Историческая энциклопедия Сибири I
ИСТОРИКО КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИ БИРИ. Закон РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» принят в 2002. К объектам культур, насле дия относятся объекты недвижимого имущества вместе с произведениями живописи, скульптуры, декор.-прикл. искусства, объектами науки и техники и иными пред метами мат. культуры, возникшие в результате ист. со бытий, представляющие ценность с точки зрения исто рии, археологии, архитектуры, градостр-ва, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, соц. культуры и являющиеся свидетельством эпох и ци вилизаций, источниками информации о зарождении и развитии культуры. Закон устанавливает виды (ст. 3), категории ист.-культур, значения (ст. 4), правила гос. охраны объектов И.-к. н. (ст. 6). Согласно закону, в РФ ведется единый гос. реестр объектов культур, наследия, содержащий сведения о памятниках истории и культу ры (ст. 15); определяется порядок отнесения объекта к категории памятника истории и культуры и включения его в реестр (ст. 18, 19, 21); устанавливается порядок сохранения объекта культур, наследия (гл. VII); рас сматриваются ист. поселения (гл. XII). Закон гласит: «Историческим поселением является городское или сельское поселение, в границах террито рии которого расположены объекты культурного насле дия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в про шлом, представляющие собой археологическую, исто рическую, архитектурную, градостроительную, эстети ческую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытнос ти народов РФ , их вклада в мировую цивилизацию. В историческом поселении государственной охране под лежат все исторически ценные градоформирующие объ екты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой и т. д.» (ст. 59). На тер. Зап. и Вост. Сибири (за искл. Тувы и Я к у тии) на основании постановлений Коллегии Мин-ва культуры РСФСР № 12 от 19 февр. 1990 и Президи ума Центр, совета ВООПИиК № 12 (162) к ист. насе ленным местам отнесены 34 города, в т. ч. Барнаул, Бийск , Горно-Алтайск, Улан-Удэ, Бабушкин , К я х та, Иркутск, Киренск, Нижнеудинск, Усолье-Сибир- ское, Кемерово, Мариинск, Новокузнецк, Красноярск, Ачинск, Енисейск, Канск, Минусинск, Новосибирск, Куйбышев, Омск, Тара, Тюкалинск, Томск, Тюмень, Ишим, Салехард, Тобольск, Ялуторовск, Чита, Нер чинск, Петровск-Забайкальский, Сретенск, Шилка', 6 раб. поселков, в т. ч. Баргузин, Селенгинск (Респ. Б урят ия ), Колывань, Сузун ( Новосибирская обл.), Берёзово ( Тюменская обл.)', 8 сел, в т. ч. Александров ское, Вельск, Верхоленск, Урик, Усть-Куда ( Иркут с кая обл.), Ермаковское, Тасеево (Красноярский кр.), Шушенское, Нарым (Томская обл.). На тер. Зап. и Вост. Сибири находится в общей сложности ок. 18,6 тыс. памятников И.-к. н. Из них в обл. и краевых центрах —ок. 2,4 тыс. памятников. По типам разделение примерно (отсутствуют полные офиц. сведения) следующее: 6 440 памятников архитектуры, 3,3 тыс. памятников истории, 160 памятников искусст ва, 8,7 тыс. памятников археологии. Среди наиболее значимых объектов И.-к. н. Сиби ри: Пазырыкские курганы, археол. памятники раннего железного века (V—III вв. до н. э .) в долине р. Пазы- рык и плато Укок в бас. р. Катунь на Алтае; ист.-архит. ансамбль Тобольска —музей-заповедник, 1-й и единств, в Сибири камен. кремль, гостиный двор и «Шведская палата» (нач. XVII—XVIII в.); мемор. комплекс «Дека бристы в Иркутске» и архит. комплекс центр, площади Иркутска, к-рый образуют Спасская церковь (1706— 10) и Богоявленский собор (1718—46); постройки И р кутского Знаменского жен. мон-ря (1689); заповедник «Столбы» и дом-музей В.И. Сурикова в Красноярске; ист.-этногр. и архит. музеи народов Сибири (Иркутск, Новосибирск, Улан-Удэ); здание Театра оперы и балета в Новосибирске; памятники деревян. и камен. архитек туры (Томск, Тобольск, Тюмень, Иркутск и др.); па мятники архитектуры и градостр-ва сов. периода (Н о вокузнецк, Новосибирск, Кемерово, Омск); объекты пром. архитектуры XVIII—XIX вв. (Барнаул, Сузун); особо охраняемые и заповедные природно-ландшафт. объекты (оз. Байкал, Телецкое оз. и др.); мемор. ан самбли памяти воинов-победителей в Великой Отечес твенной войне (Новосибирск, Новокузнецк, Барнаул, Омск и др.). Лит: Памятники Сибири. М., 1974; Памятники истории и культуры Сибири. Новосибирск, 1978; Информационный вестник Всерос. об-ва охраны памятников истории и культуры. 1990. № 3; Материалы междунар. науч.-практич. семинара «Развитие истори ческих центров сибирских городов с учетом сохранения историко- культурного наследия: проблемы и новые подходы». Новосибирск, 1997; Материалы III Сиб. симпозиума «Культурное наследие на родов Западной Сибири». Тобольск, 2000. М. Р. Колпакова ИСТОРИОГРАФИЯ СИБИРИ. XVI - 1-я пол. XIX в. Присоединение к России Сибири и ее заселение русскими. Долгие годы при рассмотрении данной про блемы в центре внимания находилась история похода Ермака. Ввод в науч. оборот сибирских летописей про яснил осн. события этого похода, но и привел к первым концептуальным спорам. Они опирались на существ, различия в описании похода в 2 летописях —Есиповс- кой и Строгановской. Первая была создана в 1636 ар хиепископским дьяком Саввой Есиповым, использовав шим «Написание» ермаковских казаков (1622) и состав ленный на его базе поминальный «Синодик ермаковым казакам». Ермак, по С. Есипову, —орудие Господней и царской воли, а итог похода —христианское просвеще ние сиб. народов и утверждение власти над ними пра восл. царя. Это было важной новацией. В моек. «Но вом летописце» кон. XVI в. ермаковские казаки назы вались «ворами». Строгановская летопись, вышедшая из окружения промышленников, «именитых людей» и основанная на документах их архива, гл. роль в подго товке похода Ермака отводила этим последним. В XX в. было высказано мнение о том, что изначаль но существовала еще одна, демокр. концепция, отдавав шая гл. роль в присоединении Сибири самим казакам, т. е. народ, массам («Описание новые земли Сибир ского государства» Н. Венюкова, Кунгурская летопись, «История Сибирская» тобольского сына боярского С. У. Ремезова). Но следует отметить, что и др. источ ники XVII в. не отрицали этой роли. Дискуссии о том, являлся ли поход Ермака первым актом освоения Сибири силами гос-ва или был проек том Строгановых, в течение длительного времени сво дились (но с большими оговорками!) к вопросу о том, какая из 2 летописей, Строгановская или Есиповская, основывалась на более древ, и более надежных источ никах. Убежденный «государственник» Н.М. Карамзин считал Строгановскую летопись «достовернейшей всех иных», но подчеркивал, что организаторы казачьего похода, как и Ермак, оказались проводниками царской политики на востоке. Выдающийся сиб. просветитель П. А. Словцов критиковал Строгановскую летопись, он утверждал: «Возобладание Сибирью, возобладание не шаткое, конечно, было творением царским». Один из основателей сиб. областничества Н .М . Ядринцев так
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2