Историческая энциклопедия Сибири II

В кон. XIX —нач. XX в. активизировалась деят-ть мест, отд-ний Имп. Русского музыкального об-ва, клуб­ ных центров, просвет., благотворит., лит.-муз.-драм, об-в — устраивались концерты, муз.-лит. вечера, где камерная музыка звучала наряду с хоровой и оркес­ тровой. В Иркутске, Томске, Тобольске проводились тематич. вечера, посвящ. М. Глинке, П. Чайковскому, А. Рубинштейну, А. Даргомыжскому, А. Серову, А. Ля­ дову. Продолжали действовать муз. салоны, кружки музыкантов-любителей, создавались мастерские по ре­ монту инструментов. Появились стабильные коллекти­ вы, напр, струнный и камерный оркестры в Краснояр­ ске. Развитие муз. образования в Сибири способство­ вало росту мастерства и повышению исполнит, уровня музыкантов. Начиная с сер. XIX в. Сибирь посещают гастроле­ ры из европ. стран и центр, городов России. Среди них изв. исполнители-инструменталисты, выступавшие в ка­ мерных концертах. На рубеже 1840—50-х гг. во мн. сиб. городах побывала фр. виолончелистка Л. Христиани, в 1850-е гг. —флейтист А. Совле из Нидерландов, итал. пианист Четтардини. Позже с концертами в разных го­ родах Сибири выступали скрипачи Брассени, солист капеллы австрийского иператора, проф. Пражской кон­ серватории Ф. Ондричек (1899), К. Думчев, солистка капеллы короля Италии Терезина Туа (1892), пианист­ ка Штайн, пианисты А. Рейзенауэр (1859, ученик Лис­ та), А. Контский, Р. Когальский, флейтист А. Тершак, виолончелисты А. Вербов, О. Аспергер и др. Наиболее активно гастрольно-концерт. деят-ть развивалась в кон. XIX —1-е годы XX в. Исполнялись произведения ком- позиторов-романтиков (Мендельсон, Шуберт, Вебер, Шуман, Лист), рус. и зарубеж. классика (Гайдн, Мо­ царт, Бетховен), музыка славян, композиторов (Двор­ жак, Монюшко, Падеревский, Шопен). В репертуаре доминировали зап.-европ. авторы. Особенно часто ис­ полнялись соч. современников —Бруха, Браги, Веняв- ского, Вьетана, Массне, Сарасате, Хубая, значит, реже — соч. старых мастеров. В кон. XIX в. появились талант, мест, исполнители —Е.А. Дмитриева-Мамонова, братья Медлины, Ф .Н. Тютрюмова и др. К.-и. и. в регионе в XX в. развивается в русле об­ щего процесса становления проф. муз. культуры. Скла­ дывается система муз. образования (см. Музыкальное образование в Сибири ), появляется сеть стацион. муз. театров (см. Музыкальные театры в Сибири ), гос. концерт, орг-ций (см. Филармонии Сибири ), игравших важную роль в формировании проф. муз. коллективов. Опред. место в развитии камерного музицирования и муз. просвещения продолжает занимать деят-ть люби­ телей, муз. обществ, кружков. Муз. просвещение вело Филармоническое об-во в Красноярске (1928). В Том­ ске в сер. 1920-х гг. муз. вечера, лекции-концерты на муз. темы проводились мест, секцией науч. работников. В Иркутске в 1922—32 действовал своеобразный муз. лекторий («музыкальные пятницы»), к-рый организова­ ли проф. музыканты (Е.Г. Городецкая и др.) при актив, участии и поддержке любителей, в т. ч. преподавателей и студентов Иркутского ун-та. В 1930-е гг. К-и. и. по­ лучило распространение в Кемерове и Кузнецке (Ста- линске). Любит, камерные ансамбли (струн, квартеты, фортепиан. трио) регулярно выступали с концертами в Новосибирске , Красноярске и др. городах. Большую роль в орг-ции концерт, и муз.-просвет, деят-ти в 1920—30-е гг. играли муз. учеб. заведения (училища, техникумы, школы), регулярно проводившие концерты камерной и симф. музыки. Значит, вклад в развитие К-и. и. в 1930—40-е гг. внесли радиокомитеты. В годы Великой Отечественной войны высокий проф. уровень К-и. и. демонстрировали эвакуир. в Сибирь муз. коллективы, в части., квартет им. А. Глазунова. С концертами выступали пианисты М. Юдина, Р. Та- маркина, Э. Гилельс, Т. Гольдфарб, Я. Зак, виолонче­ лист Д. Шафран и др. В 1940—50-е гг. в составе сиб. филармоний работа­ ли солисты-инструменталисты, в концертах участвова­ ли, наряду с созданными на какое-то время, стабиль­ ные камерные ансамбли (трио, квартеты, квинтеты). Напр., струн, квартет (С. Рудник, С. Гординер, Н. Но­ вожилов, В. Вятских) и фортепиан. трио (О. Ступи­ на, С. Рудник, В. Вятских) —в Омске; инструм. трио (А. Корбут, Е. Рабиль, В. Володин) — в Б арнауле ’, струн, квартет (Ф . Копгеккер, Е. Яновский, В. Коп- геккер, Г. Перемитин) и фортепиан. трио (Ф . Копгек­ кер, Е. Рябцев, Т. Поляков) —в Новосибирске; струн, квартет (И. Каганов, А. Казакевич, Г. Ланэ, М. Пого- даев) —в Иркутске и т. д. В 1960—70-е гг. выступали изв. пианисты А.Е. Шварцбург (худ. рук. Краснояр­ ской филармонии), М. Бирман {Тюмень), В. Лотар- Шевченко, виолончелист А. Лапкин (Новосибирск), скрипач А. Ривкин (Красноярск). Мощный импульс развитию камерного исполнитель­ ства дало открытие в 1956 Новосибирской гос. консер­ ватории (НГК). Проф.-преп. состав НГК составил базу для обширной концерт, деят-ти. Среди видных солистов и ансамблистов — пианисты Е.М. Зингер, В.И. Сло- ним, М .С . Лебензон, З .Ш . Тамаркина, Д .Л . Ш ев­ чук, Л .Н . Синцев, Т.К. Бикис, скрипачи А.Н. Ами- тон, А.О. Старосельский, М.Б. Либерман, З .Н . Брон, В.М. Минасян, И.Е. Бялый, Л.М. Сквирский, альтист А.М. Азатян, виолончелисты Г.И. Пеккер, Л.М. Рухан- кин, М.А. Корн и др. Открытие органных залов в Новосибирске (1968), Иркутске (1978), Томске (1982), Красноярске (1982), Омске (1983), Кемерове (1983) и Барнауле (1984) спо­ собствовало появлению нового вида инструм. испол­ нительства — органного. Наряду с изв. исполнителя­ ми-гастролерами, в т. ч. из европ. стран (Германии, Польши, Дании, Финляндии, Швеции, Англии и др.), в 1980—90-е гг. стали активно выступать мест, музы­ канты —О. Шиллер (Томск), Л. Янковская и Л. Ма- цюра (Иркутск), 3. Фельдгун, А. Чуловский, позже Н. Багинская и Г. Никулин (Новосибирск), С. Будке- ев (Барнаул) и др. В 1993—98 в Новосибирске функци­ онировал Сибирский центр органного искусства (рук. A.В. Чуловский). В 1980—90-е гг. в составе филармоний возникли но­ вые инструм. коллективы (дуэты, трио, квинтеты, ан­ самбли), исполнявшие музыку акад. направления. Среди них —ансамбль солистов под упр. засл. артиста России B. Карпенко, ансамбль «Барокко» (рук. М. Крутико­ ва), ансамбль «Камерата» в Иркутске; духовой квин­ тет «Классика» (рук. засл. артист России В. Кузин) в Омске. Изв. коллективы Новосибирской филармонии — струн, квартет «РПагтошка» (рук. народный артист РФ В. Карчагин), ансамбль солистов «Новосибирская камерата» (худ. рук. до 2007 народный артист СССР А. Кац), ансамбль ранней музыки «1п5и1а ша§1са» (рук. засл. артист РФ А. Бурханов), исповедующий принцип аутентичного исполнения старинной музыки. На аутен- тич. инструментах играют и участники томского ансам­ бля ранней музыки «Камерата» (образован в 1978 при Доме ученых, с 1995 муницип.; рук. Л. Казанская), исполняющие произведения мастеров Средневековья и Ренессанса, эпохи Барокко. Популярной формой камер­ ного ансамбля стал брасс-квинтет (Барнаул, Иркутск, Красноярск, Новосибирск). Создаются проф. камерные оркестры. В 1974 на основе струн, квартета организуется камерный ор­ кестр Иркутской филармонии (рук. засл. артист Рос

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2