Историческая энциклопедия Сибири I
Массовые антирелиг. мероприятия традиционно приуро чивались к постам и праздникам мусульм. календаря. Предлагалось параллельно проводить «комсомольские байрамы», увеселительные и физкультурные мероп риятия, читались лекции на тему «Нужна ли религия рабочим?» и «Вреден или полезен рамазан?». Отмеча лось, что поскольку религ. воззрение мусульман тесно переплетается с нац. традициями, то необходимо вести с ним борьбу, но при этом соблюдать известную осто рожность. Сиб. руководящие органы зачастую осажи вали особо ретивых мест, антирелигиозников. Напр., Сибкрайком РКП(б) осудил инициативу комсомольцев в Анжеро-Судженска, где в дни праздника «Курбан- гайд» была вывешена стенная газета с карикатурой на муллу; порицанию подверглись новониколаевские и ом ские комсомольцы, к-рые в мае 1923 во время праздно вания рамазана расклеили ок. 1 тыс. подобных карика тур в Новониколаевске и более 250 —в Омске. Анти религ. работу среди мусульм. населения СССР также вела татаро-башкир. секция «Дегриляр» Союза воин ствующих безбожников. Ячейки и кружки «Дегриляр» во 2-й пол. 1920-х гг. организуются в Томском, Омс ком, Иркутском, Кузнецком , Канском окр. Сибир ского кр. Работу по расколу мусульм. общин проводи ли органы ОГПУ. По их данным, во 2-й пол. 1920-х гг. среди мусульман Сибири шла борьба «прогрессивного духовенства с реакционерами», кроме того, существ, влияние на состояние общин оказывало течение т. н. ваисовцев, к-рые выступали против института мусульм. духовенства вообще. Одной из наиболее круп, конф ликт. ситуаций между сиб. властями и мусульманами стала попытка эмиграции в Турцию в 1924—26 почти 3 тыс. татар-бухарцев, проживавших в Тарском окр. Сибирского кр. Для ликвидации эмиграц. настроений и привлечения «бухарцев» к более актив, гос. и обществ, стр-ву сиб. власти ходатайствовали перед Москвой об учреждении нац. бухарского р-на. В 1920-е гг. в Сибири под контролем властей прошло неск. съездов мусульм. духовенства. В Томской губ. в июле 1923 съезд заслушал выступление делегата уфимс кого Всероссийского съезда духовенства и верующих му сульман М. Шагиева. Съезд признал необходимым об разование мухтасибата для Томской губ., подчиненного Центральному духовному упр-нию мусульман. Средства на содержание этого мухтасибата должны были соста вить добровольные пожертвования мусульман. В февр. 1924 в Новониколаевске прошел съезд мусульм. духо венства Томской, Алтайской и Новониколаевской губ. Мухтасибом был избран Г. Валеев, мушавиром Томска — X. Кари-Мухаметов. В мае 1927 состоялся съезд духо венства Томского мухтасибата (56 делегатов). М. Ку- чумов сделал доклад о работе мухтасибата с мая 1924, Ф. Сайдашев доложил о работе ревизионной комиссии. Мухтасибом был выбран М. Кучумов, мушавирами —С. Шараф Мулюков и А. Алтунбаев. Укрепление сов. власти, в т. ч. в мусульм. автономи ях, позволило перейти в кон. 1920-х гг. от союза с му сульм. духовенством к наступлению на И. в ходе куль тур. революции, индустриализации и коллективизации. Резко изменяется отношение властей к мусульм. общи нам, усиливается адм. и репрес. нажим, антирелиг. кам пании приобретают наиболее одиозные формы. К сер. 1930-х гг. из более чем 14 тыс. мечетей, существовав ших в 1918, закрыто 12 тыс., прекратило существование 87% мухтасибатов, до 90% мулл и муэдзинов были ли шены возможности вести богослужение. По сфабрико ванному органами НКВД делу был репрессирован весь состав ЦДУМ, изъят собиравшийся с 1789 уник, архив Оренбургского Духовного собрания. Всего в годы тер рора погибли тысячи мусульм. мулл России, была унич тожена практически вся джадидистская интеллигенция, сформировавшаяся в 1-е десятилетия XX в. Была также сделана попытка искоренения И. через уничтожение языка Корана. Двукратная смена алфави та в татар, и башкир, яз. —в 1926 с араб, графики на латинскую и в 1936 с латиницы на кириллицу —при вела к практически полной утрате мусульм. образован ности. В результате тексты, изданные до 1926 на араб, яз. (богословские, филос., ист., худ.), становились не доступными. Тем не менее, по данным переписи 1937, о своей принадлежности к мусульм. вероисповеданию заявили 8 256 650 чел., уступая по числ. только пра восл. христианам. Стабилизация церк.-гос. отношений в годы В е ли кой Отечественной войны привела к открытию ряда мечетей. Так, в 1943 зарегистрирована Новосибирская мусульм. община, в дек. 1944 Омской мусульм. общине передана Соборная мечеть. Однако, несмотря на это, к кон. жизни Сталина на тер. европ. части СССР и Си бири действовало не более 150 мечетей. В ходе антирелиг. кампании при Н.С. Хрущеве в нач. 1960-х гг. вновь закрывается ряд мечетей. К 1980, когда во главе ДУМЕС встал муфтий Т. Таджутдин, под его юрисдикцией находились лишь 94 мечети. При этом закрывались, разрушались и перестраивались мн. ист. ценные мечети. Так, в старейшей казан, мечети «Мард- жани» был устроен клуб. Закрытая перед войной Мос ковская ист. мечеть использовалась под хоз. нужды, а ее минареты были снесены. Значительно пострадал ар хит. облик Азимовской и Соборной мечетей в Казани, Белой мечети в Астрахани. Тем самым мусульм. куль туре России был нанесен невосполнимый ущерб. ДУМЕС практически было лишено возможности готовить кадры священнослужителей. За все послево ен. время до нач. перестройки оно сумело послать на учебу в медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре (Узбекистан), находившееся под юрисдикцией Духовного упр-ния му сульман Ср. Азии и Казахстана (САДУМ), всего 9 чел. В результате из 94 мечетей постоянных имамов имели лишь 18—20. Со 2-й пол. 1960 х гг. шло духов, подавление И. под видом атеистич. пропаганды, продолжавшейся вплоть до сер. 1980-х гг. В послевоен. годы ислам, религ. жизнь в значит, мере переместилась в семейно-быт. сферу. Ши роко распространенный среди мусульман принцип «та- кыйя» (сокрытие мусульманином своих истинных взгля дов во имя интересов общины) позволил большинству последователей И. остаться вне влияния ком. идеоло гии. Именно в период развития массового атеизма воз ник феномен домаш. религиозности: получили значит, распространение домаш. мечети и медресе, неофиц. ду хов. наставники в семьях, что компенсировало дефицит духовенства. И. выступил в кач-ве способа самосохране ния мусульм. этносов. Исслед-я уровня религиозности, проведенные в 1988 Ин-том научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС, показали, что если среди татар, населения различ. р нов Татарстана верую щими назвали себя 30—35%, то идентифицировали себя как мусульман, принадлежащих к умме, —60—80%. Можно проследить динамику числ. мусульман Но восибирской обл., принимавших участие в религ. праз дниках, а также совершавших обряды наречения имени, никаха и похорон. Следует отметить, что с 1959 по 1985 число мусульман, участвующих в праздниках, умень шилось почти на 50%. Связано это было с сокращени ем числ. ст. поколения, в осн. и принимавшего участие в праздниках. Сократилось и число мусульман, совер шавших обряды именования и никаха (в 3 раза), на достаточно высоком уровне была числ. мусульман, со вершавших похоронный обряд по правилам И., причем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2