Историческая энциклопедия Сибири I

ральное Духовное упр-ние мусульман России (ЦДУМ, с 1948 —Духовное упр-ние мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС)). На съезде были сформули­ рованы осн. полит, цели мусульм. движения: создание автономных нац. образований в составе демокр. респуб­ лики, в частн., автономного штата Идель-Урал на тер. Казанской, Уфимской, Оренбургской губ. Второй съезд мусульман собрался в июле 1917 в Ка­ зани. На нем присутствовали преим. представители Волж­ ско-Уральского региона. Одновр. там же прошли съезд мусульм. духовенства и мусульманский воен. съезд, сфор­ мировавший Мусульманский военный совет (Военное шу­ ро). Созванное в нояб. 1917 в Уфе Национальное собра­ ние штата Идель-Урал приступило к формированию нац. администрации. Однако в условиях начинающейся Граж­ данской войны этим планам не суждено было осущест­ виться. В 1918, после взятия Кр. армией Казани и Уфы, все органы нац. администрации и нац. орг-ции мусульман (Национальное управление, Военное шуро) были ликви­ дированы. В нач. 1918 также распускается Всероссийский мусульманский совет (Милли шуро) в Петрограде. Вместе с тем болыпевист. власти поначалу отнеслись к И. более благожелательно, чем к др. религиям, рас­ сматривая мусульман как представителей наиболее уг­ нетенных и отсталых национальностей, пострадавших от царского самодержавия. 3 дек. 1917 публикуется обра­ щение СНК РСФСР «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», объявлявшее «свободными и непри­ косновенными» их верования, обычаи, нац. и культур, учреждения. По личному распоряжению В .И . Л е ­ нина в дек. 1917 мусульм. съезду в Петрограде была передана одна из крупнейших святынь мусульм. мира — «Коран Османа» («Мусхаф Усмани») —рукопись Ко­ рана, принадлежавшая халифу Осману, хранившаяся в Императорской публич. б-ке. Не последнюю роль в терпимом отношении большевиков к И. сыграла поли­ тика использования рос. мусульманства для расшире­ ния сферы влияния Сов. России на страны мусульм. Востока. По мнению лидеров Коминтерна, именно сов. мусульм. духовенство могло сыграть круп, полит, роль в распространении рев. идей среди зарубеж. мусульман. Так, председательствовавший на 1-м съезде мусуль­ манских народов Востока (Баку, сент. 1920) Г.Е. Зи ­ новьев призывал верующих к джихаду против мирово­ го империализма. Одним из наиболее значимых признаков терпимого отношения большевиков к И. стало разрешение препо­ давания вероучения в мусульм. школах. Сов. законо- дат-во 1920-х гг., как правило, запрещало и преследо­ вало в уголов. порядке групповое преподавание рели­ гии детям. Однако отд. конфессии иногда добивались разрешения на проведение групповых занятий с детьми. Самым известным и существ, исключением из закона стало разрешение в 1923 создавать мусульм. духовные школы в Чечне, Дагестане и ряде р-нов Туркмениста­ на, населенных узбеками. В остальных мусульм. р-нах страны, в т. ч. в Сибири, допускалось групповое пре­ подавание вероучения в мечетях и на дому лицам, за­ кончившим сов. школу 1-й ступени или же достигшим совершеннолетия по мусульм. закону (т. е. 13-летнего возраста). Этот порядок был санкционирован решением Политбюро ЦК РКП(б) от 16 апр. 1924 и инструкцией Президиума ВЦИК от 27 июля 1925. Большая часть мусульм. населения России поначалу поддержала сов. власть, с к-рой мусульмане связывали свое освобождение от нац. и конфес. притеснений. При этом часть богословов и мусульм. интеллект, элиты джа- дидистского направления были готовы к сотрудничеству с новой властью. В нач. 1920-х гг. получило распростра­ нение движение «советских шариатистов» под лозунгами «За Советскую власть, за шариат», «Советская власть не противоречит исламу». С таких просов. позиций вы­ ступало мусульм. духовенство ряда городов Волго-Урал. и Сибирского регионов, в частн., Томска. В ряде мест сохранялись шариат, суды, вакуфы, допускался прием мусульм. священнослужителей в чл. ВКП(б). Однако, несмотря на это, болыпевист. рук-во с са­ мого нач. установило жесткий контроль над жизнью мусульм. общин и деят-тью духовенства. В апр. 1923 Комиссия по проведению Декрета об отделении церк­ ви от государства при ЦК РКП(б) дала указание нач. Восточного отдела ГПУ Я.Х. Петерсу расколоть му­ сульм. церковь, создав группу «обновленцев». Для это­ го был использован проходивший под надзором ОГПУ в Уфе 10—17 июня 1923 съезд мусульм. духовенства. Делегатам съезда было запрещено даже обсуждать по­ пулярный в те годы проект объединения всех мусуль­ ман России под властью одного муфтията —ЦДУМ. В резолюциях съезда зафиксирована полная поддержка делегатами всей программы социалистич. преобразова­ ний в стране. С сер. 1920-х гг. власти переходят к прямому подав­ лению ислам, религ. жизни и культуры. Под тотальным контролем ОГПУ прошел Всероссийский съезд мусуль­ ман в Уфе в окт. 1926. Из наказов делегатов съезда были исключены все вопросы, признанные органами ОГПУ «нежелательными», с рук-вом съезда заключе­ на договоренность о пресечении антисов. выступлений. После этого Всероссийские съезды мусульманского ду­ ховенства не созывались. В февр. 1928 Комиссия по проведению Декрета об отделении церкви от государ­ ства при ЦК ВКП(б) потребовала от рук-ва ОГПУ дать указание мест, органам ни в коем случае не препятство­ вать борьбе между различ. религ. течениями в И. Уже к 1923 ликвидируется система высш. мусульм. образо­ вания. Просьба муфтия Р. Фахретдинова об открытии медресе в Казани или в Уфе рассматривалась в 1928 на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и по настоянию И. В. Сталина была отвергнута. 1920-е гг. в истории И. в Сибири можно охаракте­ ризовать как время относительно мирного сосущество­ вания гос. органов и мусульм. орг-ций. Осн. адептами И. в регионе были татары, к-рых по переписи 1926 в Сибирском кр. насчитывалось ок. 96 тыс. чел., а так­ же казахи числ. ок. 50 тыс. чел. Татары жили во всех губерниях Сибири, казахи проживали преим. в Омс­ кой губ., неск. казах, волостей имелось в Алтайской и Новониколаевской губ. Кроме того, Сибирский кр. граничил с Казахской АССР, в нем проживало более 3 млн казахов, преим. мусульман-суннитов. Число зарегистрир. мусульм. общин в Сибирском кр. было невелико. Так, в 1923—25 в Томской губ. бы­ ло зарегистрировано 23 общины, в Енисейской —13, в Алтайской —6, в Омской —4, в Иркутской — 1. Но регистрировались далеко не все общины. Так, в Ом­ ской губ. в это же время действовало 30 незарегистрир. общин. В 1927 в Сибири насчитывалось 166 мусульм. общин и 185 священнослужителей. Их деят-ть ограни­ чивалась преим. отправлением культа и преподаванием религ. учения. Активность мусульм. духовенства прояв­ лялась также в целенаправленном укреплении религи­ озности среди молодежи и женщин. Для этого устраи­ вались спец. молитв, собрания, где зачитывались соотв. выдержки из Корана, указывавшие на ответственность женщин за духов, воспитание детей и посещение мече­ ти мужчинами. Антирелиг. деят-ть 1-й пол. 1920-х гг. отделов нац. меньшинств при мест. парт, органах и Сибтаткирбюро в отношении мусульман велась преим. в плоскости дис­ куссий, осн. внимание уделялось работе с молодежью.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2