Историческая энциклопедия Сибири I
по получении высш. религ. образования, дающее право возглавлять конгрегацию, общину, преподавать в религ. школе и быть членом религ. суда. В Российской империи еврейск. общины сохраняли право выбирать себе раввинов, к-рые утверждались в должности губ. властями. Раввины избирались сроком на 3 года. Исполняли лишь богослужеб. и культовые функции и были лишены адм. и судеб, полномочий. Гос-во требовало от раввинов направлять евреев к соб людению нравств. обязанностей, к «повиновению общим государственным законам и установленным властям», а также вести метрич. книги. За усердную службу раввины могли быть награждены спец. медалями. Раввины припи сывались к сословию духовенства. Первоначально испол нение обязанности раввина не предполагало получение особой платы за исполняемые обряды. Раввины получа ли лишь жалование, устанавливаемое по договореннос ти с синагогальной общиной. С 1835 рос. законодат-во разрешило раввинам получать плату и за совершаемые обряды. Гос-во ограничивало возможности общины из брать себе духов, наставника. Первоначально канд. на раввин, должность должен был владеть либо нем., ли бо рус., либо польск. яз. С 1857 община могла избрать раввином лишь человека, окончившего либо курс казен. раввин, училища II разряда, либо обучавшегося в общих учеб. заведениях: ср., высш. или уезд, училищах. Ев рейск. общины противились навязыванию им т. н. казен. раввинов, назначая им жалование, на к-рое невозможно было вести достойное существование. Со временем сло жилась такая ситуация, когда в общинах действовали 2 раввина, один «казенный», другой —«духовный». По добное положение было признано законом, отдававшим, однако, «духовного» раввина (т. н. еврейск. ученого) под наблюдение и адм. контроль «казенного». В И. молитвенные собрания проводятся в синагогах (от греч. «синагоге» —«собрание»; на иврите «бет-кнес- сет» —«дом собрания»), В то же время синанога явля ется не только местом отправления культа и изучения Библии и Талмуда, но и центром общинной, а зачас тую, и повседневной жизни евреев. Разрушение Иеру салимского храма сделало невозможным исполнение установившегося у древ, евреев религ. культа. Местом изучения Торы, обществ, богослужения и молитвы ста ли синагоги. Восстановление Иерусалимского храма не привело к исчезновению синагоги. В I в. н. э. синагога стала вполне укоренившимся институтом как в еврейск. диаспоре, так и в Земле Израиля («Эрец-Исраэль», ев рейск. найм. Палестины). Уничтожение римлянами в 70 г. н. э. II Храма и прекращение культовых жерт воприношений сделало синагогу гл. и единств, центром еврейск. религ. жизни. Внеш. и внутр. облик синагогального здания, его ориентацию на Иерусалим, расположение на местно сти, раздельное нахождение мужчин и женщин во вре мя службы, содержание и порядок службы определяет Галаха (норматив, часть И., зафиксированная в Торе, Талмуде и раввинистич. литературе). Синагога облада ет святостью по образцу Храма. Законы Российской империи жестко регламентиро вали стр-во иноверч. (нехристиан.) богослужеб. и религ. зданий. По уставу Духовных дел иностранных исповеда ний, постройка молитв, школы разрешалась, если кол-во еврейск. домов достигало 30, постройка синагоги — при наличии 80 иудейск. домов в нас. пункте. Сина гога должна была быть удалена от правосл. храмов на 100 саж., если они располагались на одной улице или площади, и на 50 саж., если на улицах, примыкающих к той, где находится церковь. Также законодательно определялось, в каких целях могли использоваться «ев рейские молельни» и «молитвенные школы», назначение имущества, в них находящегося, а также и компетенция выборных органов общины. В то же время синагоги и др. религ. здания иудеев находились под защитой влас тей, как и правосл. церкви. Вне черты еврейск. оседло сти (зап. губернии России и Царство Польское) власти разрешили возводить синагоги лишь в 1860-х гг., ког да нек-рые группы евреев получили право повсемест. жительства в империи. Однако до этого в ряде сиб. городов уже имелись ев рейск. молитв, дома. В 1813 в Тобольске существовало организованное погребальное братство (хевре-кадиша), имевшее по обыкновению пинкос (книгу записей), а в 1818 мест, община перестроила дом в молельню. В Ка- инске в 1816 после пожара была отстроена молитв, шко ла. В Красноярске с 1822 существовала молитв, школа, получившая офиц. статус лишь в 1878. В 1837 томские евреи обратились с прошением к губернатору об откры тии молитв, школы, однако официально синагога была построена только в 1859 купцом 2-й гильдии А.М. Ка- минером. К 1875 в Томске действовали 1 камен. и 2 де ревян. синагоги. В 1870-е гг. в Омске функционировали 2 синагоги. Первым омским «казенным» раввином был Гильман Л-Х Герман, затем М.Я. Клебанов. На Д. Востоке первым стал молитв, дом в Благове щенске, существовавший с 1863, официально утверж денный в 1880. В 1874 в Чите разрешается открыть мо литв. дом, к-рый в 1890 стал официально именоваться синагогой. В 1880 была построена молельня в Я к ут ске. Распространенным явлением в Сибири было неза конное открытие синагог, адм. разрешения на деят-ть к-рых общины получали спустя десятилетия. К 1880-м гг. в большинстве сиб. губерний были от крыты синагоги и молитв, дома, где состояли «казен ные» раввины. В Зап. Сибири еврейск. религ. общины существовали в Томске, Мариинске, Каинске, Петро павловске, Ишиме, Тобольске, Омске и Акмолинске; в Вост. Сибири —в Иркутске, Красноярске, Нерчинске, Баргузине, Якутске, Чите, Киренске, Нижнеудинске, Верхнеудинске . Первыми раввинами в Сибири стали Шмерка Марматов (1820—30-е гг.), совершавший обря ды наездами по Енисейской губ ., и Пейсах Колманович, избранный раввином в 1855 в Красноярске. Из-за небольшой числ. иудейск. общин должность и обязанности «казенного» раввина распространялись на неск. нас. пунктов. Так, на всю Тобольскую губ. был 1 раввин и 2 помощника. В 1880-е гг. в Енисейской губ. также был 1 раввин, живший в Енисейске. В 1885 эту должность занимал Коппель Шмеркович. Первый «ка зенный» раввин Тобольской губ. был избран и утверж ден в должности лишь в 1888, им стал X. Аршон. В связи с малочисл. иудейск. населения Тобольской губ. в ведении X. Аршона находились все евреи губернии, за искл. проживавших в Омском окр. Преемственность раввинов Тобольской губ. выглядит след. обр. В 1888— 91 и 1895—98 —X. Аршон, в 1891—95 —А. Фридьев, в 1898—1900 — Куман, в 1904—06 — А. Виленский, в 1907—09 —Л.А. Мурин, в 1911—15 —М.П. Левин. В 1912 в Сибири синагоги существовали во мн. городах: Иркутске, Красноярске, Томске, Омске, Тобольске, Тю мени, Якутске и др. В Томской губ. в 1915 действовало 13 синагог и молитвенных домов. Особенностью религ. жизни евреев в Сибири и на Д. Востоке было отсутствие мн. свойственных И. тради ций, таких как кагалы и институт раввината. Несмотря на то, что религия уже не определяла всю жизнь евреев, она оставалась значимой стороной их жизнедеятельнос ти. И. был важнейшим консолидирующим началом, а синагоги и молитв, школы выступали центрами, где пе ресекались интересы всего еврейск. населения Сибири. Стремление к сохранению нац. идентичности стимули ровало евреев к объединению с соплеменниками хотя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2