Историческая энциклопедия Сибири II
КАФЕДРАЛЬНЫЕ 49 и изящество пятиглавием храма; визуальное «равнове сие» его осн. статич. объема и динамич. объема пяти- главия, производящее эффект целостности архитект. образа. Удачно решены зодчими храма и градостроит. задачи: собор поставлен на высочайшей точке Троиц кой горы, что подчеркнуло его архит. достоинства и сделало храм безусловной архит. доминантой общегор. ансамбля. В XVIII в. к собору сделаны 2 пристройки: северный —Златоустовский —придел и ризница. Храм входит в ист. ансамбль кремля Тобольского. Стр-во на посаде Иркутской крепости деревян. со борного храма во имя Богоявления Господня —2-го в городе по времени основания (после Спасской церкви), с образованием Иркутской епархии приобретшего ста тус кафедрального, —датируется 1693. Деревян. здание Богоявленского собора сгорело в общегор. пожаре И р кутска 3 авг. 1716, после чего на прежнем месте храм был воссоздан в камне (1718—24). Учреждение в 1832 Томской епархии привело к по явлению на тер. Азиат. России 3-го кафедрального пра- восл. храма. Новую архиерейскую кафедру в Томске вместил в себя собор во имя Благовещения Господня, возведенный в 1800-х гг. в процессе комплексной за стройки гор. центра под Воскресенской горой. Камен. здание одноглавого Благовещенского собора, выпол ненное под влиянием как традиций средневекового рус. церк. зодчества, так и традиций рус. классицизма 2-й пол. XVIII в., не отличалось композиц. и стилистич. совершенством и фактически изначально не соответс твовало статусу гл. епархиального храма. Общей причиной создания в центрах ист. городов Сибири в 1840—90-х гг. монумент, архитектуры ираво- сл. кафедральных соборов явилась объектив, потреб ность в формировании гл. нац.-религ., нац.-культур, символов и новой эстетики. Осн. поводом к началу крупномасштаб. храмостр-ва послужило несоответствие важнейших функциональных характеристик зданий действовавших правосл. храмов аналогичного (Томск, Иркутск) или подобного ( Омск , Красноярск) статуса, возведенных в XVIII —нач. XIX в., числ. регулярно по сещавшего их правосл. населения. Официально иници атива создания кафедральных соборов крупномасштаб. архитектуры исходила либо от группы представителей мест, общественности (Красноярск, Иркутск), либо от высш. должностных лиц регион, церк. и воен.-гражд. администрации (Омск, Томск). Доля средств, отпущен ных на цели храмостр-ва по соответствующим статьям бюджета Свят. Синода РПЦ, в общем объеме расходов на постройку, оснащение и оформление храмов остава лась крайне незначительной. Осн. материальный фонд предприятий по стр-ву кафедральных соборов в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске складывался из доб ровольных взносов и пожертвований (как денежных, так и натуральных) со стороны мест, и иногородних части, лиц и част. торг.-пром. орг-ций. Т. о., правосл. кафедральные соборы, сооруженные в крупнейших го родах Сибири во 2-й пол. XIX в., были созданы на об ществ. средства. Пространственное (стратегическое и ситуационное) определение крупномасштаб. зданий кафедральных со боров в рамках архитект.-планиров. структур осущест влялось в единстве с градостроит. решением, содержав шимся в гор. ген. плане кон. XVIII —1-й трети XIX в. (Томск, Красноярск), или в принципиальном соответст вии с таким решением (Иркутск), или на основании проект, варианта, возникшего в результате позднейшей доработки принятого к реализации ген. плана 1-й трети XIX в. (Омск). Принципы рус. регуляр. градостр-ва, сложившиеся в кон. XVIII —1-й пол. XIX в., не только сохранили, но и акцентировали исторически важнейшую роль православно-церк. архитектуры в формировании объемно-пространств. структур рус. городов. В системе перспектив, регуляр. плана функционально-смысловые, пространственно-композиц., масштаб., архитект.-стилис тич. характеристики проектируемого центр, ансамбля города, заложенные в его ядре — комплексе соборной площади во главе с гл. гор. храмом, непосредственно влияли на планировку и застройку всей гор. террито рии. Т. о., комплексам правосл. кафедральных собо ров на малоосвоенных перспективных гор. территориях Сибири была определена ведущая градоформирующая роль, придано значение уник, структурно-смысловых первооснов. Архит.-худ. признаками, объединяющими построй ки правосл. кафедральных соборов в городах Сибири, являются: крестообразный план осн. (собственно хра мового) объема; завершение храмовой композиции в виде канонич. центричного пятиглавия с доминантным объемом центр, главы; беспрецедентная крупномасштаб- носгь, монументальность общей архит.-худ. компози ции. Кафедральные соборы Омска, Томска, Краснояр ска, Иркутска входили в совокупность ретроспективно наиболее масштабных рус. православно-церк. построек, созданных в пределах Рос. империи в сер. XIX —нач. XX в. Стилистика архитектуры и декор.-худ. убранства соответствует 3 родственным, активно взаимодействую щим нац. стилям периода рус. архитект. эклектики (2-я четв. XIX —нач. XX в.): «византийскому» (Казанский собор в Иркутске), «русско-византийскому» (Свято- Троицкий собор в Томске), «русскому» (Богородице- Рождественский собор в Красноярске, Свято-Успен- ский собор в Омске). Авторство по проектам зданий кафедральных собо ров в центрах крупнейших городов Сибири принадле жало проф. архитекторам — мастерам рус. зодчества К.А. Тону —собор во имя Пресвятой Троицы (Свято- Троицкий) в Томске (при участии А.П. Деева и В.В. Ха барова), собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Богородице-Рождественский) в Красноярске (при учас тии Е.П. Ле-Дантю и Я.М. Набалова); В.А. Кудель- скому, барону Г.В. Розену —собор во имя Казанской иконы Божией Матери (Казанский) в Иркутске (при участии М.Н. Огонь-Догановского); Э.Ф . Вирриху — собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (Свято- Успенский) в Омске. При этом все проекты имели хар-р индивид, разработок, лишенных признаков адаптации творч. замысла автора к проф.-техн. возможностям рос. провинции, и были реализованы со значит, полнотой и точностью, с высоким техн. качеством. Функции общей орг-ции и рук-ва процессами соору жения правосл. кафедральных соборов в городах Сиби ри выполнялись либо строит, «комитетами», специально для этой цели созданными мест. церк. администрацией в лице епархиал. архиереев (Омск, Иркутск), либо ини циатив. группой попечителей (Томск), либо практически единолично (Красноярск; купец С.Г. Щеголев). Произв-во собственно строит, работ при возведении кафедральных храмов осуществлялось под рук. опыт ных высококвалифицир. специалистов — проф. ар хитекторов и инженеров А.II. Деева, Е.П. Ле-Дантю, К.А. Лешевича, Я.М. Набалова, М.Н. Огонь-Доганов ского, барона Г.В. Розена, В.В. Хабарова, А.С. Эйна- ровича. При этом управление строит, процессом могло сочетаться для специалиста с осуществлением автор, надзора. Специфика работ по реализации технически слож ных и трудоемких проектов кафедральных храмов обус ловила привлечение на стр-во соборов значит, числа высококвалифицир. рабочих кадров (как мест., так и иногород.), объединенных в крупные узкопроф. арте
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2