Историческая энциклопедия Сибири I
шений относятся зеркала, перстни со щитком, серьги, браслеты, подвески. Имеет место культовое литье —ан- тропо-, зоо-, орнитоморфные изображения. Керамика представлена горшками и чашами. Оттисками гладко го и гребенч. штампа украшалась верх, треть сосудов. Композиция орнамента строится из горизонт., верт., наклон, оттисков, взаимопроникающих треугольников и т. д. Носители И. к. занимались охотой и рыб-вом, а также скот-вом и бронзолит. произв-вом. Лит.: Сальников К. В. Иткульская культура (К вопросу о За уральском Ананьине) //Краеведческие записки. Челябинск, 1961. Вып. 1 ; Бельтикова Г.В. Иткульские поселения//Археологические исследования на Урале и в Западной Сибири. Свердловск, 1977. В.И. Молодин ИТЫГИН Георгий Игнатьевич (2 марта 1873, с. Че- баки Енисейской губ. —5 дек. 1928, Новосибирск), по лит. и обществ, деятель. После окончания Краснояр ской учительской семинарии (1892) работал учителем в школах Минусинского, Ачинского и Канского у., в церк.-приход, школе с. Усть-Абаканского, зав. Ужур- ской двухклассной школой. С 1913 заведовал ж.-д. шко лой в Красноярске. Активно участвовал в обществ, и полит, жизни, возглавлял редакцию пед. ж. «Сибирская школа» (1916—17), вел рев. пропаганду среди учителей. В марте 1917 вступил в РСДРП(б). В годы Граждан ской войны и колчаковщины находился на подпольной работе, подвергся аресту и был заключен в Краснояр скую тюрьму (1918). После освобождения из тюрьмы работал рабочим на ст. Половинка Иркут ской губ. С восстановлением сов. власти вернулся на прежнее место работы. В кон. 1920 по распоряжению Сиббюро ЦК Р К П (б ) переведен в аппарат Енисейского губис полкома. С 1921 по 1924 руководил Хакасской секцией при отделе народ, образования, пред. комиссии по лик видации бандитизма на юге Енисейской губ. В февр. 1924 назначен пред. Хакасского ревкома. В 1924—25 занимал должности пред. Хакасского уезд, исполкома, впоследствии и Хакасского окрисполкома. Внес значит, вклад в развитие хакасского яз. и литературы и в це лом соц.-экон. развития Хакасии. Возглавлял работу комиссии по созданию хакас, алфавита и составлению 1-х учебников на хакас, яз., организовал трехмесячные курсы для подготовки нац. учит, кадров. Для оказания помощи в создании школ нац. меньшинств выезжал в самые отдаленные р-ны Сибири. Регулярно вел просвет, работу в ж. «Просвещение Сибири». Отстаивал идею объединения Хакасии и Ойротии в одну автономную со циалистич. республику. Своей многогранной деят-тью он оставил глубокий след в истории Хакасии. В 1927 по поручению Сибкрайкома В К П (б ) возглавил Совет просвещения нац. меньшинств при краевом отделе на род. образования в Новосибирске. Его именем названа одна из улиц Абакана. Лит.: Очерки истории Хакасии советского периода. 1917—1961. Абакан, 1963; Патачаков К .М . К истории создания хакасской пись м ен н о с ти //У ч . зап. ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1966. Вып. 12. В.Н. Тугужекова ИУДАИЗМ, монотеистическая, нац. (племенная) религия евреев. Назв. происходит от наименования от одного из 12 древнеизраильских колен —колена Иуды, к-рое имело в кач-ве своего духов, центра Иерусалим, с расположенным там храмом Соломона (т. н. I Храм). С VIII по VI в. до н. э. вследствие ряда полит, катаст роф, вызванных экспансией ассирийцев и вавилонян, Иерусалимский храм и связанная с ним религ. тради ция (И .) стали основой религ.-полит, консолидации ев рейск. населения. В истории развития И. можно выде лить неск. периодов. Библейский (XX в. до н. э. —IV в. до н. э.), когда в борьбе ряда традиций происходило становление монотеизма и священных текстов, т. н. То ры. Эллинистический (IV в. до н. э. — II в. н. э.), ког да окончательно оформился монотеизм и весь комплекс Священного Писания —Библии и началось становление постбиблейского законодат-ва —Талмуда. В этот же пе риод в недрах И. начинается оформление мировой мо- нотеистич. религии —христианства. Раввинистический (И—XVIII вв.), когда произошло становление осн. дог матов совр. И. на основе преемственности библейской и талмудической традиций. Возникло мистич. учение — каббала. В XIX—XX вв. под влиянием секуляризации и модернизации в И. оформились след, течения: орто доксальное, реформистское, консервативное, хасидское, принципиально не изменившие сущность И. В основе И. лежат книги Библии. Т. н. еврейская Библия композиционно делится на Тору (Пятикнижие Моисеево), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания). Ев рейская Библия (в И. более употребим акроним —Та- НаХ) в целом соответствует части христианской Биб лии, именуемой Ветхим Заветом. Осн. священным тек стом является Тора, по иудейск. традиции, переданная Богом (Яхве) Моисею на горе Синай. В иудейск. традиции сосуществуют опора на Свя щенные тексты, религ. авторитеты и полемичность в от ношении индивид, понимания Писания и Бога. Поэтому в И. не существует догматич. закрепления осн. принци пов религ. концепции, хотя такие попытки неоднократно предпринимались. И. базируется на монотеизме; завете (договоре) Бога с еврейск. народом, включающем в се бя обещание евреев следовать по пути Бога, последний же обещал покровительствовать евреям и в кон. времен послать для их спасения и всех праведников мира Мес сию (Машиаха) (концепция богоизбранности); в кач-ве ориентира евреи получили Тору, содержащую 613 запо ведей (мицвот), к-рым они должны следовать для спа сения своей бессмерт. души и личного воздаяния (вос кресения) в Царстве Божьем. Ортодокс. И. включает множество течений, считающих себя продолжателями еврейск. религ. традиции, сложившейся в Средневеко вье. Реформистский И. рассматривает еврейск. рели гию как исторически развивающийся феномен, к-рый необходимо приспосабливать к новым условиям. Под черкивается универсалистский хар-р И. Консерватив. И. объединяет иудеев, предпочитающих гармонично со четать религ. реформизм и традицию. В прямом смысле значение понятия еврейск. духо венство существовало лишь до 70 г. н. э., пока римс кие войска не разрушили Иерусалимский храм (т. н. II Храм). По традиции к священнич. сословию принадле жали мужчины из колена коенов (кохенов) и левитов. В храмовой службе коены играли гл. роль (богослужение и жертвоприношение), левиты же выполняли вспомогат. функции, в т. ч. культового хар-ра. После уничтожения храма священнич. функции коенов и левитов исчезают. Однако за мужчинами, принадлежащими к потомкам древ, духовенства, до сих пор сохраняются отд. функ ции при исполнении обрядов И. Так, коены, присутс твуя на синагогальной службе, произносят т. н. благо словение коена, их первыми вызывают для чтения Торы, они первыми произносят бенедикцию над вином и хлебом на празднествах. Левиты имеют привилегию быть вызван ным в синагоге к чтению Торы вторыми после коена, а в его отсутствие —первыми. Также они возливают воду на руки коена, перед тем как он благословляет молящихся. В иудейск. традиции считается, что с восстановлением в будущем Иерусалимского храма коены и левиты вновь приступят к исполнению священнич. функций. С прекра щением храмового культа на роль иудейск. духовенства выдвигаются раввины. Раввин —звание, присваиваемое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2