Историческая энциклопедия Сибири I
щихся деятелей православия. В 1998 под ред. епископа Новосибирского Сергия вышел том житий сиб. святых. Начиная с 1990-х гг. работы сиб. и дальневост. церк. историков стали появляться во мн. изданиях Сибири и Д. Востока, в т . ч. в возрождаемых епархиальных ведо мостях, а также в Православной Энциклопедии. Общественное сознание, социальный протест. Яв ления соц. протеста сибиряков, восстававших против притеснений и коррумпированности властей, против увеличения налогов и отработок, отмечались уже ис ториками XVIII в. Г. И. Новицким, И.Г. Гмелином, Г.Ф. Миллером, П.С. Палласом, И .П . Фальком. Ква лифицировались подобные факты как «беспорядки», «бунты», «шатости». В этногр. работах Г.Ф. Миллера подчеркивалась их связь с насилиями мест, админист рации. Об этом же писали С. П. Крашенинников и А .Н . Радищев. На связь крест, побега с религ. сознанием староверов указывали историки XIX в. Г.И. Спасский, А. Принтц, С.Н. Гуляев, занимавшиеся такими яркими сиб. фено менами, как создание в Алтайских горах вольных об щин «каменщиков» и поиски сказочной страны крест, и религ. свобод — «Беловодья». Однако из них лишь С.И. Гуляев видел наряду с религиозными также соц. мотивации побегов крестьян на Алтай. С сочувствием к хлебопашцам описывал сиб. волне ния во время восстания Е. Пугачева и «картофельные бунты» 1840-х гг. историк-демократ А.Н. Зырянов, вы ходец из сиб. крестьян. По его мнению, именно тяжесть податей и повинностей, злоупотребления, с к-рыми стал кивались хлебопашцы, желание защитить обществ, ин тересы вынуждали их открыто выступать против влас тей. А.Н. Зырянов первым обратил серьезное внима ние на роль общинных орг-ций в крест, движении. На богатом фактич. материале впервые привлеченных им к анализу источников он показал, что именно взаимо действие общин придавало протесту элементы органи зованности и размах. Историки-областники вслед за А.П. Щаповым рас сматривали побеги и бунты как формы соц. протеста, объясняя их неправильной политикой, злоупотребле ниями центр, и мест, властей и борьбой с ними «воль нонародной Сибири». Г.Н. Потанин писал: «Вольнона родная Сибирь сдалась не без борьбы, местные горо да бунтовали против назлевшего воеводы, хватали его, заковывали в кандалы, бросали в тюрьму, объявляли круг, избирали временное правительство». В.И. Семевский на богатом материале источников обрисовал картину волнений в приписной деревне и на сиб. зол. приисках. Подобно др. историкам-народни- кам он писал об этих протестах с большим сочувствием к труд, люду, старался вскрыть соц. корни массовых народ, выступлений. В.И. Семевский затронул также важную тему зависимости правительств, законодат-ва и распорядит. актов от широты этих выступлений, осо бенно в XVIII в. Конкрет. описания сиб. гор. восстаний XVII в. в Томске и Красноярске принадлежат перу либерал, ис торика Н .Н . Оглоблина, работавшего с документами обширного фонда Сибирского приказа и составивше го ценнейший 4-томный их обзор. Деловая переписка приказа позволила Н.Н. Оглоблину выявить последо вательность гл. событий этих бунтов, состав их участ ников. Осн. причиной восстаний он считал «воеводское нахальство»: челобитные бунтовавших горожан опи сывал как бесконечные «вариации на тему воеводских злоупотреблений ». Для сов. историков тема народ, движений как про явлений классовой борьбы стала одной из ведущих. Высоким науч. уровнем, богатой источниковой базой и яркостью изложения выделяются работы С.В. Бахруши на. Исследуя соц. отношения, взгляды разных слоев сиб. населения XVII в. на воеводское упр-ние, С.В. Бахру шин писал об острых вспышках соц. протеста в Манга- зее и Тобольске. Наиболее полно он осветил по столбцам Сибирского приказа «великую красноярскую шатость» 1695—99. Историк не упустил возможностей, предостав ляемых документами, связать события краснояр. бунта со спецификой обществ, сознания сиб. служилых. Он пишет о популярности в этой среде Степана Разина и участников стрелецких восстаний, о слухах про стран ные бытовые реформы Петра I, о «своеобразном строе военного товарищества» у краснояр. казаков, что опре делило такие характер, черты восстания, как роль «кру гов», выборность новых «воровских» властей города. Одновр. он приводит документы, свидетельствующие о надеждах восставших на справедливое царское реше ние конфликта. Конфликты сиб. горожан с властями в XVII в. изу чались З.Я. Бояршиновой (Томск) и В.А. Александро вым (Енисейск). Исследуя историю Томска, состав его населения, З.Я. Бояршинова остановилась и на томс ких восстаниях служилых, крестьян, ясашных в 1630— 40-х гг. Она нашла новые источники, позволившие в цифровом исчислении определить состав участников движения 1648—49, привлечь повествоват. сведения об итогах «розыска» и наказании инициаторов бунта. Как и Е.В. Чистякова, писавшая в это же время обо всей серии рос. гор. восстаний сер. XVII в., З.Я . Боярши нова видит в томских событиях сиб. звено общего про теста горожан страны. Разным формам соц. протеста гос. крестьян Сиби ри XVIII—XIX вв., от участия в движении Е. Пугаче ва до побегов, посвящены работы А.И. Андрущенко, А.А. Кондрашенкова, Д.И. Копылова, Т.С. Мамсик. М.М. Громыко обратилась к изучению тех явлений обществ, сознания сиб. крестьян, к-рые формировали их труд, навыки, привычки умелого ведения хоз-ва, мирс кую солидарность. При этом впервые в годы господства офиц. атеизма она осмелилась акцентировать внимание на сведениях выявленных ею источников, свидетельст вовавших о том, что основой этих навыков являлась ис кренняя и прочная правосл. вера сибиряков. Позднее, перейдя к анализу общерус. материала о формах про явления глубокой религиозности в народ, среде, иссле довательница не раз приводила и сиб. материал. Внимание к анализу форм религ. и полит, обществ, сознания, к изучению повседневности, проявившееся в мировой историографии в 1960-х гг. под влиянием зна менитой школы «Анналов», стимулировалось в Сибири и материалами, наблюдениями участников новосиб. и урал. археогр. экспедиций. Здесь начинаются исслед-я специфики религ. сознания староверов, их догматич. поисков, а также церк. быта прихожан РПЦ. С изучением обществ, сознания сибиряков В.А. Алек сандров и Н.Н. Покровский тесно связали в своей моно графии 1991 анализ взаимодействия и конфликтов меж ду гос. властью и сиб. мирскими орг-циями в XVII в. Еще за 3 года до этого Н.Н. Покровский, обнаружив ший и проанализировавший большой комплекс доку ментов о Томском восстании 1648—49, изучал эти про цессы на локальном, но ярком и убедит, материале гор. челобитных, воеводских отписок, следств. дел. Оба ис торика доказывают, что и в спокойные, и в «бунташ- ные» времена поведение сибиряков определялось их соц. сознанием, взглядами на отношения власти и об-ва в сословно-представит. монархии как на союз справед ливого государя и миров, где царская власть обязана
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2