Историческая энциклопедия Сибири II

седневный. Женщины ст. возраст, групп из сел. мест­ ности предпочитают носить платья традиц. покроя, по­ верх к-рых надеваются камзол или короткая жилетка. Женщины, как и мужчины преклон. возраста, носят традиц. мягкие кожаные сапоги. Осн. голов, убором замуж, женщин является платок, к-рый они завязыва­ ют узлом на затылке. Несмотря на сохранение родного языка и культуры, казах, диаспора остается глубоко интегрированной в сиб. об-во. Формы ее социокультур, интеграции различ­ ны и зависят, как правило, от наличия или отсутствия территориально сплоченной общины. В р-нах дисперс. расселения сиб. К. доминирует тенденция к ассимиля­ ции. В местах компакт, проживания казах, населения наряду с ассимляцией происходят процессы консолида­ ции и обособления диаспоры, способствующие повыше­ нию ее роли в обществ, жизни зап.-сиб. региона. Лит.: Томилов Н.А. Казахи Западной Сибири в конце XVI — первой четверти XIX в. / / Этногенез и этническая история тюрк­ ских народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1983; К о ­ новалов А. В. Казахи Южного Алтая (Проблемы формирования эт­ нической группы). Алма-Ата, 1986; Ахметова Ш .К . Пища казахов Западной Сибири / / Материальная культура народов России. Ново­ сибирск, 1995; Она же. Казахи Западной Сибири и их этнокультур­ ные связи в городской среде. Новосибирск, 2002; Ермекбаев Ж .А . Российские казахи в составе РСФСР и СССР в 1917—1991 гг. Омск, 1999; Малышева М .П ., Познанский В.С. Казахи —беженцы от го­ лода в Западной Сибири (1931—1934 гг.) Алматы, 1999; Октябрь­ ская И .В ., Осипова Л .П ., Нечипоренко О.В. Туратинские казахи. Судьбы национальных меньшинств России / / Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2001; Алексеенко А .Н. К вопросу об эмиграции казахов в Россию / / Россия —Центральная Азия. Проблемы миграции и безопасности. Барнаул, 2002; Ахмето­ ва Ш .К ., Бронникова О. М. Казахи / / Народы Западной и Сред­ ней Сибири: Культура и этнические процессы. Новосибирск, 2002; Октябрьская И. В. Казахская проблема. Этнополитическая и этно- конфессиональная ситуация на юге Западной Сибири //Р о с с и я — Центральная Азия: проблемы миграций и безопасности. Барнаул, 2002; Моисеев В.А. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX — 1917 г.). Барнаул, 2003. Р.Е. Романов, А. И. Савин КАЗАЧЕСТВО АЗИАТСКОЙ РОССИИ, территор. подразделение рос. казачества —особой группы насе­ ления России, существовавшей с XV в. до 1920-х гг., пользовавшейся рядом прав и преимуществ на условиях несения обязат. воен. службы, в XVIII—XIX вв. оформ­ ленной в воен. сословие. В азиат, части России казачест­ во появилось в кон. XVI в. с началом присоединения Сибири. Если в Европ. России образование и развитие каз. войск началось и вплоть до XVIII в. протекало ес- теств. путем, и только с петровского времени стало рег­ ламентироваться гос-вом, в связи с чем казачество там формировалось как этносоц. группа (субэтнос рус. на­ рода), то каз. войска Сибири создавались правительств, распоряжениями, поэтому сиб. казачество складывалось как соц. группа в рамках каз. сословия. Первые казаки, пришедшие в Сибирь в составе дру­ жины Ермака, были выходцами из вольных каз. общин Дона, Урала, Сев. Кавказа, Запорожья. В последую­ щем, в кон. XVI—XVIII в., сиб. казачество комплек­ товалось за счет перевода в Сибирь служилых людей из Европ. России (Поморья и Поволжья), ссылки «в службу» участников антиправительств, выступлений, украин. казаков («черкасов»), военнопленных — по­ ляков, литовцев, выходцев из стран Зап. Европы, а также верстания в службу «вольных гулящих людей», промысловиков, крестьян, посадских, представителей мест, корен, населения. С сер. XVII в. в становлении казачества все большую роль играет естеств. прирост. Находясь на «государевой службе», сиб. казаки (в от­ личие от вольных донских, запорожских и др. казаков) входили в состав т. н. служилых людей, чьей осн. обя­ занностью являлась воен. и гражд. служба. В процессе присоединения Сибири пр-во не имело опред. плана размещения там вооруж. сил, гарнизоны появлялись в городах, острогах и зимовьях по мере их стр-ва. Общую числ. служилого казачества на протяже­ нии XVII в. определить невозможно вследствие постоян. передислокации казаков из одного гарнизона в другой в зависимости от воен.-полит, обстановки и задач по под­ чинению новых земель. К нач. XVIII в., когда присо­ единение сиб. территорий в осн. завершилось и состав гарнизонов стабилизировался, общая числ. служилых людей составляла 9—10 тыс. чел., в т. ч. ок. 7,3 тыс. казаков. Их большая часть (до 5,8 тыс. чел.) сосредо­ точивалась в городах и острогах на юж. границе со сте­ пью, где соседями были кочевники (джунгары, енисей­ ские кыргызы, монголы), соперничавшие с русскими за право владения рядом земель. Значит, силы (800—900 чел.) дислоцировались на обширной тер. сев.-вост. Си­ бири —в Якутии, на Чукотке и Камчатке, где еще про­ должалось подчинение мест, народов. Штат, расписание 1703, впервые установившее фиксир. штаты для каждой городовой команды, определило числ. сиб. служилых людей в 8,7 тыс. чел. (без учета татар). В орг. отношении сиб. служилые люди, как и в ев­ роп. части страны, были расписаны по т. н. городовым спискам, т. е. по городовым командам. К нач. XVIII в. такие команды существовали в Тобольске, Тюмени, Та­ р е , Верхотурье, Туринске , Пелыме, Берёзове, Сургу­ те, Нарыме, Кетске, Томске, Кузнецке, Новой Манга- з ее (Туруханске), Енисейске, Красноярске, Иркутске, Илимске, Удинске, Селенгинске, Нерчинске , Якутске. Из их состава выделялись люди для несения гарнизон, службы в острогах и зимовьях, подведомственных оп­ ред. городу. Часть из них оседала по месту службы на постоян. жительство. Осн. состав городовых команд был представлен ка­ заками, к-рые подразделялись на пеших и конных. Во мн. гарнизонах находились также сибирские дворяне и дети боярские, воротники (охрана городовых ворот), пушкари и затинщики (артиллеристы). Кроме того, в Тобольске, Тюмени, Таре, Красноярске существовали подразделения «литвы» и «черкасов», почти во всех го­ родах Зап. Сибири были стрельцы, в Тобольске, Тюме­ ни, Таре, Томске, Красноярске, Кузнецке —служилые татары, в Нерчинске —тунгусы. Каждое подразделение делилось на десятни, пятидесятни во главе с десятника­ ми и пятидесятниками, сотни или станицы —с сотника­ ми и атаманами, роты (у «литвы») —с прапорщиками, поручиками, ротмистрами, приказы (или полки) —с го­ ловой (полковником). Особым «списком» выделялись дети боярские и дворяне. Городовые команды подчи­ нялись воеводам, а через них Сибирскому приказу. Данная орг. структура была во мн. формальной (спи­ сочной): служилые из одного подразделения зачастую несли службу в разных местах, приказы существовали только в тех гарнизонах, где числ. служилых 1 подраз­ деления составляла более 500 чел., команды разных го­ родов и разные подразделения в один приказ не своди­ лись, продвижение в чинах не было регламентировано и т. д. Наряду с этим у сиб. служилых людей изначально сложилась неофиц., но признаваемая гос-вом орг-ция — «войско». Она была аморфной, поскольку «войском» именовалось любое воинское соединение: от всего го­ родового гарнизона до небольшого отряда, отправляе­ мого на выполнение конкрет. задания. По сути «вой­ ско» представляло собой орган самоупр-ния служилых людей. Сохраняя «мирские» (общинные) традиции, в XVII в. нередко войско становилось инициатором и осн. силой гор. восстаний. Численно преобладая в составе мест, вооруж. сил России, казаки в XVII в. являлись гл. силой, обеспе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2