Историческая энциклопедия Сибири I

бы для совмест. молений. Религ. жизнь евреев в Сибири во мн. отличалась от религ. практики в черте оседлос­ ти. Здесь не столь строго соблюдались религ. традиции: не всегда соблюдался шаббат, не совершались ритуал, омовения, многолюдные службы в еврейск. молельнях проходили только по праздникам. В домаш. условиях религ. обряды также исполнялись далеко не в полном объеме. Это происходило не только из-за высокой сте­ пени аккультурации еврейск. населения, проживавше­ го вне черты оседлости, но и из-за законодат. ограни­ чений, осложнявших приглашение служителей культа, способных поддерживать религ. традицию. Законода­ тельно сдерживался рост числа еврейск. молелен, яв ­ лявшихся центрами религ. жизни. Следует учитывать и климатич. особенности Сибири, к-рые не способство­ вали выполнению ряда еврейск. обычаев. Напр., были затруднены регуляр. ритуал, омовения в открытых во­ доемах, а миква были не во всех городах. Внутри рос. И. существовали 2 особые группы, не принадлежавшие по этнич. признаку к евреям. Это ка­ раимы и субботники (иудействующие, геры). Иудейск. религ. учение караим, существовавшее с VIII в. н. э., отвергало установления раввинистическо-талмудич. традиции, исполнялись лишь те предписания, к-рые непосредственно могут быть обнаружены в Библии. Во всем остальном религ. концепции караимов не отлича­ ются от иудейских. В XIX в. лидеры караимов в Рос­ сии сумели доказать властям непричастность караимов к распятию Христа, вследствие чего на караимов не распространялись законодат. ограничения, налагаемые на иудеев. В 1860-х гг. в Ишимском окр. Тобольской губ. существовала община караимов, к-рых насчитыва­ лось ок. 10 чел. Субботники —русские по национальности, испове­ дующие И. и за это высланные в Сибирь, проживали по всему региону. Поселенные разрозненно по всей Си­ бири, субботники жили крайне обособленно от окру­ жающего правосл. населения, отвергали церк. обряды, отмечали шаббат и Песах, соблюдали кашрут (еврейск. законы о пище). Выделившиеся среди иудействующих в небольшом кол-ве «геры» (в простонародье —«шапочни­ ки») ближе всех приблизились к И. «Геры» знали То­ ру, изучали Талмуд, молились на еврейск. яз. 3 раза в день, соблюдали субботу, еврейск. посты и праздники, строго исполняли предписания еврейск. религии и по­ сылали своих детей в иешивы. Они не вступали в брак с иноверцами, даже с субботниками, и поощряли браки с евреями. Сведения об общинах субботников в Тоболь­ ской губ. относятся к 1-й пол. XIX в. В 1836 их насчи­ тывалось 202 чел., в 1840 —622. Круп, общины суббот­ ников были в Мариинске и на ст. Зима Иркутской губ. В 1895 на ст. Зима проживало 818 субботников. После революции 1917 произошли кардинал, изме­ нения в религ. жизни еврейск. населения. Одним из первых актов сов. власти в отношении евреев Сибири стало принятое в нач. 1920 пост. Сибревкома, в соотв. с к-рым на тер. региона закрывались все еврейск. об­ щинные советы, их имущество передавалось в ведение еврейск. секций подотделов нац. меньшинств губ. или гор. отделов народ, образования; имущество синагог и предметы культа передавались группам верующих. В кон. 1920-х — 1930-е гг. еврейск. общины в Сибири были лишены мн. предметов религ. культа, позже и своего недвижимого имущества, вкл. синагоги. Мн. из национализир. богослужеб. зданий пришли в упадок. Обучение древнееврейск. яз., Торе и Талмуду квалифи­ цировалось как уголов. преступление. Тем не менее до нач. 1930-х гг. организованная религ. жизнь евреев в Си­ бири продолжалась. Во главе общин стояли религ. авто­ ритеты, к-рые фактически выполняли обязанности рав­ винов. Так, в Тюмени подобную роль играли В.О. Вер- бенников, Л.И . и Б.И. Липелес, числ. иудейск. общины в кон. 1920-х гг. составляла более 80 чел., в 1934 —20 чел. Одним из лидеров тюмен. евреев был И.Л. Альтшул- лер, игравший заметную роль в жизни еврейск. сооб­ щества еще до 1917. Числ. Тарской общины составляла 50 чел., большинство членов было старше 30 лет, общи­ ной руководил Г. Сутин. В Омске с 1923 существовала еврейск. религ. община, действовавшая до сер. 1940-х гг. В ходе «Большого террора» активисты еврейск. общин и раввины подверглись репрессиям. В результате либерализации религ. жизни сер. 1940-х гг. в городах Сибири и Д. Востока восстанавливаются еврейск. религ. общины, открываются синагоги и мо­ литв. дома. Официально функционировали синагоги в Омске (с 1946), Новосибирске (с 1946), Иркутске (с 1945) и Биробиджане (с 1946). Для офиц. оформле­ ния общины требовалось, чтобы ее числ. составляла не менее 20 чел. Не могли быть зарегистрированы общи­ ны, не имевшие молитв, зданий и раввинов. Поэтому наряду с офиц. синагогами в городах, где проживало ев­ рейск. население, существовали нелегал, молитв, дома, организованные на частн. квартирах. До сер. 1980-х гг. евреи зачастую могли исполнять религ. обряды толь­ ко скрытно. Отрицат. воздействие на религ. жизнь ев­ рейск. общин оказало эмиграц. движение 1970—90-х гг., в результате к-рого за границу выехало значит, кол-во верующих евреев. В результате фактич. самоликвида­ ции Биробиджанской общины в нач. 1990-х гг. прекра­ тились богослужения в мест, синагоге. В янв. 1990 впервые за все время проживания на тер. России евреям удалось создать единую конфес. орг-цию: по инициативе Московской хоральной синаго­ ги в Москве состоялся учредит, съезд Всесоюзного сове­ та еврейских общин. После распада СССР на базе совета образовались респ. конфес. орг-ции. В 1-й пол. 1990-х гг. осуществлялся процесс орг. оформления еврейск. об­ щин Сибири, прежде всего в круп, городах региона. В 1991 были зарегистрированы омское иудейское ре­ лиг. об-во «Ор Хадаш», Красноярское еврейское религ. объединение. В 1992 оформляется тюменская религ. иудейская орг-ция «Мадрегот». В 1993 создаются хаба­ ровская еврейская религ. община «Мизрах», Еврейский нац. культур, центр Респ. Бурятия в Улан-Удэ, Об-во еврейской культуры Новокузнецка, в 1994 — Томское об-во возрождения еврейск. культуры и новосибирская иудейская религ. община «Ятад», в 1995 — еврейская религ. община Владивостока «Бейт-тшува», хабаровское еврейское культ.-просвет, об-во «Шолом» и Еврейская нац. общественная орг-ция Братска. В наст, время в Сибири развивается как ортодок­ сальный, так и реформистский (в совр. России приня­ то наименование прогрессивный/современный) И. Ре­ лиг. общины Сибири и Д. Востока (в зависимости от их направления) могут входить как в Объединение ре­ лиг. организаций совр. И. в России (О РОСИ Р ), так и поддерживать конфес. связи с Конгрессом еврейских религ. общественных орг-ций России (К Е РО О Р ), с Федерацией еврейских ортодоксальных общин России (Ф ЕОО Р ). Лит.: Островский Ю . Сибирские евреи. СПб., 1911; КалъминаЛ.В. Еврейские общины Восточной Сибири (середина XIX — февраль 1917). Улан-Удэ, 2003; Бобров И .В ., Клю ева В .П . Иудаизм и со­ ветская власть: Тюменский край в 20—30-е гг. XX века (к постановке проблемы) //Е в р е и в Сибири и на Дальнем Востоке. Красноярск, 2004. Вып. 7; Гончаров Ю .М . Очерки истории еврейских общин За­ падной Сибири (X IX —начало XX в.). Барнаул, 2005; Клюева В .П . Религиозная жизнь евреев в Тобольской губернии (середина XIX — начало XX в.): скандалы и проблемы //Е в р е и в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность. Красноярск; Барна­ ул, 2005. Вып. IX; Современная религиозная жизнь России: опыт систематического описания. М ., 2005. Т. 3; Галашова Н .Б . Ев­ реи в Томской губернии во второй половине XIX — начале XX в. Красноярск, 2006. В. П. Клюева

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2