Историческая энциклопедия Сибири I
этот показатель превышал в 4—6 раз число именований и в 2—3 раза —число бракосочетаний. Устранение антирелиг. давления на рос. конфессии в годы перестройки создало значительно более благо прият. обстановку для И. Началась регистрация новых мусульм. общин, открытие мечетей. По данным Совета по делам религий при Совете министров СССР, в 1988 на всей тер. СССР действовало 402 мечети, в 1991 — уже 1 602. Процесс возвращения мусульманам старых и стр-ва новых мечетей значительно ускорился со 2-й пол. 1991. В 1993 только на тер. европ. части СНГ и Сибири функционировало 1 028 мечетей. В азиат, части России следует отметить возвращение мусульманам самого значит, памятника мусульм. архи тектуры Сибири — Ембаевской мечети, построенной в сер. XIX в. по проекту Стамбул, архитекторов (с. Ем- баево Тюменской обл.). Проведена реставрация и вос становлен минарет Иркутской мечети. В 1993 мусуль манам Новосибирска и Томска возвращены ист. мече ти. Строятся мечети и для возникающих в крае новых мусульм. общин. В Барнауле в 1992 создано мусульм. религ. об-во «Магди», объединившее живущих в горо де татар и казахов. По переписи 2002 мусульм. население России со ставляет ок. 14,5 млн чел. Числ. мусульман, регуляр но соблюдающих обряды и запреты, предписанные И., существенно ниже (по разным оценкам от 2—3 до 8—9 млн чел.). Т. о., принадлежность к мусульманству яв ляется сегодня не столько религ., сколько этнокультур. характеристикой. Совр. рос. мусульманство представлено 2 осн. ареа лами —татаро-башкир. (ок. 7,1 млн чел.) и северокав- каз. (ок. 6 млн чел.). Всего И. исповедуют 38 народов России. В 2004 в России насчитывалось 3 537 зарегист рир. мусульм. общин. В Сибири значит, число мусуль ман проживает в Ханты-Мансийской АО (15% насе ления) и Тюменской (10,5%) обл. В России не сложилось единой мусульм. общины, а существуют 2 слабо взаимосвяз. сообщества. Татаро- башкир. ареал имеет мало общего с северокавказским. Татары и башкиры значит, более модернизированы и секуляризованы, намного глубже и органичнее интег рированы в рос. об-во, чем северокавказ. этносы, у к-рых еще весьма сильны родовые, клановые, тейповые структуры и институты, являющиеся основой для вне системного И. (ислам, фундаментализма, «ваххабизма», салафизма). Для татар, и башкир, мусульм. общин ха рактерны организац. раскол и соперничество. Распад ДУМ ЕС привел к образованию более 40 муфтиятов и противостоянию между Центральным духовным упр-ни- ем мусульман России (муфтий Т. Таджутдин) и Советом муфтиев России (пред. Совета Р. Гайнутдин). Процесс легализации и возрождения И. приводит к росту религ. составляющей в мировоззрении мусульм. народов. Неотъемлемым элементом социокультур, пей зажа России в последние годы стали мечети. Еще одной важной составляющей ислам, ренессанса стало станов ление системы религ. образования. В 1990-е гг. тысячи молодых мусульман получили религ. образование за рубежом, став зачастую проводниками радикал. И. и внося раскол в мусульм. сообщество. Созданная в кон. 1990-х —нач. 2000-х гг. в РФ система мусульм. обра зования (108 духов, ислам, учеб. заведений на 1998) призвана уберечь новое поколение мусульм. духовенст ва от влияния радикал. И. Еще одним важным процессом, характеризующим совр. историю И. в РФ, является борьба между тради- ционалистами-консерваторами, выступающими за реис- ламизацию норм быт. поведения, установление шариат, норм в мусульм. социуме, включая восстановление по лигамии и соблюдение религ. запретов, и модерниста ми, выступающими за более гибкую трактовку И. как религии, способной адаптироваться к совр., светскому образу жизни. Последователи ислам, модернизма не многочисленны, рассчитывают на возрождение рефор маторских идей джадидизма. Большинство рос. имамов и муфтиев занимает промежут. позицию между орто доксальным традиционализмом и модернизмом, опаса ясь раскола среди духовенства и не желая навлечь на себя обвинения в религ. радикализме или либерализме. Именно это большинство формирует сегодня религ. со знание осн. массы рос. мусульман. Лит.: Ланда Р . Г. Ислам в истории России. М., 1995; Алов А.А., Владимиров Н .Г ., Овсиенко Ф .Г. Мировые религии. М., 1998; Селезнев А. Г., Селезнева И. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. Новосибирск, 2004; Малашенко А.В. Ислам и политика в России / / Р г о е1 СоМга, 2006, № 5—6; Кокоу- лин В. Г. История Новосибирской мусульманской общины (1943— 2003 гг.) //Общественно-политическая жизнь Сибири XX век: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск, 2006. Вып. 6; Кокоулин В . Г., Рахматуллина А. Р. Из истории мусульманских общин Сибири в 1920-е гг. / / Сибирь на перекрестье мировых религий: Матер. III межрегион. науч.-практич. конф. Новосибирск, 2006; Раг1ег инй КггсИеп 1 Ш 1гйЬеп Зо^ еЫ аак . 01е Рго(око11е с!ег Ап^геП^бзеп Котппззюп Ье 1 т 2еп1га1кошИ;ее с1ег Кизз^зсЬеп К отти тзН зсЬ еп РагЫ (ВоГзеу1кО. 1922—1929. Нгз§. у о п Ь. ЗЫ пдбг#, т УегЫп- с1ип§ пп<: С. ЗсЬи1г, ипЬег МИагЬе 1 <; у о п М. Нееке, .Г К б^ ег ипс! А. З а у т . ВегПп, 2007; Сулаев И .Х . Мусульманские съезды Поволжья и Кавказа в 1920-х гг. / / Вопросы истории. 2007. № 9. А. И. Савин ИСЛЕНЬЕВА И .И . АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ЭКС ПЕДИЦИЯ В ЯКУТСК (1 7 6 8 -1 7 6 9 ) , экспедиция Рос. Имп. АН для решения одной из научных проблем XVIII в. —определения взаимоположения планет. Для расчета расстояния между Землей и Солнцем пользо вались предложенным в кон. XVII в. англ. астроно мом Э. Галлеем методом наблюдения над прохожде нием Венеры перед диском Солнца. Подоб. явление в XVIII ожидалось 2 раза, в 1761 и 1769. В 1761 наблю дения проводила Франция, а в 1769 Россия. К участию в экспедиции были приглашены ученые из Германии: X. М айер , Ш веции: А .И . Л ек с ел ь , Ш вейцарии : Ж.А. Малле и Ж .П . Пикте, привлечены отеч. физики и астрономы — Л.Ю. Крафт, Г.М. Ловиц, П .Б. Ино- ходов, X. Эйлер, И .И . Исленьев, техн. помощники при АН. Руководителем проекта был зав. акад. обсер ваторией С.Я. Румовский. В 1768—74 АН организова ла ряд экспедиций в 8 пунктов —обсерватория в Пе тербурге, 3 наблюдат. пункта на Кр. Севере —в Коле, Поное, Умбе, 3 — на европ. Востоке — в Оренбурге, Орске и Гурьеве, одно в Сибири — в Якутске . При выборе мест учитывались степень видимости явления, мест, метеорологические условия, возможность пост ройки обсерватории. В «Наказе обсерваторам, кои на Север и на Восток отправлены были для наблюдения Венеры в Солнце» указывалась необходимость ведения спец. «дневных записок», сбора данных о контурах Ве неры, о наличии (отсутствии) атмосферы вокруг нее, о цвете планеты, проведения барометрических и темпе ратурных измерений, изучения «воздушных перемен». В июне 1768 — авг. 1769 экспедиция (И .И . Исленьев и Ф. Черный) работала в Якутске и его окрестностях. Было произведено 14 наблюдений затмений спутников Юпитера, 8 —покрытия звезд Луной, выхождения Ве неры с диска Солнца. Велись метеорол. и геогр. рабо ты (определение широт и долгот пунктов, составление карт). Помимо осн. задачи были сформулированы «На ставления путешественникам от императорской Акаде мии наук посылаемым для физических открытий и ис следований в империи Российской», и «Напоминания господину порутчику Исленьеву касательно собирания и збережения замечания достойных сибирских зверей»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2