Историческая энциклопедия Сибири II

крет. соц. исслед-й по личным карточкам трудящихся. Специалист по истории угольной и металлургической пром-ти Кузбасса и ее кадров. Депутат обл. совета, пред. комиссии народ, образо­ вания и рук. лаб. трудовых ресурсов при обл. совете. Лауреат Гос. премии (1974), засл. деятель науки РСФСР, почет, гражданин Кемеровской обл. (1998). Награды: ордена Октябрьской Революции, «Знак Почета», медали. Соч.: Горная и металлургическая промышленность Западной Сибири в 1700 -1 8 6 0 гг. Новосибирск, 1963; Рабочие индустри­ ального Кузбасса. Кемерово, 1970 (соавт.); Кузнецкий угольный. 1721 —1971. Кемерово, 1971. Лит.: Хали улинаАЛ . Научная школа З.Г. Карпенко в Кузбассе / / Культура и интеллигенция России: социальная динамика, образы, мир научных сообществ (XV III—XX вв.). Омск, 1998. Т. 1. Д. Я. Резун КАРПОВ Семен Прокопьевич, обер-комендант То­ больска. Из моек, дворян. В 1707 послан в Сибирь в чине стольника и назначен воеводой в Тару , к-рой уп­ равлял до 1711. В 1712 назначен членом Тобольской губ. канцелярии. В 1714 —зам. кн. М .П . Гагарина и воевода в Таре. Комендант Тюмени (1715). С 1717 в должности обер-коменданта Тобольска и до 1719 фак­ тически управлял Сибирской губ. В 1720 арестован и обвинялся в злоупотреблениях по 20 делам. В 1722 от­ правлен в Розыскную канцелярию для расследования дела о неопубликовании указа по поводу наследования престола царевичем Петром Петровичем и о взяточни­ честве. На заседании Сената 20 июня 1725 рекомендован в гл. комиссары «на китайскую границу», но отправ­ лен туда не был. Указом Верховного тайного совета от 3 марта 1727 определен членом Комиссии по коммерции «от шляхетства». В 1728—29 входил в состав следствен­ ной комиссии под рук-вом статского советника Т.Т. Са­ велова. В 1732 его кандидатура дважды предлагалась Сенатом для занятия должностей сначала иркут. вице- губернатора, а затем советника Юстиц-коллегии, но бы­ ла отклонена императрицей. Лит.: Козлова Н.В. Русский абсолютизм и купечество в XVIII в. (20 -е — начало 60-х гг.). М ., 1999; Власть в Сибири: XVI — начало XX в. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск, 2005. М. О. Акишин КАРПУНИН Геннадий Федорович (22 марта 1939, Маслянинский р-н Новосибирской обл. —21 дек. 1998, Новосибирск), поэт, прозаик, перевод­ чик, литературовед. Окончил радио- техн. фак т Томского политехниче­ ского ин-та. Работал радиоинж., инж. патент, службы. Участвовал в экспеди­ циях к месту падения Тунгусского ме­ теорита. В лит. входит с нач. 1960-х гг. как поэт, выпустив 4 сб. с одинаковым назв. «Стихотворения». Гл. ред. ж. «Сибирские огни» (1987—97). В центре лирич. творчества К. — красота будней, поэтизация прозы жизни. К. известен как авт. литературовед, статей и эссе, переводчик за- рубеж. авторов и писателей народов Сибири. Мн. го­ ды занимался изучением «Слова о полку Игореве». Из­ дал книги «Жемчуг “Слова”, или Возвращение Игоря» (1983) и «По мыслену древу» (1989). Лит.: Горшенин А. «Что я делал? Что думал? Чем жил?...» / / Сиб. огни. 1999. № 1; Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб., 1995. А.В. Горшенин КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ, экспедиции по зап. части Северного морского пути (СМП), имевшие це­ лью торговлю между Сибирью и Европ. Россией, а так­ же изучение Карского моря. 1-е плавания с целью вывоза через Обскую губу и Енисейский зал. на мировой рынок сиб. леса, с.-х. про­ дукции и минер, сырья состоялись в 1874—76. До 1919 из 122 карских плаваний 75 прошли успешно; в резуль­ тате перевезено 55 тыс. т различ. грузов (см. Порто- франко). Сложности в орг-ции рейсов объяснялись от­ сутствием в сев. морях должного навигац. оборудова­ ния, портов, ледоколов. В 1919 Карскую экспедицию организовали «белые» пр-ва. Ее осн. часть снаряжалась в Архангельске под рук-вом полярного исследователя Б. Вилькицкого. 16 сент. караван из более чем 10 судов доставил в устье Оби более 100 тыс. пуд. воен. грузов, в т. ч. аэропланы, а также 100 офицеров, вкл. 3 генера­ лов. Часть грузов, не попавшая к Кр. армии, доставлена в Томск. В обратный путь караван увез сиб. товары. В 1920 в связи с нехваткой хлеба в Европ. России пр-во приняло решение о доставке продовольствия из Сибири по Карскому морю. В апр. 1920 при Сибревко- ме сформирован Комитет Северного морского пути. 8 авг. 1920 из Архангельска отправилась 1-я транспорт, экспедиция в Сибирь под начальством М.В. Николае­ ва, в к-рую вошли 4 ледокол, парохода, 8 пароходов и 4 лихтера; из них 2 судна шли в Усть-Порт на Ени­ сее, остальные —в устье Оби. Экспедиция 1920 поло­ жила начало систематическим плаваниям на зап. уч-ке СМП. В том же году в Лондоне учреждается сов. ак- цион. об-во «Аркос» для орг-ции загран. отряда Кар­ ской товарообменной экспедиции; в 1927 открывается его бюро в Берлине. В 1921 Карскую экспедицию сопровождал заказан­ ный в Англии еще до революции ледокол «Александр Невский», выкупленный незадолго до экспедиции и переименованный в «Ленин». Путь в Сибирь прошел без аварий, но на обратном пути пароходы «Енисей» и «Обь» затонули в Карском море. В февр. 1922 состо­ ялось 1-е межведомств. совещание по вопросам СМП, к-рое приняло решение об издании лоций и карт Кар­ ского мор. пути, расширении полярных станций, при­ менении авиации для ледовой разведки, орг-ции науч. групп на ледоколах и ускорении сооружения аркт. пор­ тов и угольных баз. Карская экспедиция 1923 строилась на осн. хоз. рас­ чета. Учитывая высокую цену фрахта ледокола «Ленин» и сравнительно легкие ледовые условия, в следующих экспедициях ледоколы заменили ледокол, пароходами. Успеху Карских экспедиций способствовали стр-во Но­ вого Порта в Обской губе и расширение Усть-Порта на Енисее, где к 1923 соорудили причал для приема 2 су­ дов, склады и др. объекты. Заметную роль в опер, об­ служивании экспедиций стала играть радиостанция, со­ оруженная Гл. гидрографическим упр-нием в окт. 1923 в Маточкином Шаре. В 1927 работу Карской экспедиции обеспечивали 14 гидрометеостанций, Бюро синоптичес­ ких прогнозов в Новом-Порту и Бюро ледовой службы в Маточкином Шаре. На головном ледокольном паро­ ходе науч. группа составляла краткосрочные ледовые и метеорол. прогнозы. Снижение фрахтовых и страх, ставок в навигацию 1923 подтвердило возможность орг-ции экономически выгодных перевозок по Карскому морю. С 1924 начался вывоз сиб. леса в Зап. Европу. Товары Карской экспе­ диции, как и в прошлые годы, освобождались от всех видов тамож. обложений. В 1925, с учетом повышения изученности Карского моря и снижением риска плава­ ния, пр-во впервые ввело пошлинные сборы на импорт, товары в размере 30% от ставок общего тамож. тарифа. Средства, полученные от этих сборов, предполагалось направить на приобретение новых судов для аркт. фло­ та. Снижение стоимости перевозки сиб. леса Карским морем, обходившейся в 2 раза дешевле, чем смешанным

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2