами. Уже в XIV в. в результате сухопут. походов «за Югру и самоядь» и плаваний поморов русские имели сведения о побережье вплоть до р. Оби, о Югорском п-ове, Новой Земле. В XVI в. плавания поморов до Оби и Тазовской губы становятся регулярными. В это же время англичане и голландцы предпринимали поиски сев.-вост. (вдоль сев. берегов Сибири) прохода из Атлантического океана в Тихий, достигали Сев. Земли (экспедиции 1553 X. Уолби, 1556 С. Борро, 1594—96 В. Баренца). В XVII в. рус. землепроходцы и мореходы —торг., пром. и служилые люди —обходили морем п-ов Таймыр, искали пути из сиб. рек в Сев. Ледовитый океан, морские и сухопут. маршруты между реками: в 1629—30 двинские торговцы С. Ефимов и П. Юрлов прошли от Тазовской губы до р. Лены; в 1633—38 мореход И. Ребров и пятидесятник И. Перфильев совершили мор. плавания от устья Лены до рек Яна, Оленёк и Индигирка; в 1636—42 отряд ка зачьего десятника Е. Бузы по суше и морю прошел от Енисейска до рек Лена, Оленёк и Яна; в 1643 казачий атаман М. Стадухин и казак Д. Зырян отправились морем от р. Алазеи, достигли р. Колымы. Наиболее значимым достижением рус. землепроходцев к сер. XVII в. явилось плавание казачьего атамана С.И. Дежнева и В.А. Попова (1648) от устья Колымы с обходом Чукот ского п-ова в бас. Тихого океана до р. Анадырь. К сер. XVII в. мореходы и землепроходцы, пройдя почти по всей трассе Северного морского пути, выявили берег, черту Сев. Азии на значит, протяжении, обнаружили ряд островов в азиат, секторе Арктики, заложили ос нову знаний о рельефе поляр, зоны Сев. Азии. Во 2-й пол. XVII в. путешествия по морям Сев. Ледовитого океана стали редкими и чрезвыч. опасными —сказалось начавшееся еще в XIV в. общее похолодание (Малый ледник, период), к-рое достигло максимума во 2-й пол. XVII —нач. XIX в. Оно, в частн., сделало практически непроходимым Карское море. В XVIII в. Имп. АН разработаны основы науч. изучения поляр, края: экспедиции возглавляли морские офицеры и ученые. В 1725—30 и 1733—43 состоялись Первая и Вторая Камчатские экспедиции под рук-вом В. И. Беринга , к-рые существенно уточнили представ ления о сев.-вост. побережье Азии от мыса Дежнева до мыса Лопатка, описали и картографировали более 13 тыс. км побережья Сев. Ледовитого океана, впервые выявили очертания п-овов Таймыр, Ямал, открыли ряд островов (Св. Лаврентия, Диомида и др.), собрали данные о природе и населении Севера и Сев.-Восто ка. Материалы легли в основу множества карт отд. р-нов, а также ряда ген., в т. ч. «Карты генеральной Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Ледовитому и Восточному океанам...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2