Историческая энциклопедия Сибири I
изучается в широком контексте взаимодействия «вне шних» (соц.-экон., идеолого-полит.) и «внутренних» (статус, мировоззрение, стереотипы поведения, меха низмы дифференциации и консолидации и т. д .) по от ношению к самой интеллигенции факторов. Ведутся актив, разработки тем, лежащих на стыке различ. обществ, наук, используются междисциплинар. методы исслед-я. Значит, достижением в данной области является цикл публикаций В.Г. Рыженко о месте и роли интеллигенции в формировании и развитии городов — центров Сибири в 1920-е гг. В них реализован синтез ист.-культуролог, подхода с теор.-методол. разработка ми совр. урбанистики (городоведения). Предложенная ею исслед. модель позволяет выявить формы и степень участия интеллигенции в создании новых ориентиров в культур, пространстве круп, городов (формирование и закрепление образов и символов регион, и локал. идентичности). Регион, исслед-я последнего 15-летия также характе ризуются расширением предмет, областей истории сиб. интеллигенции. Появились труды, выполненные в ши роких хронол. рамках, охватывающих значит, и ранее монографически не освоенные периоды истории XX в. В книге Н.Я. Артамоновой анализируются процессы формирования и деят-ти интеллигенции на тер. Вост. Сибири с кон. XIX до сер. XX в. Монографии В.Н. Ка зарина (Иркутск) и С.Г. Сизова (Омск), посвященные динамике социокультур, и полит, изменений в облике и функциях отрядов творч. интеллигенции (ученые, преподаватели, писатели и др .) Вост. и Зап. Сибири в послевоен. 20-летие (сер. 1940-х — сер. 1960-х гг.). С.Д. Бортникову принадлежит пока единств, круп, работа, в к-рой рассматриваются тенденции соц. раз вития и проф. деят-ти худ. интеллигенции Сибири в 1960—70-е гг. Активно пополняется сегмент И., связанный с изуче нием формирования и эволюции интеллигенции в нац. регионах Сибири. Появились значит, труды, в к-рых соц. развитие данной категории исследуется в широ ком контексте этнич. истории Якутии (Е.П . Антонов, Н.Н. Дьяконова), Бурятии (К.Ю . Хандархаев, Г.Д. Ба зарова, Е.Т. Базарова, С.В. Балдано), Хакасии (Н.А. Дань- кина). Продолжает свои многолетние плодотворные ис- след-ния в данной сфере И.И. Осинский. Указ. исслед-я объединяет стремление к осуществлению макс. полной и объективной ист. реконструкции феномена зарожде ния, становления и развития интеллигенции корен, на родов Сибири. Региональная культурная политика. При изучении динамики культур, процессов в Сибирском регионе в сов. И. приоритет, место занимало исслед-е феномена «культурной революции», под к-рым в марксист, интер претации подразумевалось создание в нашей стране но вого типа культуры —социалистической и формирова ние типа личности, адекватного новому обществ, строю. Отсюда события рев. и пострев. эпох в сфере культуры трактовались в системе координат клас. борьбы и про тивостояния 2 культур (сов. и бурж.). Анализ культур, политики выступал в построениях сов. И. системооб разующим элементом. Впервые ретроспективное науч. исслед-е практики ее реализации в Сибири в рамках 1-х лет сов. власти провел В.Л. Соскин в своих фун дамент. монографиях 1965 и 1972. В них содержался глубокий анализ культур, событий и процессов в реги оне под влиянием действия экстремальных соц.-полит, факторов. Сделанные в них выводы и оценки (о сохра нении и воспроизв-ве культур, институтов и практик в условиях радикал, трансформаций, о значении и влия нии идеологии и политики на преобразования в духов. сфере, о роли гос-ва как регулятора культур, механиз мов при утверждении сов. строя и др .) были новатор скими для своего времени и сохраняют свою истори огр. ценность. В 1980-е гг. новосиб. школой историков культуры был предложен новый теор.-методол. подход к ана лизу соц.-культ, процессов, в основу к-рого положен адаптированный к условиям конкретно-ист. изучения инструментарий общенауч. систем, подхода. В центр ист.-культур, исслед-я выдвинулись понятия «культур ный потенциал» и «социальный институт», операциона- лизация к-рых позволила перевести на более высокий уровень регион, работы, анализировавшие механизмы разработки и практики реализации сов. культур, по литики, в т. ч. применительно к сферам науки, обра зования, худ. и массовой культуры, чему посвящены труды В.Л. Соскина, Е.Г. Водичева, Е.Т. Артемова, М.Г. Шуряк и др. С.А. Красильников Наука и высшее образование в Сибири. Вплоть до кон. 1950-х гг. работы по истории науки и высш. об разования в Сибири находились на периферии ист. ис след-й. Ист. работы, посвященные развитию науки в Си бирском регионе и изданные в 1920-х —сер. 1950-х гг., представляли собой немногочисл. и фрагментар. пуб ликации, не отражающие процесс формирования и раз вития науч. потенциала в Сибири в целом и его специ фич. особенности. Во 2-й пол. 1920-х гг. традиц. фор ма историко-науч. исслед-й —это статьи, посвященные юбилейным датам в жизни и деят-ти известных ученых, науч. обществ и учреждений. В эти годы появляются и 1-е издания, написанные в жанре очерков и базиру ющиеся на солидной источниковой базе. К ним могут быть отнесены работы о развитии науки в 2 круп, цент рах образования и науки в Сибири — Омске (1930) и Томске (1928). В дальнейшем на протяжении почти 30 лет история науки в регионе не вызывала явного ин тереса со стороны проф. историков. Ситуация изменилась лишь в кон. 1950-х гг. В 1957 было принято решение о формировании крупнейшего науч. центра на востоке страны — Сибирского отделе ния АН СССР. Это событие, радикально изменив облик региона, до этого «не избалованного» вниманием «боль шой науки», вызвало резкий рост внимания к процессам развития науки на востоке СССР. В центре проблем ного поля оказались сюжеты, связанные с созданием и развитием акад. комплекса в Сибири. Однако ист.-на уч. исслед-я выходили за рамки истории акад. науки, охватывая как др. сегменты орг-ции науч. исслед-й и высш. проф. образования в регионе, так и более ранние периоды сов. истории. Интерес исследователей (Ф .Н . Кузнецов, Л.Л. Кор нилов, В.Л. Соскин, неск. позднее —В.А. Миндолин, Л.Г. Баландина) оказался сосредоточен на особеннос тях науч. стр-ва в регионе и создания регион, сегмен та высш. проф. образования в период после окончания Гражд. войны. В ряде публикаций этих авторов освеща лись проблемы реформирования высш. школы, форми рования новой структуры орг-ции исслед-й в регионе, история науч. экспедиций. Наиболее весомые обобще ния, характеризующие регион, проекции формирующей ся сов. политики в области науки и высш. проф. образо вания, содержатся в работах В.Л. Соскина, в т. ч. в его моногр. исслед-ях, вышедших уже в кон. 1980-х —нач. 2000-х гг. («Сибирь. Революция. Наука» (1989), «Вы сшее образование и наука в Советской России: первое десятилетие (1917—1927 гг.) (2000), и др.). Истории «советизации» науч. работников Сибири и развитию в регионе высш. проф. образования в 1930-х гг.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2