Историческая энциклопедия Сибири I
фактич. освоению региона. Ею прослежена роль инсти тута генерал-губернаторства как связующего звена меж ду Центром и регионом, не раз дававшего возможность донести до имп. престола известия о нуждах края. Исслед-е механизмов упр-ния в широком геогр. (вся Сибирь) и хронол. (нач. XIX —нач. XX в .) диапазо не провел А .В . Ремнев. Проследив эволюцию прави тельств. политики, он пришел к выводу, что одной из гл. причин низкой результативности адм. реформ явля лось стойкое недоверие Центра к сиб. общественности и мест, администрации. Попытки найти оптимальное со отношение территор. и отрасл. принципов без широкой опоры на мест, силы были обречены на провал. Полити ка «имперского регионализма» не давала возможности решить кадр, проблемы аппарата упр-ния, вопрос о при менимости общих законов к реальным мест, условиям. А.В. Ремнев обратил внимание на сложность отношений между генерал-губернаторами и губернаторами, этими последними и членами советов гл. упр-ний. Православие, Церковь, старообрядчество. Впер вые сведения о распространении православия в Сибири, церк. стр-ве, монастырях, содержавшиеся в сиб. лето писях и гор. архивах, собрал и обобщил Г.Ф. Миллер. Он изложил на осн. этих данных историю создания Тобольской епархии, подчеркнув важную роль в этом деле отца государя Патр. Филарета. В нач. XIX в. о роли Церкви в колонизации Сиби ри, в жизни сибиряков писал П.А. Словцов. Появление церквей в Сибири он считал заслугой царя Бориса. Свя зывая создание Тобольской епархии с заботами «бла гочестивого царя Михаила» и Патр. Филарета, он под черкивал, что они стремились при этом к искоренению среди первых рус. насельников Сибири таких пороков, как пьянство, многоженство, к укреплению авторитета приходского духовенства, на к-рое падала гл. забота о добром поведении сибиряков. П.А. Словцов рассказы вал о миссионер, деят-ти Церкви, в первую очередь о стараниях митр. Филофея; он считал, что «вселенский замысел Петра о распространении православия» не мог быть успешным, ибо здесь требовалась постепенная про свет. работа миссий. Проблемам сиб. церкви XVII в. и биографиям ее первых архиереев посвятил свои труды харьк. историк П.Н. Буцинский. Обнаружив переписку царя и патри арха по поводу создания Тобольской епархии и назначе ния ее главой архиеп. Киприана, П.Н. Буцинский смог доказать решающую роль моек, властей в этом важном деле, отметить появление разногласий между сиб. вое водами и церк. администрацией. В своих публикациях арх. материалов касались сиб. церк. быта историки Н .Н . Оглоблин и М.К. Пет ровский. Наиболее многочисл. группу исследователей 2-й пол. XIX —XX в., занимавшихся проблемами православия в Сибири, составили церк. историки А. И. Сулоцкий, Н. Абрамов, П. Громов, Д.Н. Беликов и др. Д.Н. Бели кову принадлежат первые моногр. исслед-я томск. старо обрядчества, в основу к-рых легли материалы мест. церк. архивов. В это же время осуществлялись публикации но вых источников об истории сиб. епархий (напр., издание Мелетием (Якимовым) в 1875 сб. «Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края» и др.). После 1917, когда объективные исслед-я по церк. истории были крайне затруднены, И. этой темы надол го прерывается. Чуть ли не единств, исключениями являются монография Е.Э. Бломквист и Н.П. Гринь ковой (1930) о бухтарминских староверах, основанная на материалах их этногр. экспедиции, но богатая так же общеист. сведениями, а также работа А. Г. Базанова (1936), исследовавшего вопрос о миссионер, школах на Кр. Севере и об эволюции гос. политики в этом вопро се. Последняя совр. комплекс, работа о «каменщиках» (этнич. состав, места выхода, хоз. комплекс, структура религ. течений и т. п.) принадлежит перу Т.С. Мамсик. Она пришла к выводу о том, что это сообщество не было «русским», а стало таковым в результате воздействия мн. факторов, в т. ч. «раскола». С книги было снято назв. «Бухтарминская община» ввиду полит, ситуации на границах СССР. С новосиб. археогр. экспедициями и формировани ем археогр. исслед. центров связано возрождение в сер. 1960-х гг. интереса к истории православия в Сибири. В статьях и монографиях М.М. Громыко, Н .Н . Покровс кого, его учеников Н .Д . Зольниковой, Н.С. Гурьяновой, A.Т. Шашкова, А.И. Мальцева, О.Д. Журавель, Л.В. Ти товой и др. поднимается широкий круг проблем на род. православия в Сибири, религ. обществ, сознания, истории старообрядчества. Н.Н. Покровский по доку ментам Тобольской консистории и архивов центр, церк. ведомств впервые нарисовал цельную картину истории урало-сиб. старообрядчества, особенно главных в реги оне согласий —часовенного и поморского; совместно с Н.Д. Зольниковой проанализировал найденные в экс педициях памятники ранее неизвестной народ, старо обрядческой лит. XVIII—XX вв. Он изучал также гос. законодат-во XVII—XVIII вв. по проблемам правосла вия, отношение в это время между светскими и духов, властями. В 2 монографиях Н.Д. Зольниковой впервые рассматривались вопросы о месте духовенства Сибири в сосл. системе империи, давалась подробная характе ристика разных сторон жизни сиб. приходской общины РПЦ в XVIII в. А.И. Мальцев изучил историю согла сия бегунов-странников, к-рое сыграло немалую роль в вольнонарод. колонизации Сибири. Источники вывели новосиб. археографов еще в сов. время на изучение ис тории правосл. догматики в РПЦ и в староверии (рабо ты Н .Н . Покровского, Н.Д. Зольниковой, А.И. Маль цева,Т.В. Панич, Н.С. Гурьяновой). В последние десятилетия тема истории Церкви и различ. конфессий стала чрезвыч. популярной. Защи щены десятки диссертаций, мест, изд-ва выпустили не мало печ. работ на эту тему. На массовом арх. мате риале, впервые вводимом в науч. оборот, основаны ис след-я А.П. Николаева (история правосл. приходской общины у народов сев.-запада Сибири); Н.А. Мухор- товой (сиб. гор. приходская община в 1-й пол. XIX в.); B.А. Есиповой (приходское духовенство Зап. Сибири во 2-й пол. XIX в.), О.Е. Наумовой (история Иркут ской епархии); Ф .Г . Сафронова, И .И . Юргановой (история христианства в Якутии); В.И. Косых (исто рия Забайкальской епархии в кон. XIX —нач. XX в.); Е.М. Главацкой (история миссионерства на сев.-запа де Сибири); Л .И . Сосковец (история конфессий Зап. Сибири в 1940—60-е гг.) и др. Историю сиб. новому- чеников XX в. фундаментально изучает С.Г. Петров. Предпринимаются первые попытки обобщения достиг нутых результатов (издан двухтомник А.П. Саннико ва и А.В. Дулова по истории правосл. церкви в Вост. Сибири). Мн. аспекты истории сиб. старообрядче ства нашли отражение в трудах С.А. Белобородова, Л .Н . Приль, Ю.В. Боровик, Л .Н . Сусловой, И.В. Куп рияновой, Н.А. Старухина и др. В 3-й четв. XX в. происходит возрождение сиб. церк. И. Еще в 1970-е гг. появилось источниковед. исслед-е материалов по истории Алтайской духовной миссии, выполненное новосиб. ученым протоиереем о. Бори сом (Пивоваровым). В сферу науч. интересов о. Бори са входит также история сиб. епархий, святых, выдаю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2