Историческая энциклопедия Сибири I

партий союз, республик. При этом сами И. должны были быть ликвидированы, а их архив, материалы переданы в парт, архивы как отд. фонды И. В ходе подготовки это­ го решения 28 мая 1939 ликвидирован Якут. И., в июне 1939 —Дальистпарт. Самый круп, за Уралом Зап.-Сиб. И. пост, бюро Новосибирского обкома ВКП(б) от 2 февр. 1940 был объединен с обл. парт, архивом. В рос. ист. науке опыт И. и результаты их работ име­ ют большое значение. Собрав (в ряде случаев —спасая от уничтожения) круп, массивы ист. источников, они обеспечили специалистов значит, базой для полноцен­ ного исслед-я истории России в кон. XIX — 1-й трети XX в. Истпартами документированы живые свидетель­ ства лидеров и участников рев. движения, разработаны нек-рые вопросы антицаристского подполья, истории революции и Гражд. войны. Лит.: Вегман В .Д . Задачи сибирских истпартбюро / / Сов. Си­ бирь. 1926. 9 июня; Сибирская Советская энциклопедия. 1931. Т. 2; Павлова И .В . Из истории изучения Гражданской войны в Сибири (20—30 годы) / / И з истории интервенции и Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке. 1917—1922. Новосибирск, 1985; Ларьков Н .С . Из истории сибирских истпартов //Р у к о в о д ­ ство партийных организаций хозяйственным и культурным строи­ тельством в Сибири. Томск, 1987; Шельдшев Э .М . Очерки истории исторической науки на Дальнем Востоке (Дальистпарт и его деятель­ ность в 20—30-е гг.). Хабаровск, 1995; Шолохова Л .С . Что такое истпарт? / / Сиб. архив: Архивные документальные публикации. Факты. Иркутск, 2000. Вып. 1; Мамонтова М .А ., Саганова Е .Ю . Становление и деятельность омского Истпарта в 1920—1927 гг. / / Культура и интеллигенция меняющихся регионов России: XX век. Интеллектуальные диалоги: XX век. Россия — Сибирь — Казах­ стан. Матер. VI Всерос. науч. конф. (Омск, 3—5 окт. 2005 г.). Омск, 2005. А.Л. Посадсков ИСУПОВ Владимир Анатольевич (р. 19 нояб. 1951, Дудинка Красноярского кр .), историк, д-р ист. на­ ук (1991). Окончил Новосибирский гос. ун-т (1976). Гл. науч. сотрудник Ин-та истории СО РАН . С 1982 в Ин-те истории, филологии и фило­ софии СО АН СССР (ныне —Ин-т истории СО РАН). Проф. каф. ис­ тории России НГУ. Специалист в области исторической демографии. Обосновал и развил новое исслед. на­ правление, связанное с ист. реконст­ рукцией динамики числ., состава и воспроизв-ва насе­ ления Сибирского региона. Исследовал демогр. катаст­ рофы и кризисы в России, а также миграц. движение населения Сибири. Авт. новых подходов к изучению демогр. истории Сибири. Внес вклад в создание учеб.- науч. литературы. Соч.: Городское население Сибири: От катастрофы к возрож­ дению (конец 30-х —конец 50-х гг.). Новосибирск, 1991; История Сибири. Новосибирск, 1999. Ч. 3 (соавт.); Демографические катас­ трофы и кризисы в России в первой половине XX века: Историко­ демографические очерки. Новосибирск, 2000. ИСХАКОВ Фазыл Гарифович (30 окт. 1901, Тро­ ицк Оренбургской губ. — 17 мая 1959, Москва). Пе­ дагог, тюрколог-лингвист, канд. филол. наук (1959). Окончил Татарский ин-т народного образования (Орен­ бург, 1922), Практический ин-т народного образова­ ния (Оренбург, 1926). В 1926 поступил в МГУ на пед. фак т. В 1931—33 учился в аспирантуре в НИИ язы ­ кознания АН РСФСР в Москве. В 1926—40 работал в Коммунистическом ун-те трудящихся Востока. В 1940 получил приглашение Красноярского краевого отд. на­ род. образования, был территор. инспектором по Х а ­ касской АО и нек-рым др. р-нам Красноярского кр. По его инициативе и при прямом участии созданы об­ разоват. и науч. учреждения: в 1943 —отд-ние хакас, языка и литературы при Абаканском гос. учительском ин-те (зав. каф. хакас, яз. и литературы); в 1944 —Ха­ касский НИИЯЛИ (зав. сектором языка), в 1945 —обл. нац. школа-интернат. В нач. 1946 отозван в Москву для работы в аппарате мин-ва инспектором-консультантом по родным языкам в отд. нерусских школ. В 1949—52 вел интенсивную работу по составлению учебников для хакас., тувин., ногайских школ. Награды: медали. Соч.: Вопросы изучения хакасского языка и его диалектов (Ма­ териалы для научной грамматики). Абакан, 1954 (соавт.); Тувин­ ский язык. Очерки по фонетике. М.; Л ., 1955; Хакасский язык. Краткий очерк по фонетике. Абакан, 1956; Грамматика тувинского языка. М., 1961 (соавт.). Лит.: Памяти Ф.Г. Исхакова (30 октября 1901 г. — 17 мая 1959 г.) / / У ч . зап. Тувинского НИИЯЛИ. Кызыл, 1960; И сха ­ ков К .Ф ., М усаев К .М ., Тенишев Э .Р . К 100-летию со дня рожде­ ния Ф .Р . Исхакова //В о п р . филологии. М., 2001. № 3(9). Е.К. Побызакова, Л.А. Шамина ИСЧЕЗАЮЩИЙ ЯЗЫК, чаще других используе­ мый сегодня рус. эквивалент англ. термина «епс1ап§егес1 1ап§иа§е». Параллельно используется также более точ­ ный перевод этого термина —язык (находящийся) под угрозой исчезновения. Применяется по отношению к языку, для к-рого существует угроза сужения сферы его функционирования вплоть до полного прекраще­ ния использования. На протяжении всей истории человечества одни язы­ ки исчезали, др. возникали. Язык умирает, когда на нем перестают говорить. В XX в., особенно во 2-й пол., ис­ чезновение языков достигло угрожающих масштабов. Больше других угрозе исчезновения подвергаются язы ­ ки небольших этнич. групп —малочисл. народов. Изв. амер. лингвист М. Краус дает следующую классификацию степени угрозы существованию языка. Малые языки (с малым кол-вом говорящих), контакти­ рующие с языками, обладающими большой функцио­ нальной мощностью (гос., офиц., регион.), как правило, могут быть отнесены к языкам, находящимся под угро­ зой исчезновения. Но пока существует естеств. передача языка от родителей к детям у большинства членов эт­ нич. группы, степень угрозы минимальна, и такой язык предлагается называть нестабильным (среди языков Сибири к этой группе можно отнести тундровый и лес­ ной ненецкие, чукотский, долганский ). Если естеств. передача языка детям прервана сравнительно недавно (молодежь еще говорит на языке, но дети языком уже не владеют), язык переходит в состояние серьезной уг­ розы, но здесь еще возможна остановка процесса язык, сдвига, поскольку молодые родители, в принципе, в состоянии передать язык детям, если у них возникнет такая потребность (среди языков Сибири к этой груп­ пе могут быть отнесены сиб. юпик и нивхский). Следу­ ющая, более высокая степень угрозы наступает, когда мл. носителям языка уже не 20—35, а 45—55 лет: тогда язык в опасности, т. к. уже нет надежды, что родители передадут язык своим детям, т. к. не знают его сами (из сиб. языков в подобной ситуации находятся ульч- ский, орокский, чулымский, негидальский, нанайский, удэгейский, орочский, алюторский, язык науканских эскимосов, юкагирский, ительменский). Наконец, если возраст мл. носителей языка не менее 60 лет, то язык переходит в критич. состояние, его существование те­ перь зависит от пожилых людей, к-рых становится все меньше (в Сибири в подобной ситуации находятся ке- рекский и алеутский я з . ). При этом язык, ситуация на разных территориях распространения языка может быть различной. Так, эвенкийск., эвен, и хантыйск. яз. на отд. территориях расселения этносов передаются от родителей к детям, и, следовательно, могут быть отне­ сены к нестабильным. В то же время в нек-рых груп

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2