Историческая энциклопедия Сибири II
науч. сотрудник ист. отд. Главного штаба ВМС. В 1969—96 работал в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Цикл его работ посвящен истории Русской Ам ерики , проблемам ран ней рус. картографии, основания первых рус. городов на Д. Востоке, этнографии. Лауреат премии имени С.И. Деж нева (1982), премии имени С.П. Кра шенинникова (1997). Почет, чл. Русского географиче ского об-ва. Соч.: Первооткрыватели Курильских островов. Южно-Саха линск, 1982; Семен Ульянович Ремезов / / Первопроходцы. М., 1983; Предисловие к факсимильному изданию книги С.П. Краше нинникова «Описание земли Камчатки». СПб., 1755; 1994. Сокр. перепеч.: Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Новосибирск, 2006. Т. 3. ПОЛЕВОЙ Николай Алексеевич (22 июня 1796, Иркутск —22 февр. 1846, С.-Петербург), рус. писатель, издатель, переводчик, лит. критик. Род. в семье иркут. купца А.Е. Полевого, уроженца Курска. В 1811 П. переезжает из Сибири в Москву, с 1817 начинается его лит. деят-ть. Даже без систематического образования П. сразу занял видное место в ведущих рус. изданиях — в «Вестнике Европы» и «Отечественных записках». С 1825 —издатель и ред. ж. «Московский телеграф», к-рый выходил в свет в теч. 9 лет и 3 апр. 1834 был за крыт по распоряжению Николая I за критику вернопод даннической драмы Н. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла». Работа в «Московском телеграфе» стала самым ярким этапом в творчестве П.-публициста. Курс журнала определялся четкой просвет, программой, энциклопедическим охватом вопросов культуры и на уки, демократизмом содержания. В обстановке реакции после восстания декабристов П. зарекомендовал себя как идеолог буржуазии и внимательный исследователь народ, жизни. После закрытия «Московского телеграфа» П. издает «Живописный журнал» (1835—37), с 1837 — в С.-Петербурге, где выпускает «Русский вестник», редактирует «Сына Отечества», «Северную пчелу», «Ли тературную газету», продолжает писательскую деят-ть. П. —один из первых и самых ярких рус. ист. романистов («Клятва при гробе господнем» [1832], «Аббаддонна» [1834]), пьес на ист. тематику. Повесть «Сохатый» (1830) — произведение со «страшным» сюжетом о романтич. разбойнике и с картинами сиб. природы — расценивалась критикой как 1-й пример литературы Сибирского кр. Повесть вызвала к жизни целую чере ду подражаний. Другими опытами разработки П. сиб. темы стали пьесы «Параша-Сибирячка» (1840), оха рактеризованная автором как «любимая пьеса из всего написанного мною для сцены», и «Ермак Тимофеевич, или Волга и Сибирь» (1845). Кол-во «сибирских» ист.- геогр. сведений весомо и в «Московском телеграфе». На страницах своего гл. издания П. помещает произведения П.А. Словцова, Н.С. Щ укина , о. Иоакинфа ( Бичу рина ]), А.А. Бестужева-Марлииского и др., рецензии на «сибирские» романы И .Т . Калашникова и т. д. По наблюдению М. К. Азадовского, ни один из журналов 1820—30-х гг. не уделял столько внимания Сибири. Соч.: Очерки русской литературы. СПб., 1839. Ч. 1—2; Лите ратурная критика: статьи, рецензии 1825—1842. М., 1990; Мешок с золотом: Повести, рассказы, очерки. Иркутск, 1991; История русского народа. М., 1997. Т. 1—3. Лит.: Азадовский М .К . Сибирская беллетристика тридцатых годов //Азадовский М.К. Очерки литературы и культуры Сибири. Иркутск, 1947; Татаринова Л.Е . Журнал «Московский телеграф» (1825—1834). М., 1959; Морозов В.Д. Очерки по истории русской критики второй половины 20—30-х годов XIX века. Томск. 1979; Литературные взгляды и творчество Н.А. Полевого. М., 2002. К. В. Анисимов «ПОЛЁТ», производств, объединение, федер. гос. унитарное предприятие (до 1965 —з-д № 166, в 1965—75 — Омский авиационный з-д). Один из крупнейших рос. производителей авиац. и космич. техники. Самолетостроительный з-д № 166 появился 24 июля 1941 в Омске на базе эвакуир. моек, авиазаводов (№ 156 и № 81), омских заводов — автосборочного им. Коминтерна, № 6 автоприцепов и авиац. мастер ских. В 1941—43 на предприятии функционировало опытно-констр. бюро авиаконструктора А.Н. Туполева. В числе специалистов КБ работал будущий основопо ложник космонавтики С.П. Королев. 9 дек. 1941 з-д № 166 изготовил 1-й самолет Ту-2, ставший лучшим фронт, бомбардировщиком времен войны. За период Великой Отечественной войны завод поставил фронту 80 Ту-2, 3 416 истребителей Як-7 и Як-9У. Всего в 1942—45 выпущено более 3,8 тыс. са молетов разных марок и модификаций. После победы завод продолжал актив, производств, деят-ть. С 1945 по 1949 выпущено 227 модернизир. бомбардировщи ков Ту-2Н, 758 реактив, самолетов-бомбардировщиков Ил-28. С 1955 начат выпуск пассажир, реактив, само летов Ту-104 (произведен 61 самолет). В кон. 1950-х гг. з-д № 166 (он же —п / я 7) перешел на выпуск боевых баллистич. ракет, а затем и космич. аппаратов. С 1968 развернуто нроизв-во ракеты легкого класса «Космос-ЗМ». Завод выпускал изделия ведущих конструкторов ракетно-космич. техники, среди к-рых М.К. Янгель, М.Ф. Решетнев, В.П. Макеев, В.П. Глуш ко, В.М. Барышев и др. 31 янв. 1975 на базе Омского авиазавода и констр. бюро создано производств, объединение (ПО ) «Полет». С 1970 завод участвовал в создании космич. спутнико вых систем «Парус», «Сфера», «Цикада». Объединение принимало участие более чем в 40 программах между нар. сотрудничества, в т. ч. в программе «Интеркосмос». Космич. аппараты «Надежда» и «Стерх», выпускаемые ПО «Полет», являются осн. элементом междунар. кос мич. поисково-спасат. системы «КОСПАС—САРСАТ», предназначенной для поиска потерпевших бедствие судов и самолетов. С 1982 и до недавнего времени «Полет» являлся единств, в России изготовителем кос мич. аппаратов всемир. навигац. спутниковой системы «ГЛОНАСС», к-рая обеспечивает проведение навигац. определений в любой точке Земли и околоземного кос мич. пространства. Производимая в объединении ракета-носитель «Кос мос-ЗМ» предназначена для выведения одиноч. космич. аппаратов на круговые и эллиптические орбиты, а также для группового запуска от 3 до 8 спутников, общей мас сой до 1,5 тыс. кг. Осуществлено более 760 успешных запусков ракеты (данные на 2005). В рамках междунар. соглашений ракетой-носителем «Космос» произведены запуски спутников Индии, Франции, Швеции, США, Мексики, Германии, Италии, Великобритании и Китая. «Полет» участвовал в программах «Луна», «Марс», «Венера» и др. В 1978 по решению Совета министров СССР в объединении создано произв-во двигателей ракеты-носителя «Энергия» для доставки на орбиту космич. корабля «Буран». В период экон. нестабильности нач. 1990-х гг. «Полет» оказался в тяжелой ситуации в связи с резким сокращением гос. заказа. В 1992 завод освоил выпуск многоцелевого среднемагистрального самолета Ан-74, в 1998 —нового легкого самолета Ан-ЗТ. Начато серийное произв-во ракет 8К63, 8К63У, 8К64, 8К64У, 8К84. С помощью высотных зондов ВЗА и ВЗАФ-С, изготовлен ных в объединении, исследовалось околоземное космич. пространство. Хозрасчет, предприятия ФГУП «Полет» выпускают: дельталеты серии «Ветер», устройство «Шанс» для Мин- ва по чрезвыч. ситуациям, нефтегазодобыв. и с.-х. обо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2