Историческая энциклопедия Сибири I

шений относятся зеркала, перстни со щитком, серьги, браслеты, подвески. Имеет место культовое литье —ан- тропо-, зоо-, орнитоморфные изображения. Керамика представлена горшками и чашами. Оттисками гладко­ го и гребенч. штампа украшалась верх, треть сосудов. Композиция орнамента строится из горизонт., верт., наклон, оттисков, взаимопроникающих треугольников и т. д. Носители И. к. занимались охотой и рыб-вом, а также скот-вом и бронзолит. произв-вом. Лит.: Сальников К. В. Иткульская культура (К вопросу о За­ уральском Ананьине) //Краеведческие записки. Челябинск, 1961. Вып. 1 ; Бельтикова Г.В. Иткульские поселения//Археологические исследования на Урале и в Западной Сибири. Свердловск, 1977. В.И. Молодин ИТЫГИН Георгий Игнатьевич (2 марта 1873, с. Че- баки Енисейской губ. —5 дек. 1928, Новосибирск), по­ лит. и обществ, деятель. После окончания Краснояр­ ской учительской семинарии (1892) работал учителем в школах Минусинского, Ачинского и Канского у., в церк.-приход, школе с. Усть-Абаканского, зав. Ужур- ской двухклассной школой. С 1913 заведовал ж.-д. шко­ лой в Красноярске. Активно участвовал в обществ, и полит, жизни, возглавлял редакцию пед. ж. «Сибирская школа» (1916—17), вел рев. пропаганду среди учителей. В марте 1917 вступил в РСДРП(б). В годы Граждан­ ской войны и колчаковщины находился на подпольной работе, подвергся аресту и был заключен в Краснояр­ скую тюрьму (1918). После освобождения из тюрьмы работал рабочим на ст. Половинка Иркут ской губ. С восстановлением сов. власти вернулся на прежнее место работы. В кон. 1920 по распоряжению Сиббюро ЦК Р К П (б ) переведен в аппарат Енисейского губис­ полкома. С 1921 по 1924 руководил Хакасской секцией при отделе народ, образования, пред. комиссии по лик­ видации бандитизма на юге Енисейской губ. В февр. 1924 назначен пред. Хакасского ревкома. В 1924—25 занимал должности пред. Хакасского уезд, исполкома, впоследствии и Хакасского окрисполкома. Внес значит, вклад в развитие хакасского яз. и литературы и в це­ лом соц.-экон. развития Хакасии. Возглавлял работу комиссии по созданию хакас, алфавита и составлению 1-х учебников на хакас, яз., организовал трехмесячные курсы для подготовки нац. учит, кадров. Для оказания помощи в создании школ нац. меньшинств выезжал в самые отдаленные р-ны Сибири. Регулярно вел просвет, работу в ж. «Просвещение Сибири». Отстаивал идею объединения Хакасии и Ойротии в одну автономную со­ циалистич. республику. Своей многогранной деят-тью он оставил глубокий след в истории Хакасии. В 1927 по поручению Сибкрайкома В К П (б ) возглавил Совет просвещения нац. меньшинств при краевом отделе на­ род. образования в Новосибирске. Его именем названа одна из улиц Абакана. Лит.: Очерки истории Хакасии советского периода. 1917—1961. Абакан, 1963; Патачаков К .М . К истории создания хакасской пись­ м ен н о с ти //У ч . зап. ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1966. Вып. 12. В.Н. Тугужекова ИУДАИЗМ, монотеистическая, нац. (племенная) религия евреев. Назв. происходит от наименования от одного из 12 древнеизраильских колен —колена Иуды, к-рое имело в кач-ве своего духов, центра Иерусалим, с расположенным там храмом Соломона (т. н. I Храм). С VIII по VI в. до н. э. вследствие ряда полит, катаст­ роф, вызванных экспансией ассирийцев и вавилонян, Иерусалимский храм и связанная с ним религ. тради­ ция (И .) стали основой религ.-полит, консолидации ев­ рейск. населения. В истории развития И. можно выде­ лить неск. периодов. Библейский (XX в. до н. э. —IV в. до н. э.), когда в борьбе ряда традиций происходило становление монотеизма и священных текстов, т. н. То­ ры. Эллинистический (IV в. до н. э. — II в. н. э.), ког­ да окончательно оформился монотеизм и весь комплекс Священного Писания —Библии и началось становление постбиблейского законодат-ва —Талмуда. В этот же пе­ риод в недрах И. начинается оформление мировой мо- нотеистич. религии —христианства. Раввинистический (И—XVIII вв.), когда произошло становление осн. дог­ матов совр. И. на основе преемственности библейской и талмудической традиций. Возникло мистич. учение — каббала. В XIX—XX вв. под влиянием секуляризации и модернизации в И. оформились след, течения: орто­ доксальное, реформистское, консервативное, хасидское, принципиально не изменившие сущность И. В основе И. лежат книги Библии. Т. н. еврейская Библия композиционно делится на Тору (Пятикнижие Моисеево), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания). Ев­ рейская Библия (в И. более употребим акроним —Та- НаХ) в целом соответствует части христианской Биб­ лии, именуемой Ветхим Заветом. Осн. священным тек­ стом является Тора, по иудейск. традиции, переданная Богом (Яхве) Моисею на горе Синай. В иудейск. традиции сосуществуют опора на Свя­ щенные тексты, религ. авторитеты и полемичность в от­ ношении индивид, понимания Писания и Бога. Поэтому в И. не существует догматич. закрепления осн. принци­ пов религ. концепции, хотя такие попытки неоднократно предпринимались. И. базируется на монотеизме; завете (договоре) Бога с еврейск. народом, включающем в се­ бя обещание евреев следовать по пути Бога, последний же обещал покровительствовать евреям и в кон. времен послать для их спасения и всех праведников мира Мес­ сию (Машиаха) (концепция богоизбранности); в кач-ве ориентира евреи получили Тору, содержащую 613 запо­ ведей (мицвот), к-рым они должны следовать для спа­ сения своей бессмерт. души и личного воздаяния (вос­ кресения) в Царстве Божьем. Ортодокс. И. включает множество течений, считающих себя продолжателями еврейск. религ. традиции, сложившейся в Средневеко­ вье. Реформистский И. рассматривает еврейск. рели­ гию как исторически развивающийся феномен, к-рый необходимо приспосабливать к новым условиям. Под­ черкивается универсалистский хар-р И. Консерватив. И. объединяет иудеев, предпочитающих гармонично со­ четать религ. реформизм и традицию. В прямом смысле значение понятия еврейск. духо­ венство существовало лишь до 70 г. н. э., пока римс­ кие войска не разрушили Иерусалимский храм (т. н. II Храм). По традиции к священнич. сословию принадле­ жали мужчины из колена коенов (кохенов) и левитов. В храмовой службе коены играли гл. роль (богослужение и жертвоприношение), левиты же выполняли вспомогат. функции, в т. ч. культового хар-ра. После уничтожения храма священнич. функции коенов и левитов исчезают. Однако за мужчинами, принадлежащими к потомкам древ, духовенства, до сих пор сохраняются отд. функ­ ции при исполнении обрядов И. Так, коены, присутс­ твуя на синагогальной службе, произносят т. н. благо­ словение коена, их первыми вызывают для чтения Торы, они первыми произносят бенедикцию над вином и хлебом на празднествах. Левиты имеют привилегию быть вызван­ ным в синагоге к чтению Торы вторыми после коена, а в его отсутствие —первыми. Также они возливают воду на руки коена, перед тем как он благословляет молящихся. В иудейск. традиции считается, что с восстановлением в будущем Иерусалимского храма коены и левиты вновь приступят к исполнению священнич. функций. С прекра­ щением храмового культа на роль иудейск. духовенства выдвигаются раввины. Раввин —звание, присваиваемое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2