Историческая энциклопедия Сибири II
проживало корен, население, рус. администрация не вмешивалась; их упр-ние, в т. ч. и полицейское, строи лось на основе обыч. права. Эта тенденция сохранялась и в последующем. Реформы 1-й трети XVIII в. заложили основу для создания в Сибири спец. полиц. органов. Полиц. функ ции воевод определялись в воеводской инструкции 1719. Ряд статей общерос. наказа губернаторам и воеводам от 12 сент. 1728 был посвящен обязанностям по борьбе со шпионами, ворами и разбойниками, поддержанию нравственности, надзору за обществ, порядком в го родах, поимке беглых крепостных. В 1733 создается Тобольская полицмейстерская контора, ставшая 1-м регуляр. полиц. формированием в Сибири. Она подчи нялась Гл. полицмейстерской канцелярии в С.-Петер бурге и возглавлялась назначаемым оттуда полицмей стером —офицером в чине капитана. По штатам 1733 в ее состав входили 2 канц. служителя, унтер-офицер, капрал и 8 рядовых. В кач-ве рядовых полиц. служи телей использовались члены посадского самоупр-ния — старосты, сотские, десятские, к-рых в должности ут верждал полицмейстер. Чисто полиц. функции (допрос и препровождение в суд лиц, задержанных за драки, ликвидация притонов, учет проезжающих через город и выявление беглых) полицмейстер, контора сочетала с обязанностями, напрямую не связанными с орг-цией охраны правопорядка (надзор за регуляр. застройкой города, противопожар. безопасностью, чистотой улиц, сан. состоянием торговли продовольствием, укрепление и содержание в надлежащем состоянии берегов рек и улич, стоков, проведение переписей, размещение солдат на постой), что превращало ее в основу адм. системы упр-ния городом. В 1757 такое же учреждение появилось в Иркутске. Компетенция Тобольской и Иркутской кон тор не выходила за пределы Тобольского и Иркутского у. В остальных городах воевода назначал городничего (из служилых людей), к-рому должны были оказывать содействие магистраты и ратуши. В дальнейшем правоохран. система Сибири, как и всей страны, продолжала развиваться по пути укрепле ния территор. полиц. органов. При Екатерине II высш. полиц. власть в регионе закрепляется за губернаторами. В 1763 при воеводах были созданы регулярные коман ды для несения полиц. службы, но они часто были не укомплектованы личным составом. «Учреждение для управления губерний» 1775, введенное в действие за Уралом в 1782, вменяло в обязанность губернатора надзор за деят-тью полицейских и всех др. должност ных лиц. Окончательно ликвидировалось воевод, упр-ние на местах, выстраивалась четкая вертикаль полиц. власти. На уезд, уровне полиц. руководителями становились городничий в уезд, центре и исправник в уезде. В Тобольском наместничестве назначались 5 ко мендантов и 12 городничих (в Тобольске и комендант, и городничий), в Иркутском — 14 городничих, в обл. городах Охотске и Якутске вместо городничих ввели должность коменданта, в Нерчинске — обер-коменданта. При городничих учреждались канцелярии городни- ческого (комендантского) правления, осуществлявшие общий полиц. контроль: поддержание порядка в городе, надзор за исполнением законов, выдача паспортов и увольнительных, регистрация паспортов приезжих. В мае 1782 в сиб. городах начал создаваться постоянный исполнит, полиц. аппарат, дополнивший канцелярии. В соотв. с «Уставом благочиния, или полицейским» 1782 в Тобольске и Иркутске создавались управы бла гочиния, к-рые должны были заменить полицмейстер, конторы. После открытия сиб. наместничеств управы благочиния появились и в др. городах. Их возглавляли городничие или коменданты при участии 2 назначаемых приставов (гражд. и уголов. дел) и 2 выборных заседа телей от горожан (ратманы). По «Уставу благочиния...» крупные города делились на части из 200—700 дворов, во главе с частным приста вом из унтер-офицеров со своей канцелярией. Тобольск разделялся на 6 частей, Томск — на 5, Иркутск — на 4, в большинстве др. городов Сибири было по 2 части. Части делились на кварталы по 50—100 дворов во главе с кварт, надзирателями. Мелкие города делились только на кварталы. Управам благочиния передавалась вся по лиц. власть в городе. Исправник совместно с 2 дворян, и 2 сел. заседателями, а также секретарем составляли нижний земский суд. Эта инстанция была адм.-полиц. центром всего уезда. Реформы крест, самоупр-ния 2-й пол. XVIII в. заменили в Сибири старые остроги и слободы волостями, а казен. приказчиков и судные избы — выборной крест, администрацией. Вол. суды, состоявшие из старосты, 2 выборных и нанимаемого писаря, сотских и десятских, оказались в непосредств. подчинении нижнего земского суда и составили низовую структуру полиц. аппарата в волости. В 1-й четв. XIX в. было законодательно оформлено использование для нужд П. казачьих частей. Согласно уставу о городских казаках Сибири от 1822, они были обязаны осуществлять ночные разъезды в городах, наблюдать за казен. поселениями и благочинием на сел. и инород. ярмарках, исполнять должности кварт, надзирателей в малолюд. городах и выполнять различ. поручения полиц. чиновников. В рамках МВД сложи лась ведомствен, структура упр-ния специализир. полиц. органами (Департамент полиции). Это не привело к к.-л. существ, изменениям в положении территор. П. Сибири. Адм.-полиц. власть на местах по-прежнему сосредоточивалась в губ. правлении. Губернатором решались наиболее важные вопросы упр-ния, контроля и судопроизв-ва, что свидетельствует об искл. положе нии П. в структуре общего упр-ния. Губ. П., напр., контролировала и распределяла земские повинности, заведовала хлеб, магазинами. В теч. 1-й пол. XIX в. П. все больше срасталась с аппаратом общего упр-ния, превращалась в его исполнит, основу. Это вылилось в тотальную бюрократизацию полиц. службы, что усилило власть канцеляристов. Практически не изменилась и числ. полицейских. Все это делало правоохран. деят-ть П. крайне неэффективной. 2-я пол. XIX — нач. XX в. — качественно новый этап стр-ва рос. П. Принятые 25 дек. 1862 «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний» стали законодат. основой одной из самых масштаб, реформ 1860-х гг. Законом от 13 июля 1867 «О преобразовании полиции в Сибири» ее компетенция распространялась на вост. регион. Земские и гор. по лиц. органы были объединены в единые окр. (с 1898 — уездные) нолиц. упр-ния. В губ. центрах и нек-рых городах сохранялись или создавались свои нолиц. фор мирования —гор. полиц. упр-ния. Во главе уезд, полиц. упр-ния стоял исправник, назначаемый губернатором и подчиняющийся непосредственно ему. Уезды дели лись на станы, к-рые возглавляли становые приставы (земские заседатели). Рядовых полицейских в уезде по-прежнему было крайне мало. В 1870—80-е гг. ка заков, находившихся при полиц. упр-ниях, заменили отряды вольнонаемной полиц. стражи. При ограничен ности средств эта мера не оказалась действенной. В итоге обязанность поддержания обществ, порядка на уровне волости —села —деревни полностью ложилась на крест, об-во. Вол. и сел. сходам были приданы судебно-полиц. функции, они даже получили право высылки в адм.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2