Историческая энциклопедия Сибири II

науч. сотрудник ист. отд. Главного штаба ВМС. В 1969—96 работал в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Цикл его работ посвящен истории Русской Ам ерики , проблемам ран­ ней рус. картографии, основания первых рус. городов на Д. Востоке, этнографии. Лауреат премии имени С.И. Деж­ нева (1982), премии имени С.П. Кра­ шенинникова (1997). Почет, чл. Русского географиче­ ского об-ва. Соч.: Первооткрыватели Курильских островов. Южно-Саха­ линск, 1982; Семен Ульянович Ремезов / / Первопроходцы. М., 1983; Предисловие к факсимильному изданию книги С.П. Краше­ нинникова «Описание земли Камчатки». СПб., 1755; 1994. Сокр. перепеч.: Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Новосибирск, 2006. Т. 3. ПОЛЕВОЙ Николай Алексеевич (22 июня 1796, Иркутск —22 февр. 1846, С.-Петербург), рус. писатель, издатель, переводчик, лит. критик. Род. в семье иркут. купца А.Е. Полевого, уроженца Курска. В 1811 П. переезжает из Сибири в Москву, с 1817 начинается его лит. деят-ть. Даже без систематического образования П. сразу занял видное место в ведущих рус. изданиях — в «Вестнике Европы» и «Отечественных записках». С 1825 —издатель и ред. ж. «Московский телеграф», к-рый выходил в свет в теч. 9 лет и 3 апр. 1834 был за­ крыт по распоряжению Николая I за критику вернопод­ даннической драмы Н. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла». Работа в «Московском телеграфе» стала самым ярким этапом в творчестве П.-публициста. Курс журнала определялся четкой просвет, программой, энциклопедическим охватом вопросов культуры и на­ уки, демократизмом содержания. В обстановке реакции после восстания декабристов П. зарекомендовал себя как идеолог буржуазии и внимательный исследователь народ, жизни. После закрытия «Московского телеграфа» П. издает «Живописный журнал» (1835—37), с 1837 — в С.-Петербурге, где выпускает «Русский вестник», редактирует «Сына Отечества», «Северную пчелу», «Ли­ тературную газету», продолжает писательскую деят-ть. П. —один из первых и самых ярких рус. ист. романистов («Клятва при гробе господнем» [1832], «Аббаддонна» [1834]), пьес на ист. тематику. Повесть «Сохатый» (1830) — произведение со «страшным» сюжетом о романтич. разбойнике и с картинами сиб. природы — расценивалась критикой как 1-й пример литературы Сибирского кр. Повесть вызвала к жизни целую чере­ ду подражаний. Другими опытами разработки П. сиб. темы стали пьесы «Параша-Сибирячка» (1840), оха­ рактеризованная автором как «любимая пьеса из всего написанного мною для сцены», и «Ермак Тимофеевич, или Волга и Сибирь» (1845). Кол-во «сибирских» ист.- геогр. сведений весомо и в «Московском телеграфе». На страницах своего гл. издания П. помещает произведения П.А. Словцова, Н.С. Щ укина , о. Иоакинфа ( Бичу ­ рина ]), А.А. Бестужева-Марлииского и др., рецензии на «сибирские» романы И .Т . Калашникова и т. д. По наблюдению М. К. Азадовского, ни один из журналов 1820—30-х гг. не уделял столько внимания Сибири. Соч.: Очерки русской литературы. СПб., 1839. Ч. 1—2; Лите­ ратурная критика: статьи, рецензии 1825—1842. М., 1990; Мешок с золотом: Повести, рассказы, очерки. Иркутск, 1991; История русского народа. М., 1997. Т. 1—3. Лит.: Азадовский М .К . Сибирская беллетристика тридцатых годов //Азадовский М.К. Очерки литературы и культуры Сибири. Иркутск, 1947; Татаринова Л.Е . Журнал «Московский телеграф» (1825—1834). М., 1959; Морозов В.Д. Очерки по истории русской критики второй половины 20—30-х годов XIX века. Томск. 1979; Литературные взгляды и творчество Н.А. Полевого. М., 2002. К. В. Анисимов «ПОЛЁТ», производств, объединение, федер. гос. унитарное предприятие (до 1965 —з-д № 166, в 1965—75 — Омский авиационный з-д). Один из крупнейших рос. производителей авиац. и космич. техники. Самолетостроительный з-д № 166 появился 24 июля 1941 в Омске на базе эвакуир. моек, авиазаводов (№ 156 и № 81), омских заводов — автосборочного им. Коминтерна, № 6 автоприцепов и авиац. мастер­ ских. В 1941—43 на предприятии функционировало опытно-констр. бюро авиаконструктора А.Н. Туполева. В числе специалистов КБ работал будущий основопо­ ложник космонавтики С.П. Королев. 9 дек. 1941 з-д № 166 изготовил 1-й самолет Ту-2, ставший лучшим фронт, бомбардировщиком времен войны. За период Великой Отечественной войны завод поставил фронту 80 Ту-2, 3 416 истребителей Як-7 и Як-9У. Всего в 1942—45 выпущено более 3,8 тыс. са­ молетов разных марок и модификаций. После победы завод продолжал актив, производств, деят-ть. С 1945 по 1949 выпущено 227 модернизир. бомбардировщи­ ков Ту-2Н, 758 реактив, самолетов-бомбардировщиков Ил-28. С 1955 начат выпуск пассажир, реактив, само­ летов Ту-104 (произведен 61 самолет). В кон. 1950-х гг. з-д № 166 (он же —п / я 7) перешел на выпуск боевых баллистич. ракет, а затем и космич. аппаратов. С 1968 развернуто нроизв-во ракеты легкого класса «Космос-ЗМ». Завод выпускал изделия ведущих конструкторов ракетно-космич. техники, среди к-рых М.К. Янгель, М.Ф. Решетнев, В.П. Макеев, В.П. Глуш­ ко, В.М. Барышев и др. 31 янв. 1975 на базе Омского авиазавода и констр. бюро создано производств, объединение (ПО ) «Полет». С 1970 завод участвовал в создании космич. спутнико­ вых систем «Парус», «Сфера», «Цикада». Объединение принимало участие более чем в 40 программах между­ нар. сотрудничества, в т. ч. в программе «Интеркосмос». Космич. аппараты «Надежда» и «Стерх», выпускаемые ПО «Полет», являются осн. элементом междунар. кос­ мич. поисково-спасат. системы «КОСПАС—САРСАТ», предназначенной для поиска потерпевших бедствие судов и самолетов. С 1982 и до недавнего времени «Полет» являлся единств, в России изготовителем кос­ мич. аппаратов всемир. навигац. спутниковой системы «ГЛОНАСС», к-рая обеспечивает проведение навигац. определений в любой точке Земли и околоземного кос­ мич. пространства. Производимая в объединении ракета-носитель «Кос­ мос-ЗМ» предназначена для выведения одиноч. космич. аппаратов на круговые и эллиптические орбиты, а также для группового запуска от 3 до 8 спутников, общей мас­ сой до 1,5 тыс. кг. Осуществлено более 760 успешных запусков ракеты (данные на 2005). В рамках междунар. соглашений ракетой-носителем «Космос» произведены запуски спутников Индии, Франции, Швеции, США, Мексики, Германии, Италии, Великобритании и Китая. «Полет» участвовал в программах «Луна», «Марс», «Венера» и др. В 1978 по решению Совета министров СССР в объединении создано произв-во двигателей ракеты-носителя «Энергия» для доставки на орбиту космич. корабля «Буран». В период экон. нестабильности нач. 1990-х гг. «Полет» оказался в тяжелой ситуации в связи с резким сокращением гос. заказа. В 1992 завод освоил выпуск многоцелевого среднемагистрального самолета Ан-74, в 1998 —нового легкого самолета Ан-ЗТ. Начато серийное произв-во ракет 8К63, 8К63У, 8К64, 8К64У, 8К84. С помощью высотных зондов ВЗА и ВЗАФ-С, изготовлен­ ных в объединении, исследовалось околоземное космич. пространство. Хозрасчет, предприятия ФГУП «Полет» выпускают: дельталеты серии «Ветер», устройство «Шанс» для Мин- ва по чрезвыч. ситуациям, нефтегазодобыв. и с.-х. обо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2