Историческая энциклопедия Сибири II
окончил юр. фак-т Петроград ского ун-та, в 1924 —Ин-т сцени ческого искусства, в 1927 —Ле- нигр. консерваторию. В 1922—30 — пианист и композитор различ. драм, театров Петрограда (Ле нинграда), в 1932—36 —пианист- концертм. Упр-ния театр.-зре лищ. предприятиями Ташкента и Свердловска. В 1936—51 —зав. муз. частью драм, театров Ново сибирска, Красноярска, Абака на. В 1945—48 —ст. науч. сотр. Хакасского НИИ языка, лите ратуры и истории. В 1948—63 преподавал в Абакан, обл. муз. школе. В 1936 К. организовал экспе дицию в Горн. Шорию. Собран ные им материалы (ок. 70 песен) легли в основу фоль клор. сб. «Новая Шория» (Новосибирск, 1937). С 1942 жил в Хакасии. Предпринял мн. поездок в самые отда лен. улусы, записывая песни, тахпахи, инструм. наигры ши качинцев, сагайцев, бельтыр, шорцев и кызыльцев. В 1945—49 К. записано прим. 850 песен и др. образцов фольклора. Один из основоположников хакас, фоль клористики, К. первым дал подроб. мелодич., ритмич. анализ хакас, песни и проследил развитие этого жанра. Засл. деятель искусств РСФСР (1960). Соч.: опера «Чанархус» (хакас., 1-й акт поставлен в Абакане, 1966), драм, фантазия на хакас, темы (для оркестра, 1955), камер- но-инструм. произведения, песни, муз. к спектаклям. Сб. записей народ, хакас, песен (изд. в 1950 и 1955). Лит.: Музыкальная энциклопедия. М., 1974. Т. 2; Му зы к а л ь ная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 3, кн. 2. КЕННАН (Кеппап) Джордж (16 февр. 1845, Нору олк, Огайо, США —10 мая 1924, Медина, Сауд. Ара вия), амер. журналист и путешественник. Неоднократно посещал Россию. В 1865—67 участвовал в экспедиции для выяснения вопроса о возможности проведения те леграфа в Европу через Аляску, Берингов прол. и Си бирь; по возвращении напечатал путевые заметки (на англ. яз., на рус. яз. «Кочевая жизнь в Сибири...»). В 1885—86 вместе с худ. Дж. Фростом объездил Сибирь со спец. целью —обследовать каторж. тюрьмы и места ссылки революционеров. К. встречался и беседовал со мн. представителями администрации, бурж. деятелями, интеллигенцией, полит, заключенными и полит, ссыль ными. Посетил мест, музеи, изучал экономику и куль тур. жизнь населения, знакомился с природой Сибири. По пути К. выполнил ряд конспир. поручений ссыль ных и использовал их рассказы в своих соч. Описание этого путешествия с илл. Дж. Фроста вышло отд. изд. на рус. яз. под назв. «Сибирь и ссылка» (Париж; Же нева, 1890). Переведено на мн. европ. яз. и в короткое время выдержало множество изданий. В России впер вые опубл. в 1906. Книга и лекции К. оказали огромное влияние на обществ, мнение Америки и Европы в отно шении к рус. рев. движению. Именем К. назван инсти тут центра В. Вильсона (Вашингтон, США). Соч.: Кочевая жизнь в Сибири. Приключения среди коряков и других племен Камчатки и Северной Азии. СПб., 1872; Сибирь и ссылка. Путевые заметки (1885—1886 гг.): В 2 т. СПб., 1997. Н.П. Матханова КЕРЕКИ (самоназв. кэрэки, керекит (чук.), акалак- ку). Проживали на тер. Беринговского р-на Чукотского авт. окр., ранее были расселены на побережье Берин гова моря от Анадырского лимана до м. Олюторский. Числ. по переписям (чел.): 1897 —более 600 (в коммен тариях В. Г. Богораза и В. И. Иохельсона, по подсче там Б.О. Долгих —ок. 300), 1926 —315; по подсчетам Н.Б. Шнакенбурга в 1937 — 152; 1959 —64; 2002 —5 (2 —в Красноярском кр., 3 —в Чукотском авт. окр.). С 1950-х гг. К. проживали в 2 «укрупненных» поселках. В наст, время практически полностью ассимилированы чукот. населением. Преобладал тип аркт. малой расы, от соседей — чукчей и коряков — К. отличал малый рост (140—150 см). Язык керекский, относится к чукотско- камчат. группе палеоазиат, языков (близок коряк., со держит большое кол-во заимствований из чукот.), бес письменный. В нач. 1990-х гг. керек. яз. владели лишь 3 чел. В наст, время практически вытеснен чукот. яз., в меньшей степени —рус. яз. По языку и р-ну проживания К. делятся на 2 груп пы: наваринскую («верхние» К., мейныпильгинский диалект) и хатырскую («нижние» К., хатырский диа лект). Этноним «керек» происходит из чукот. яз., был введен в науч. оборот Н.Л. Гондатти. К. являются более древним по происхождению па леоазиат. населением Берингоморья, нежели чукчи и коряки, на что указывают архаич. быт и наличие авто хтон. лингвист, субстрата, не имеющего аналогов в язы ках проч. народов Сев.-Вост. Азии. Наиболее значит, было лингвист, влияние коряков, меньшим —примор. чукчей (как наиболее давних и стабил. торг. партнеров К.), в ист. прошлом К. прослеживаются также связи с ительмен, культурой. В новейшее время (2-я пол. XIX — XX в.) определяющим для судьбы керек. культуры ока залось влияние оленных чукчей. Первые упоминания о «земле кереков» (Анадырский лиман) содержатся в «отписке» С. Дежнева. Контакты рус. географов, администраторов и промышленников с К. вплоть до кон. XIX в. носили случайный хар-р. Тем не менее косвенные последствия колонизации Бе рингоморья, развития товар, промысла и оленеводства пагубно сказались на судьбе К.: они не смогли кон курировать с амер. и яп. китобоями в промысле мор. зверя, часть их охотничьих угодий была занята олен- ными чукчами. В результате в теч. XIX в. мн. керек. поселения обезлюдели из-за голода и эпидемий, были оставлены по причине утраты промысл, угодий либо невозможности их использовать: общины К. были не в состоянии даже приобрести сети для лова лососевых во время рунного хода. К нач. XX в. К. оказались в полной зависимости от соседей — коряков и оленных чукчей, использовались в кач-ве пастухов и прислуги, нередко принудительно. Для традиц. верований К. характерны культы пред ков и животных, проявлявшиеся в обрядах поминовения и благодарения. Неподалеку от стоянок К. располага лись жертвенники —«камак», посещавшиеся также чук чами и коряками. В жертву приносились головы мор. зверей или же их фрагменты. К. считали, что дети — это возвратившиеся недавно умершие предки, преим. по материн, линии. В соотв. с этим поверьем новорожден ному давалось имя предка. В редких случаях ребенка нарекали по природ, знамению, случившемуся в момент его рождения, в таком случае имя предка становилось вторым именем. Традиц. хоз-во К. основывалось на рыболовстве, ловле птиц, мор. и пушном промысле, примор. и тунд ровом собирательстве. Рыболовством К. занимались с сер. июня до сер. сент. Осн. орудиями лова были остро ги (атчина) и спец. тупые стрелы. К. сооружали запоры и плотины и глушили рыбу дубинками (куплунан) во время хода на нерест нерки, горбуши, чавычи, кеты и гольца. Рыбу заготавливали впрок —вялили на вешалах и квасили в ямах. Для повседн. пищи ловили навагу, корюшку, сига в реках, палтуса и камбалу в море. К.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2