Историческая энциклопедия Сибири I

согласно к-рым предписывалось изучение животных, птиц, рыб, сбор сведений о находках и залегании иско­ паемых животных, органической жизни в р-не Ленского бас., миграциях отд. представителей живот, мира Сиби­ ри, распространении болезней и способах их лечения и др. Исленьев собрал сведения по истории, этнографии и географии посещенных им мест. В ряде пунктов им описаны церкви, число дворов, состав населения, тор­ говля, жилища, праздники, верования, обряды и т. д. Далеко не все требования были выполнены в полном объеме, однако опубликованный разноплановый мате­ риал составил целую эпоху в развитии геогр. знаний о стране. Данные Исленьева вошли в составленный С.Я. Румовским каталог координат мн. точек, способ­ ствовавший значит, улучшению качества карт Геогра­ фического департамента АН. Результаты наблюдений за Венерой были опубликованы в России и за рубежом и оценены как наиболее на то время полные. Соч.: Наблюдения по случаю прохождения Венеры по Солн­ цу, в Якуцке, учиненные капитаном Иваном Исленьевым. СПб., 1769. Лит.: Гнучева В .Ф . Материалы для истории экспедиций Ака­ демии наук в XVIII и XIX веках. М.; Л ., 1940; Она же. Географи­ ческий департамент Академии наук XVIII века. М.; Л ., 1946; Р у ­ новский С. Я. Наблюдения явления Венеры в Российской империи в 1769 г. учиненных. СПб., 1771; Ширина Д .А . Петербургская Ака­ демия наук и Северо-Восток. 1725—1917 гг. Новосибирск, 1994. А.Н. Шишигина ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ И ИНСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, назв. и самоназв. 2 направлений в рус. православии, окончат, оформившихся в кон. 1920-х гг. Вопрос о самостоятель­ ности этих религ. движений, имеющих значит, сходство в своей истории, взглядах и обряд, практике, остается дискуссионным. Возникновение ИПХ—ИПЦ связано с расколом РПЦ после Декларации митрополита Сергия (1927). Против­ ники перехода Церкви на позиции лояльности к сов. гос-ву объявили себя носителями истин, православия, отказались от литургич. и адм. общения с Моск. патри­ архией и перешли на нелегал, положение («катакомб­ ная церковь»). По формал. основаниям ИПХ—ИПЦ, ввиду полного орг. отхода от РПЦ, можно отнести к объединениям сек­ тант. типа, таким как «религиозные новообразования», «внецерковные православные объединения». С рус. сек­ тантством, возникшим на почве православия (хлыстовст- вующие, духоборы, молокане), их объединяло враж- деб. отношение к Церкви. Но если рус. секты вообще не признавали РПЦ как институт, то ИГ1Х—ИПЦ отри­ цали лишь совр. им церковь в лице Моск. патриархии, каноничность ее священства и совершавшихся таинств. С точки зрения догматич. и частично обрядовой они с православием не порывали. Трансформации подвергся порядок совершения части таинств (причащения и по­ каяния), а священство, миропомазание, елеосвященство, крещение младенцев вообще отсутствовали в культовой практике. Роль священников, репрессир. в 1930-е гг., выполняли наиболее авторитет, верующие, в т. ч. жен­ щины, был развит институт «божьих людей» —угодни­ ков, старцев, странников. ИПХ—ИПЦ создавали свои подпол, общины, включая монашеские. Молельни уст­ раивались в домах верующих, молитв, собрания прово­ дились тайно. Ситуация самоизоляции превращала их сторонников в радикально настроенных верующих, не желавших иметь ничего общего с грехов, миром (секты молчальников, непишущих). Сов. власть ИПХ считали властью антихриста, из нежелания поклоняться к-рому проистекали неучастие в обществ, и гос. делах, отказ от участия в выборах, отри­ цание сов. паспорта (с печатью антихриста), неприятие колхозов, а также отказ служить в армии. ИПХ—ИПЦ никогда не стремились к регистрации своих орг-ций. В сов. время ИПХ—ИПЦ традиционно рассматривались как одни из самых реакцион., фанатич. и опасных ре­ лиг. деноминаций и последовательно преследовались. В Сибири представители ИПХ—ИПЦ появились в результате ссылки из европ. части страны по обвине­ ниям в контррев. и антисов. деят-ти, а также как рас­ кулаченные. В 1940—50-е гг. осуществлено неск. спец. массовых высылок сторонников ИПХ—ИПЦ в Сиб. регион. 1-я орг. депортация верующих (1 673 чел.) из 87 нас. пунктов европ. части СССР относится к июню 1944. В Сибири осн. тер. распространения ИПХ—ИПЦ стали Алтайский кр ., Тюменская и Томская обл. В послевоен. период эти 2 области рассматривались как центры активности ИПХ наряду с традиц. р-нами их деят-ти —Тамбовской, Липецкой, Рязанской, Воронеж­ ской обл. Общины ИПХ—ИПЦ имелись и в Краснояр­ ском кр., Читинской, Иркутской , Новосибирской и Кемеровской обл. Наибольшее кол-во ИПХ в Сибири насчитывалось в 1950—60-е гг. В сиб. общинах состояли наиболее изв. проповедники и рук. движения: Ф. Чес- ноков, А. Пузанов, Д. Козяр, И. Лай (Томская обл.), И. Барабанов ( Новокузнецк), А. Пригарина, А. Сима­ кова (Тюменская обл.). Известны случаи, когда верующих ссылали в Си­ бирь семьями, если только у них еще ранее не отбирали детей. Если на новом месте верующие не отказывались от своих позиций, их вновь подвергали наказаниям как тунеядцев, поскольку чл. ИПХ—ИПЦ категорически от­ казывались работать на сов. предприятиях и в колхо­ зах. Сосланные в тот или иной р-н Сибири верующие за продолжение религ. деят-ти переселялись в более отдален, и необжитые местности. Далеко не все верую­ щие, чья ссылка заканчивалась, возвращались в европ. часть страны, тем не менее состав общин ИПХ—ИПЦ в Сибири был всегда непостоянен из-за частого пере­ мещения (добровольного и вынужденного) их членов. Числ. общин тоже была разной —от 10—15 до 100—150 чел. Осн. часть составляли люди ср. возраста, сделав­ шие свой -релит, выбор вполне осознанно и согласные терпеть за него преследования. Большинство ИПХ бы­ ли малограмотными, женщин в общинах было в неск. раз больше, чем мужчин. Верующие жили на доходы со своих огородов, занимались кустар. промыслом. Муж­ чины создавали бригады плотников, столяров, печни­ ков, брали подряды на стр-во, изготовляли иконы, как для личных нужд, так и на продажу, собирали и про­ давали дикоросы. В целом представителей ИПХ—ИПЦ отличали стой­ кость в вере; стремление возвратиться к традициям пер­ вонач. христианства; ярко выраженный эсхатологизм; трактовка совр. мира как полностью греховного, в к-ром торжествует антихрист; протест в форме ухода от мира, антиэтатизм. Все это в сов. условиях являлось прямым вызовом системе. Постоян. преследования со стороны гос-ва, ситуация изоляции и самоизоляции вели к со­ кращению кол-ва общин, их маргинализации. Последний пик активности ИПХ—ИПЦ, как в це­ лом по стране, так и в Сибири, пришелся на 1960-е гг. Отд. группы верующих встречались в регионе еще в 1970—80-е гг. Группы ИПХ—ИПЦ по-прежнему не ре­ гистрируются, что затрудняет получение информации об их совр. состоянии. Представители катакомб, дви­ жения негативно относятся и к постсов. гос-ву, в т. ч. за роль, которую оно отводит РПЦ. Лит.: Служебный дневник Г. Ярового, уполномоченного Совета по делам религиозных культов Кемеровской области //С траницы истории г. Кемерова. Кемерово, 1998. Кн. 3; Шкаровский М .В . Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. Л. И. Сосковец

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2