Историческая энциклопедия Сибири I

Массовые антирелиг. мероприятия традиционно приуро­ чивались к постам и праздникам мусульм. календаря. Предлагалось параллельно проводить «комсомольские байрамы», увеселительные и физкультурные мероп­ риятия, читались лекции на тему «Нужна ли религия рабочим?» и «Вреден или полезен рамазан?». Отмеча­ лось, что поскольку религ. воззрение мусульман тесно переплетается с нац. традициями, то необходимо вести с ним борьбу, но при этом соблюдать известную осто­ рожность. Сиб. руководящие органы зачастую осажи­ вали особо ретивых мест, антирелигиозников. Напр., Сибкрайком РКП(б) осудил инициативу комсомольцев в Анжеро-Судженска, где в дни праздника «Курбан- гайд» была вывешена стенная газета с карикатурой на муллу; порицанию подверглись новониколаевские и ом­ ские комсомольцы, к-рые в мае 1923 во время праздно­ вания рамазана расклеили ок. 1 тыс. подобных карика­ тур в Новониколаевске и более 250 —в Омске. Анти­ религ. работу среди мусульм. населения СССР также вела татаро-башкир. секция «Дегриляр» Союза воин­ ствующих безбожников. Ячейки и кружки «Дегриляр» во 2-й пол. 1920-х гг. организуются в Томском, Омс­ ком, Иркутском, Кузнецком , Канском окр. Сибир­ ского кр. Работу по расколу мусульм. общин проводи­ ли органы ОГПУ. По их данным, во 2-й пол. 1920-х гг. среди мусульман Сибири шла борьба «прогрессивного духовенства с реакционерами», кроме того, существ, влияние на состояние общин оказывало течение т. н. ваисовцев, к-рые выступали против института мусульм. духовенства вообще. Одной из наиболее круп, конф­ ликт. ситуаций между сиб. властями и мусульманами стала попытка эмиграции в Турцию в 1924—26 почти 3 тыс. татар-бухарцев, проживавших в Тарском окр. Сибирского кр. Для ликвидации эмиграц. настроений и привлечения «бухарцев» к более актив, гос. и обществ, стр-ву сиб. власти ходатайствовали перед Москвой об учреждении нац. бухарского р-на. В 1920-е гг. в Сибири под контролем властей прошло неск. съездов мусульм. духовенства. В Томской губ. в июле 1923 съезд заслушал выступление делегата уфимс­ кого Всероссийского съезда духовенства и верующих му­ сульман М. Шагиева. Съезд признал необходимым об­ разование мухтасибата для Томской губ., подчиненного Центральному духовному упр-нию мусульман. Средства на содержание этого мухтасибата должны были соста­ вить добровольные пожертвования мусульман. В февр. 1924 в Новониколаевске прошел съезд мусульм. духо­ венства Томской, Алтайской и Новониколаевской губ. Мухтасибом был избран Г. Валеев, мушавиром Томска — X. Кари-Мухаметов. В мае 1927 состоялся съезд духо­ венства Томского мухтасибата (56 делегатов). М. Ку- чумов сделал доклад о работе мухтасибата с мая 1924, Ф. Сайдашев доложил о работе ревизионной комиссии. Мухтасибом был выбран М. Кучумов, мушавирами —С. Шараф Мулюков и А. Алтунбаев. Укрепление сов. власти, в т. ч. в мусульм. автономи­ ях, позволило перейти в кон. 1920-х гг. от союза с му­ сульм. духовенством к наступлению на И. в ходе куль­ тур. революции, индустриализации и коллективизации. Резко изменяется отношение властей к мусульм. общи­ нам, усиливается адм. и репрес. нажим, антирелиг. кам­ пании приобретают наиболее одиозные формы. К сер. 1930-х гг. из более чем 14 тыс. мечетей, существовав­ ших в 1918, закрыто 12 тыс., прекратило существование 87% мухтасибатов, до 90% мулл и муэдзинов были ли­ шены возможности вести богослужение. По сфабрико­ ванному органами НКВД делу был репрессирован весь состав ЦДУМ, изъят собиравшийся с 1789 уник, архив Оренбургского Духовного собрания. Всего в годы тер­ рора погибли тысячи мусульм. мулл России, была унич­ тожена практически вся джадидистская интеллигенция, сформировавшаяся в 1-е десятилетия XX в. Была также сделана попытка искоренения И. через уничтожение языка Корана. Двукратная смена алфави­ та в татар, и башкир, яз. —в 1926 с араб, графики на латинскую и в 1936 с латиницы на кириллицу —при­ вела к практически полной утрате мусульм. образован­ ности. В результате тексты, изданные до 1926 на араб, яз. (богословские, филос., ист., худ.), становились не­ доступными. Тем не менее, по данным переписи 1937, о своей принадлежности к мусульм. вероисповеданию заявили 8 256 650 чел., уступая по числ. только пра­ восл. христианам. Стабилизация церк.-гос. отношений в годы В е ли ­ кой Отечественной войны привела к открытию ряда мечетей. Так, в 1943 зарегистрирована Новосибирская мусульм. община, в дек. 1944 Омской мусульм. общине передана Соборная мечеть. Однако, несмотря на это, к кон. жизни Сталина на тер. европ. части СССР и Си­ бири действовало не более 150 мечетей. В ходе антирелиг. кампании при Н.С. Хрущеве в нач. 1960-х гг. вновь закрывается ряд мечетей. К 1980, когда во главе ДУМЕС встал муфтий Т. Таджутдин, под его юрисдикцией находились лишь 94 мечети. При этом закрывались, разрушались и перестраивались мн. ист. ценные мечети. Так, в старейшей казан, мечети «Мард- жани» был устроен клуб. Закрытая перед войной Мос­ ковская ист. мечеть использовалась под хоз. нужды, а ее минареты были снесены. Значительно пострадал ар­ хит. облик Азимовской и Соборной мечетей в Казани, Белой мечети в Астрахани. Тем самым мусульм. куль­ туре России был нанесен невосполнимый ущерб. ДУМЕС практически было лишено возможности готовить кадры священнослужителей. За все послево­ ен. время до нач. перестройки оно сумело послать на учебу в медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре (Узбекистан), находившееся под юрисдикцией Духовного упр-ния му­ сульман Ср. Азии и Казахстана (САДУМ), всего 9 чел. В результате из 94 мечетей постоянных имамов имели лишь 18—20. Со 2-й пол. 1960 х гг. шло духов, подавление И. под видом атеистич. пропаганды, продолжавшейся вплоть до сер. 1980-х гг. В послевоен. годы ислам, религ. жизнь в значит, мере переместилась в семейно-быт. сферу. Ши­ роко распространенный среди мусульман принцип «та- кыйя» (сокрытие мусульманином своих истинных взгля­ дов во имя интересов общины) позволил большинству последователей И. остаться вне влияния ком. идеоло­ гии. Именно в период развития массового атеизма воз­ ник феномен домаш. религиозности: получили значит, распространение домаш. мечети и медресе, неофиц. ду­ хов. наставники в семьях, что компенсировало дефицит духовенства. И. выступил в кач-ве способа самосохране­ ния мусульм. этносов. Исслед-я уровня религиозности, проведенные в 1988 Ин-том научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС, показали, что если среди татар, населения различ. р нов Татарстана верую щими назвали себя 30—35%, то идентифицировали себя как мусульман, принадлежащих к умме, —60—80%. Можно проследить динамику числ. мусульман Но­ восибирской обл., принимавших участие в религ. праз­ дниках, а также совершавших обряды наречения имени, никаха и похорон. Следует отметить, что с 1959 по 1985 число мусульман, участвующих в праздниках, умень­ шилось почти на 50%. Связано это было с сокращени­ ем числ. ст. поколения, в осн. и принимавшего участие в праздниках. Сократилось и число мусульман, совер­ шавших обряды именования и никаха (в 3 раза), на достаточно высоком уровне была числ. мусульман, со­ вершавших похоронный обряд по правилам И., причем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2