Историческая энциклопедия Сибири I

А.Е. Плотников на основании данных переписи 1897 осуществил предварит, подсчет ее числ., но мы не зна­ ем, как она изменялась в последующем. Появились 1-е исслед-я, посвященные анализу формирования, об­ раза жизни, проф. и обществ, деят-ти, полит, активно­ сти различ. групп интеллигенции в регионе (А.В. Ли- сичникова, Т.В. Козельчук, М.В. Шиловский). Среди них монографии К.Ю. Хандархаева и Н.Н. Дьяконовой, в к-рых проанализирован процесс складывания интел­ лект. элиты у бурят и якутов в нач. XX в. М. В. Шиловский Лит.: Оглоблин Н.Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592—1768). М., 1895—1901. Ч. 1—4 , Андреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири. М.; Л., 1965. Вып. 1, 2; Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Русское население и земледельчес­ кое освоение. Новосибирск, 1960. Вып. 1; 1965. Вып. 2; Исто­ рия Сибири с древнейших времен до наших дней. Л., 1968. Т. 2; Мирзоев В. Г. Историография Сибири (Домарксистский период). М., 1970; Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в кон­ це XVI — начале XVIII века. М., 1972; Миненко Н.А. Северо- Западная Сибирь в XVIII —первой половине XIX в. Новосибирск, 1975; Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. Новосибирск, 1982; Горюшкин Л .М ., Миненко Н.А. Историография Сибири до­ октябрьского периода (конец XVI —начало XX в.). Новосибирск, 1984; Иванов В.Н. Историческая мысль в России XVIII —середи­ ны XIX в. о народах северо-востока Азии. М., 1989; Резун Д.Я. Очерки истории изучения сибирского города. XVIII век. Новоси­ бирск, 1991; Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Но­ восибирск, 1995; Миллер Г.Ф. История Сибири. М., 1999—2005. Т. 1—3; Ананьев Д.А., Комлева Е.В., Раев Д.В. и др. «Новые зем­ ли» и освоение Сибири в XVII—XIX вв. Очерки истории и истори­ ографии. Новосибирск, 2006. 1917—1990-е гг. Промышленно-транспортное развитие и рабочий класс Сибири. До кон. 1980-х гг. изучение истории раб. класса и пром-ти оставалось одной из приоритет, тем сов. И., что определялось, в первую очередь, принцип, положениями марксизма о доминирующей роли рабо­ чих в совр. обществ.-полит, системах и о пром-ти как основе социализма. Внимание исследователей сосредо­ точивалось гл. обр. на фабрично-заводской пром-ти и рабочих, занятых в круп, произв-ве, к-рые рассматри­ вались как гл. движущая сила ист. прогресса. Одной из центр, проблем в изучении истории пром,- транспорт. освоения Сибири в сов. период стала индуст­ риализация : ее источники, методы и результаты осу­ ществления, регион, особенности. 1-е публикации по­ явились в кон. 1920-х —нач. 1930-х гг. и имели хар-р обсуждения возможных вариантов индустриализации региона. В них подводились итоги развития сиб. пром-ти в период нэпа, давалась оценка ресурсной базы индуст­ риализации (сырьевой, кадровой, транспортной и др.), обсуждалось место Сибири в геогр. разделении труда. К этому периоду относится разработка концепции энерго­ производств. циклов (прообраза территориально-про­ изводственных комплексов). Положение сиб. пром-ти в целом, ее отд. отраслей и наиболее круп, предприя­ тий на рубеже 1920—30-х гг. с ист. очерками, анали­ зом проблем, характеристикой потенциала и перспектив развития представлено в Сибирской Советской энцик­ лопедии. Литература 2-й пол. 1930-х —сер. 1950-х гг. ограничена отчетами о реализации гос. планов индуст­ риализации региона. Со 2-й пол. 1950-х гг. начались собственно ист. ис­ след-я. Подготовка в кон. 1950-х —нач. 1960-х гг. фун­ дамент. трудов «История Сибири», «История Бурят­ ской АССР», «Истории Якутской АССР» потребовала ист. реконструкции процесса индустриализации Сиби­ ри. Показаны изменения в отд. отраслях сиб. пром-ти в 1928—37, история создания и деят-ти наиболее круп, пром. предприятий, объем освоенных капиталовложе­ ний и полученной продукции, структур, изменения в сиб. экономике. Рассматривая индустриализацию в кач-ве политики, направленной, в первую очередь, на создание и укрепление круп, тяжелой индустрии как мат.-техн. базы социализма, И.К. Беляев, Г.А. Д о к у ­ чаев, И. И. Комогорцев, П.Г. Матушкин, А. С. М о с ­ ковский и др. относили решение ее осн. задач в реги­ оне к кон. 2-й пятилетки (1937). При общей положит, оценке итогов индустриализации в 1960—70-х гг. были сделаны первые критич. замечания относительно экон. необоснованности нек-рых решений, невыполнения первонач. планов по отд. отраслям (Б .П . Орлов. К этому же периоду относятся первые опыты включения индустриализации в общий процесс соц.-экон. транс­ формации Сибири от аграрного к пром. типу разви­ тия, что позволило расширить хронол. рамки данной проблематики, обозначив их послед, третью XIX в. — 1960-ми гг., и использовать доп. критерии для оценки достигнутых результатов. В таком ключе выполнены ис- след-я И.И. Комогорцева, В .В . Алексеева и В.А. Ла- мина, посвященные соотв. проблемам индустр. освое­ ния Сибири в целом, ее электрификации в 1885—1970 и транспорт, системам сев.-вост. регионов страны. Од­ ним из результатов расширенного подхода к проблемам индустриализации стало развитие в 1970—80-е гг. ист. урбанистики. А.С. Московский и В.А. Исупов проана­ лизировали процесс формирования гор. населения Си­ бири в 1920—30-е гг. Их нек-рые выводы противоречи­ ли офиц. концепции индустриализации, в частн. о том, что одним из гл. источников труд, ресурсов являлась деревня: к кон. 1930-х гг. ее ресурсы оказались факти­ чески исчерпанными, и перспективы развития в связи с этим значительно ухудшились; о мобилизац. хар-ре сиб. индустриализации, потребовавшей концентрации в городах муж. населения и молодежи; и др. Эти выводы были подтверждены и дополнены в результате исслед-й 1990—2000-х гг. по истории раскрестьянивания и кол­ лективизации сиб. деревни и по исторической демог­ рафии Сибири. С кон. 1980-х гг. в поле зрения отеч. исследователей попали ранее закрытые проблемы истории индустриа­ лизации и пром.-транспорт, освоения Сибири в XX в. в целом. В первую очередь вопрос о роли принуд, труда в осуществлении индустриализации, к-рый за рубежом стал обсуждаться с кон. 1920-х гг. Отеч. и зап. исследо­ вателями (С .С . Букин , Л.П. Гвоздкова, О.П. Еланце- ва, А.А. Долголюк, В.Н. Земсков, С.А. Красильников, Д. Норландер, С.А. Папков, А.Б. Суслов, А.И. Широ­ ков, С. Эртц и др .) даны общие характеристики эконо­ мики принуд, труда в СССР, реконструирована история подразделений ГУЛАГ в Сибири и на Д. Востоке и их роль в стр-ве и производств, деят-ти нек-рых крупней­ ших пром. и транспорт, предприятий региона. Одним из важных остается вопрос о месте и роли в индустр.-транспорт, освоении Сибири воен.-пром. комплекса. До кон. 1980-х гг. этот вопрос рассмат­ ривался преим. с точки зрения роли экономики вост. р-нов страны в обеспечении обороноспособности СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. В 1960—70-х гг. в работах М.Р. Акулова, Ю.А. Василь­ ева, Г.А. Докучаева, И.И . Кузнецова, Н .П . Шурано- ва проанализированы аспекты создания и функциони­ рования пром-ти и транспорта региона, решения кадр, проблемы, труд, подвига рабочих Сибири, представле­ на история отд. предприятий. Возможность доступа к ранее закрытым источникам позволила В.А. Ламину, И .М . Савицкому, Н.П. Шуранову в 1990—2000-х гг. приступить к изучению собственно оборон, пром-ти, не ограничиваясь рамками войны. На конкретно-ист. при­ мерах создания и развития отд. предприятий показаны

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2