Историческая энциклопедия Сибири I
партий союз, республик. При этом сами И. должны были быть ликвидированы, а их архив, материалы переданы в парт, архивы как отд. фонды И. В ходе подготовки это го решения 28 мая 1939 ликвидирован Якут. И., в июне 1939 —Дальистпарт. Самый круп, за Уралом Зап.-Сиб. И. пост, бюро Новосибирского обкома ВКП(б) от 2 февр. 1940 был объединен с обл. парт, архивом. В рос. ист. науке опыт И. и результаты их работ име ют большое значение. Собрав (в ряде случаев —спасая от уничтожения) круп, массивы ист. источников, они обеспечили специалистов значит, базой для полноцен ного исслед-я истории России в кон. XIX — 1-й трети XX в. Истпартами документированы живые свидетель ства лидеров и участников рев. движения, разработаны нек-рые вопросы антицаристского подполья, истории революции и Гражд. войны. Лит.: Вегман В .Д . Задачи сибирских истпартбюро / / Сов. Си бирь. 1926. 9 июня; Сибирская Советская энциклопедия. 1931. Т. 2; Павлова И .В . Из истории изучения Гражданской войны в Сибири (20—30 годы) / / И з истории интервенции и Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке. 1917—1922. Новосибирск, 1985; Ларьков Н .С . Из истории сибирских истпартов //Р у к о в о д ство партийных организаций хозяйственным и культурным строи тельством в Сибири. Томск, 1987; Шельдшев Э .М . Очерки истории исторической науки на Дальнем Востоке (Дальистпарт и его деятель ность в 20—30-е гг.). Хабаровск, 1995; Шолохова Л .С . Что такое истпарт? / / Сиб. архив: Архивные документальные публикации. Факты. Иркутск, 2000. Вып. 1; Мамонтова М .А ., Саганова Е .Ю . Становление и деятельность омского Истпарта в 1920—1927 гг. / / Культура и интеллигенция меняющихся регионов России: XX век. Интеллектуальные диалоги: XX век. Россия — Сибирь — Казах стан. Матер. VI Всерос. науч. конф. (Омск, 3—5 окт. 2005 г.). Омск, 2005. А.Л. Посадсков ИСУПОВ Владимир Анатольевич (р. 19 нояб. 1951, Дудинка Красноярского кр .), историк, д-р ист. на ук (1991). Окончил Новосибирский гос. ун-т (1976). Гл. науч. сотрудник Ин-та истории СО РАН . С 1982 в Ин-те истории, филологии и фило софии СО АН СССР (ныне —Ин-т истории СО РАН). Проф. каф. ис тории России НГУ. Специалист в области исторической демографии. Обосновал и развил новое исслед. на правление, связанное с ист. реконст рукцией динамики числ., состава и воспроизв-ва насе ления Сибирского региона. Исследовал демогр. катаст рофы и кризисы в России, а также миграц. движение населения Сибири. Авт. новых подходов к изучению демогр. истории Сибири. Внес вклад в создание учеб.- науч. литературы. Соч.: Городское население Сибири: От катастрофы к возрож дению (конец 30-х —конец 50-х гг.). Новосибирск, 1991; История Сибири. Новосибирск, 1999. Ч. 3 (соавт.); Демографические катас трофы и кризисы в России в первой половине XX века: Историко демографические очерки. Новосибирск, 2000. ИСХАКОВ Фазыл Гарифович (30 окт. 1901, Тро ицк Оренбургской губ. — 17 мая 1959, Москва). Пе дагог, тюрколог-лингвист, канд. филол. наук (1959). Окончил Татарский ин-т народного образования (Орен бург, 1922), Практический ин-т народного образова ния (Оренбург, 1926). В 1926 поступил в МГУ на пед. фак т. В 1931—33 учился в аспирантуре в НИИ язы кознания АН РСФСР в Москве. В 1926—40 работал в Коммунистическом ун-те трудящихся Востока. В 1940 получил приглашение Красноярского краевого отд. на род. образования, был территор. инспектором по Х а касской АО и нек-рым др. р-нам Красноярского кр. По его инициативе и при прямом участии созданы об разоват. и науч. учреждения: в 1943 —отд-ние хакас, языка и литературы при Абаканском гос. учительском ин-те (зав. каф. хакас, яз. и литературы); в 1944 —Ха касский НИИЯЛИ (зав. сектором языка), в 1945 —обл. нац. школа-интернат. В нач. 1946 отозван в Москву для работы в аппарате мин-ва инспектором-консультантом по родным языкам в отд. нерусских школ. В 1949—52 вел интенсивную работу по составлению учебников для хакас., тувин., ногайских школ. Награды: медали. Соч.: Вопросы изучения хакасского языка и его диалектов (Ма териалы для научной грамматики). Абакан, 1954 (соавт.); Тувин ский язык. Очерки по фонетике. М.; Л ., 1955; Хакасский язык. Краткий очерк по фонетике. Абакан, 1956; Грамматика тувинского языка. М., 1961 (соавт.). Лит.: Памяти Ф.Г. Исхакова (30 октября 1901 г. — 17 мая 1959 г.) / / У ч . зап. Тувинского НИИЯЛИ. Кызыл, 1960; И сха ков К .Ф ., М усаев К .М ., Тенишев Э .Р . К 100-летию со дня рожде ния Ф .Р . Исхакова //В о п р . филологии. М., 2001. № 3(9). Е.К. Побызакова, Л.А. Шамина ИСЧЕЗАЮЩИЙ ЯЗЫК, чаще других используе мый сегодня рус. эквивалент англ. термина «епс1ап§егес1 1ап§иа§е». Параллельно используется также более точ ный перевод этого термина —язык (находящийся) под угрозой исчезновения. Применяется по отношению к языку, для к-рого существует угроза сужения сферы его функционирования вплоть до полного прекраще ния использования. На протяжении всей истории человечества одни язы ки исчезали, др. возникали. Язык умирает, когда на нем перестают говорить. В XX в., особенно во 2-й пол., ис чезновение языков достигло угрожающих масштабов. Больше других угрозе исчезновения подвергаются язы ки небольших этнич. групп —малочисл. народов. Изв. амер. лингвист М. Краус дает следующую классификацию степени угрозы существованию языка. Малые языки (с малым кол-вом говорящих), контакти рующие с языками, обладающими большой функцио нальной мощностью (гос., офиц., регион.), как правило, могут быть отнесены к языкам, находящимся под угро зой исчезновения. Но пока существует естеств. передача языка от родителей к детям у большинства членов эт нич. группы, степень угрозы минимальна, и такой язык предлагается называть нестабильным (среди языков Сибири к этой группе можно отнести тундровый и лес ной ненецкие, чукотский, долганский ). Если естеств. передача языка детям прервана сравнительно недавно (молодежь еще говорит на языке, но дети языком уже не владеют), язык переходит в состояние серьезной уг розы, но здесь еще возможна остановка процесса язык, сдвига, поскольку молодые родители, в принципе, в состоянии передать язык детям, если у них возникнет такая потребность (среди языков Сибири к этой груп пе могут быть отнесены сиб. юпик и нивхский). Следу ющая, более высокая степень угрозы наступает, когда мл. носителям языка уже не 20—35, а 45—55 лет: тогда язык в опасности, т. к. уже нет надежды, что родители передадут язык своим детям, т. к. не знают его сами (из сиб. языков в подобной ситуации находятся ульч- ский, орокский, чулымский, негидальский, нанайский, удэгейский, орочский, алюторский, язык науканских эскимосов, юкагирский, ительменский). Наконец, если возраст мл. носителей языка не менее 60 лет, то язык переходит в критич. состояние, его существование те перь зависит от пожилых людей, к-рых становится все меньше (в Сибири в подобной ситуации находятся ке- рекский и алеутский я з . ). При этом язык, ситуация на разных территориях распространения языка может быть различной. Так, эвенкийск., эвен, и хантыйск. яз. на отд. территориях расселения этносов передаются от родителей к детям, и, следовательно, могут быть отне сены к нестабильным. В то же время в нек-рых груп
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2