Историческая энциклопедия Сибири I
согласно к-рым предписывалось изучение животных, птиц, рыб, сбор сведений о находках и залегании иско паемых животных, органической жизни в р-не Ленского бас., миграциях отд. представителей живот, мира Сиби ри, распространении болезней и способах их лечения и др. Исленьев собрал сведения по истории, этнографии и географии посещенных им мест. В ряде пунктов им описаны церкви, число дворов, состав населения, тор говля, жилища, праздники, верования, обряды и т. д. Далеко не все требования были выполнены в полном объеме, однако опубликованный разноплановый мате риал составил целую эпоху в развитии геогр. знаний о стране. Данные Исленьева вошли в составленный С.Я. Румовским каталог координат мн. точек, способ ствовавший значит, улучшению качества карт Геогра фического департамента АН. Результаты наблюдений за Венерой были опубликованы в России и за рубежом и оценены как наиболее на то время полные. Соч.: Наблюдения по случаю прохождения Венеры по Солн цу, в Якуцке, учиненные капитаном Иваном Исленьевым. СПб., 1769. Лит.: Гнучева В .Ф . Материалы для истории экспедиций Ака демии наук в XVIII и XIX веках. М.; Л ., 1940; Она же. Географи ческий департамент Академии наук XVIII века. М.; Л ., 1946; Р у новский С. Я. Наблюдения явления Венеры в Российской империи в 1769 г. учиненных. СПб., 1771; Ширина Д .А . Петербургская Ака демия наук и Северо-Восток. 1725—1917 гг. Новосибирск, 1994. А.Н. Шишигина ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ И ИНСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, назв. и самоназв. 2 направлений в рус. православии, окончат, оформившихся в кон. 1920-х гг. Вопрос о самостоятель ности этих религ. движений, имеющих значит, сходство в своей истории, взглядах и обряд, практике, остается дискуссионным. Возникновение ИПХ—ИПЦ связано с расколом РПЦ после Декларации митрополита Сергия (1927). Против ники перехода Церкви на позиции лояльности к сов. гос-ву объявили себя носителями истин, православия, отказались от литургич. и адм. общения с Моск. патри архией и перешли на нелегал, положение («катакомб ная церковь»). По формал. основаниям ИПХ—ИПЦ, ввиду полного орг. отхода от РПЦ, можно отнести к объединениям сек тант. типа, таким как «религиозные новообразования», «внецерковные православные объединения». С рус. сек тантством, возникшим на почве православия (хлыстовст- вующие, духоборы, молокане), их объединяло враж- деб. отношение к Церкви. Но если рус. секты вообще не признавали РПЦ как институт, то ИГ1Х—ИПЦ отри цали лишь совр. им церковь в лице Моск. патриархии, каноничность ее священства и совершавшихся таинств. С точки зрения догматич. и частично обрядовой они с православием не порывали. Трансформации подвергся порядок совершения части таинств (причащения и по каяния), а священство, миропомазание, елеосвященство, крещение младенцев вообще отсутствовали в культовой практике. Роль священников, репрессир. в 1930-е гг., выполняли наиболее авторитет, верующие, в т. ч. жен щины, был развит институт «божьих людей» —угодни ков, старцев, странников. ИПХ—ИПЦ создавали свои подпол, общины, включая монашеские. Молельни уст раивались в домах верующих, молитв, собрания прово дились тайно. Ситуация самоизоляции превращала их сторонников в радикально настроенных верующих, не желавших иметь ничего общего с грехов, миром (секты молчальников, непишущих). Сов. власть ИПХ считали властью антихриста, из нежелания поклоняться к-рому проистекали неучастие в обществ, и гос. делах, отказ от участия в выборах, отри цание сов. паспорта (с печатью антихриста), неприятие колхозов, а также отказ служить в армии. ИПХ—ИПЦ никогда не стремились к регистрации своих орг-ций. В сов. время ИПХ—ИПЦ традиционно рассматривались как одни из самых реакцион., фанатич. и опасных ре лиг. деноминаций и последовательно преследовались. В Сибири представители ИПХ—ИПЦ появились в результате ссылки из европ. части страны по обвине ниям в контррев. и антисов. деят-ти, а также как рас кулаченные. В 1940—50-е гг. осуществлено неск. спец. массовых высылок сторонников ИПХ—ИПЦ в Сиб. регион. 1-я орг. депортация верующих (1 673 чел.) из 87 нас. пунктов европ. части СССР относится к июню 1944. В Сибири осн. тер. распространения ИПХ—ИПЦ стали Алтайский кр ., Тюменская и Томская обл. В послевоен. период эти 2 области рассматривались как центры активности ИПХ наряду с традиц. р-нами их деят-ти —Тамбовской, Липецкой, Рязанской, Воронеж ской обл. Общины ИПХ—ИПЦ имелись и в Краснояр ском кр., Читинской, Иркутской , Новосибирской и Кемеровской обл. Наибольшее кол-во ИПХ в Сибири насчитывалось в 1950—60-е гг. В сиб. общинах состояли наиболее изв. проповедники и рук. движения: Ф. Чес- ноков, А. Пузанов, Д. Козяр, И. Лай (Томская обл.), И. Барабанов ( Новокузнецк), А. Пригарина, А. Сима кова (Тюменская обл.). Известны случаи, когда верующих ссылали в Си бирь семьями, если только у них еще ранее не отбирали детей. Если на новом месте верующие не отказывались от своих позиций, их вновь подвергали наказаниям как тунеядцев, поскольку чл. ИПХ—ИПЦ категорически от казывались работать на сов. предприятиях и в колхо зах. Сосланные в тот или иной р-н Сибири верующие за продолжение религ. деят-ти переселялись в более отдален, и необжитые местности. Далеко не все верую щие, чья ссылка заканчивалась, возвращались в европ. часть страны, тем не менее состав общин ИПХ—ИПЦ в Сибири был всегда непостоянен из-за частого пере мещения (добровольного и вынужденного) их членов. Числ. общин тоже была разной —от 10—15 до 100—150 чел. Осн. часть составляли люди ср. возраста, сделав шие свой -релит, выбор вполне осознанно и согласные терпеть за него преследования. Большинство ИПХ бы ли малограмотными, женщин в общинах было в неск. раз больше, чем мужчин. Верующие жили на доходы со своих огородов, занимались кустар. промыслом. Муж чины создавали бригады плотников, столяров, печни ков, брали подряды на стр-во, изготовляли иконы, как для личных нужд, так и на продажу, собирали и про давали дикоросы. В целом представителей ИПХ—ИПЦ отличали стой кость в вере; стремление возвратиться к традициям пер вонач. христианства; ярко выраженный эсхатологизм; трактовка совр. мира как полностью греховного, в к-ром торжествует антихрист; протест в форме ухода от мира, антиэтатизм. Все это в сов. условиях являлось прямым вызовом системе. Постоян. преследования со стороны гос-ва, ситуация изоляции и самоизоляции вели к со кращению кол-ва общин, их маргинализации. Последний пик активности ИПХ—ИПЦ, как в це лом по стране, так и в Сибири, пришелся на 1960-е гг. Отд. группы верующих встречались в регионе еще в 1970—80-е гг. Группы ИПХ—ИПЦ по-прежнему не ре гистрируются, что затрудняет получение информации об их совр. состоянии. Представители катакомб, дви жения негативно относятся и к постсов. гос-ву, в т. ч. за роль, которую оно отводит РПЦ. Лит.: Служебный дневник Г. Ярового, уполномоченного Совета по делам религиозных культов Кемеровской области //С траницы истории г. Кемерова. Кемерово, 1998. Кн. 3; Шкаровский М .В . Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. Л. И. Сосковец
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2