Историческая энциклопедия Сибири II

все же не является универс. основой осознания своего этнич. отличия для П. и лиц польск. происхождения в РФ. Подавляющее большинство их уже давно утратило традиц. веру и причисляет себя либо к атеистам (ст. поколение), либо к православным. Критерий иденти­ фикации в своей основе имеет исключительно соци­ окультур. базу — культур, ориентиры, ист.-культур, самосознание, соц. поведение и т. д. По переписи 2002, за Уралом проживало 24,6 тыс. П., из них в Ураль­ ском федеральном окр. 6,5 тыс., наибольшее кол-во в Тюменской обл. — 3 427 чел. (0,1 % от всего населения области). В Сибирском федеральном окр. —13,7 тыс., наибольшее кол-во в Омской обл. —2 842 чел. (0,1 %), в Красноярском кр. —2 519 чел. (0,1 %), в Иркутской обл. —2 298 чел. (0,1%), в Кемеровской — 1 389 чел. (0,05%), в Томской — 1 307 чел. (0,1%). В Дальне­ восточном федеральном окр. —4,4 тыс., наибольшее кол-во в Приморском кр. — 1 060 чел. (0,05%). Большую роль в сохранении польск. культуры се­ годня играют социокультур, обществ, орг-ции, в к-рых преобладает интеллигенция. Сферы их деят-ти —орг-ция курсов польск. яз., координация связей П. Сибири с обществ, и гос. структурами Польши. В 1993 в Москве принят устав Конгресса поляков в России (КПвР), одновр. шло создание полонийных обществ, орг-ций в регионах. При КПвР действует науч. комиссия, в к-рую входят ученые-историки Томска, Абакана, Иркутска, Москвы, С.-Петербурга, ее осн. цель —создание Архива Полонии на Востоке за счет привлечения из семейных собр. материалов по истории П. Сибири и Казахстана. Регулярно проводятся междунар. науч. и науч.-прак­ тич. конф., посвящ. истории польско-рос. культур, и науч. связей. Сегодня на тер. Сибири функционируют 3 нац.- культур. автономии — «Огниво» (Иркутск), «Белый орел» (Томск) и «Надзея» {Улан-Удэ). В Сибири и на Д. Востоке работают полонийные орг-ции: «Полония» (Абакан), «Згода» {Ангарск), Центр польской культуры (Барнаул); «Белый орел» {БийскУ, «Дом польский» {Хабаровск)', «Полония» (Чита); «Полония» (Якутск); Городское об-во польской культуры {Канск); «Згода» и «Дом польский» (Красноярск); «Полония Минусинска» {Минусинск)', «Сибирская полония», «Дом польский» и фольклорная группа «Мозаика польска» (Новоси­ бирск); «Роджина» (Омск); «Латарник» {Тюмень)', «Дом польский» (Томск); «Дом польский» и «Огнишко» {Усолье-Сибирское)', «Мала Польска» (с. Вершина Иркутской обл.); «Гмина» (Владивосток). Выходят на польск. и рус. яз. период, издания: ж. «Кобасу» (Аба­ кан), ежеквартальник «Рг 2 у)агп» (Красноярск), газ. «Иош РоЫй» ( Т о м с к ) , ж . «Рхетзге кгокЬ> (Улан-Удэ). Действует Новосибирский благотворит, фонд сиб. П. 2 0]с2у2шр>. Работают 2 образоват. учреждения с изучением польск. яз. и частич. обучением на нем: школа-гимназия в Усолье-Сибирском и ср. школа в с. Вершина Иркутской обл. Активизировалась деят-ть по орг-ции изучения польск. яз. В ряде сиб. универси­ тетов (Абакан, Томск, Иркутск) вводятся курсы польск. яз., заключаются договоры о взаим. сотрудничестве с вузами Польши, осуществляется обмен студентами. Польский язык преподается на курсах при полонийных обществ, орг-циях, проводятся летние язык, школы и ежегод. метод, семинары для учителей польск. яз. в Си­ бири, к-рые с 2000 организует Полонийный учительский центр (Абакан). Поддержку полонийным объединениям Сибири и Д. Востока оказывают пр-во и Сенат Поль­ ши, польск. орг-ции «Вспульнота Польска» и «Помощь полякам на Востоке». Лит.: Вгиз А ., К а с гуп з ка Е., 5 1ш ою з к а IV. 2ез1аше 1 ка!;ог&а па ЗуЪегп XVск^асЬ ро1акош. 1815—1914. \Уагз 2 а\уа, 1992; Народы Росси:. Энциклопедия. М., 1994; Шостакович Б .С . История поля­ ков в Сибири (XVIII —XIX вв.). Иркутск, 1995; Репрессии против поляков и польских граждан. М., 1997; Кисггпзкг А. ЗуЬепа. 400 1а1 роЬЫе сйазрогу. Шгос1аш, 1998; Сибирско-польская история и современность: актуальные вопросы: Сб. материалов междунар. науч. конф. Иркутск, 11—15 сент. 2000. Иркутск, 2001; Сибирь в истории и культуре польского народа. М., 2002; Соколовский И .Р . Служилые «иноземцы» в Сибири XVII в. Новосибирск, 2004. Р. В. Оплаканская, А. И. Савин, Е.Н. Туманик, Б.С. Шостакович ПОЛЯКОВ Николай Петрович (1861—?), иркут. ку­ пец 2-й (1898), затем 1-й (1901) гильдии. Из крестьян. Получил домаш. образование, в Иркутске проживал с 1892. Занимался перевозкой кит. товаров: чая, фарфора и др. Владелец 26 паузков, сплавлявшихся по Ангаре и Енисею. Имел магазины, где торговал канатами, гвоздями, ремнями, сундуками и др. В нач. XX в. по­ строил одну из первых в городе электростанций, начал торговать хрустал, посудой, электропринадлежностями, чугунно-эмалир. литьем, владел каменоломней вблизи города с концессией на 12 лет (с 1907). Круп, домовла­ делец. Гласный Иркутской гор. думы (с 1898). Один из инициаторов проведения заседания думы (1904), на к-ром приняли постановление о необходимости созыва Всерос. съезда представителей гор. самоупр-ния. Чл. полечит, советов пром. училища, дет. сада, Базановского приюта (с кон. 1890-х гг.), участвовал в работе комитета для оказания помощи рабочим, прибывшим в Иркутск из неурожайных мест России (1899), чл. правления Об-ва взаимного кредита. Один из дир. Иркутского гор. театра (1905), неоднократно жертвовал деньги на благотворит, цели. Лит.: Краткая энциклопедия по истории купечества и коммер­ ции Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 3, кн. 3. Н.И. Гаврилова ПОЛЯКОВЫ, барнаул. купцы 2-й пол. XIX —нач. XX в. Крупнейшие в Томской губ. производители овчин. шуб-«барнаулок» и валенок. Известны 3 поколения куп­ цов П.: Герасим Николаевич (1805—1870), Иван Гера­ симович (1836—?), его дети Иван (1862—?), Александр (1875—?) Ивановичи. П. входили во 2-ю, И.И. —в 1-ю гильдию. Произв-вом шуб и валенок стали заниматься с 1870-х гг. Наиболее круп, пимокат, и овчинно-шубное заведение принадлежало И.И. В нач. XX в. на нем ра­ ботали до 150 рабочих. П. сбывали свою продукцию по всей Сибири. И.И. также торговал чаем и сахаром. В 1910-е гг. выстроил в центре Барнаула два 2-этажных здания с магазинами на 1-х этажах, в рус. стиле (ныне — памятники архитектуры). П. избирались гласными Бар­ наульской гор. думы, И.И. в 1907—08 служил городским головой. Жертвовали деньги на нужды церкви, народ, образования, здравоохранения. Награды: И.И. —медали «За усердие» на Станис­ лавской, Анненской и Александровской лентах, светло- бронз. медаль в честь 300-летия дома Романовых. Лит.: Барнаульская городская дума 1877—1996: Сб. докумен­ тов. Барнаул, 1999; Деловая элита старой Сибири: исторические очерки. Новосибирск, 2005. В.А. Скубневский ПОЛЯРНАЯ ДОРОГА («мертвая дорога»), ж.-д. линия Чум—Салехард—Ермаково—Игарка. Строившаяся в 1947—53 ширококолейная ж. д. (рокада, сев. широтная магистраль), призванная улучшить транспорт, инфра­ структуру и вовлечь в хоз. оборот природ, ресурсы Севера. Предусматривалось продолжение трассы по направлениям Ермаково—Норильск, Игарка—Якутск— Берингов прол., в перспективе —ряд ответвлений от ма

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2