Историческая энциклопедия Сибири I
ральное Духовное упр-ние мусульман России (ЦДУМ, с 1948 —Духовное упр-ние мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС)). На съезде были сформули рованы осн. полит, цели мусульм. движения: создание автономных нац. образований в составе демокр. респуб лики, в частн., автономного штата Идель-Урал на тер. Казанской, Уфимской, Оренбургской губ. Второй съезд мусульман собрался в июле 1917 в Ка зани. На нем присутствовали преим. представители Волж ско-Уральского региона. Одновр. там же прошли съезд мусульм. духовенства и мусульманский воен. съезд, сфор мировавший Мусульманский военный совет (Военное шу ро). Созванное в нояб. 1917 в Уфе Национальное собра ние штата Идель-Урал приступило к формированию нац. администрации. Однако в условиях начинающейся Граж данской войны этим планам не суждено было осущест виться. В 1918, после взятия Кр. армией Казани и Уфы, все органы нац. администрации и нац. орг-ции мусульман (Национальное управление, Военное шуро) были ликви дированы. В нач. 1918 также распускается Всероссийский мусульманский совет (Милли шуро) в Петрограде. Вместе с тем болыпевист. власти поначалу отнеслись к И. более благожелательно, чем к др. религиям, рас сматривая мусульман как представителей наиболее уг нетенных и отсталых национальностей, пострадавших от царского самодержавия. 3 дек. 1917 публикуется обра щение СНК РСФСР «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», объявлявшее «свободными и непри косновенными» их верования, обычаи, нац. и культур, учреждения. По личному распоряжению В .И . Л е нина в дек. 1917 мусульм. съезду в Петрограде была передана одна из крупнейших святынь мусульм. мира — «Коран Османа» («Мусхаф Усмани») —рукопись Ко рана, принадлежавшая халифу Осману, хранившаяся в Императорской публич. б-ке. Не последнюю роль в терпимом отношении большевиков к И. сыграла поли тика использования рос. мусульманства для расшире ния сферы влияния Сов. России на страны мусульм. Востока. По мнению лидеров Коминтерна, именно сов. мусульм. духовенство могло сыграть круп, полит, роль в распространении рев. идей среди зарубеж. мусульман. Так, председательствовавший на 1-м съезде мусуль манских народов Востока (Баку, сент. 1920) Г.Е. Зи новьев призывал верующих к джихаду против мирово го империализма. Одним из наиболее значимых признаков терпимого отношения большевиков к И. стало разрешение препо давания вероучения в мусульм. школах. Сов. законо- дат-во 1920-х гг., как правило, запрещало и преследо вало в уголов. порядке групповое преподавание рели гии детям. Однако отд. конфессии иногда добивались разрешения на проведение групповых занятий с детьми. Самым известным и существ, исключением из закона стало разрешение в 1923 создавать мусульм. духовные школы в Чечне, Дагестане и ряде р-нов Туркмениста на, населенных узбеками. В остальных мусульм. р-нах страны, в т. ч. в Сибири, допускалось групповое пре подавание вероучения в мечетях и на дому лицам, за кончившим сов. школу 1-й ступени или же достигшим совершеннолетия по мусульм. закону (т. е. 13-летнего возраста). Этот порядок был санкционирован решением Политбюро ЦК РКП(б) от 16 апр. 1924 и инструкцией Президиума ВЦИК от 27 июля 1925. Большая часть мусульм. населения России поначалу поддержала сов. власть, с к-рой мусульмане связывали свое освобождение от нац. и конфес. притеснений. При этом часть богословов и мусульм. интеллект, элиты джа- дидистского направления были готовы к сотрудничеству с новой властью. В нач. 1920-х гг. получило распростра нение движение «советских шариатистов» под лозунгами «За Советскую власть, за шариат», «Советская власть не противоречит исламу». С таких просов. позиций вы ступало мусульм. духовенство ряда городов Волго-Урал. и Сибирского регионов, в частн., Томска. В ряде мест сохранялись шариат, суды, вакуфы, допускался прием мусульм. священнослужителей в чл. ВКП(б). Однако, несмотря на это, болыпевист. рук-во с са мого нач. установило жесткий контроль над жизнью мусульм. общин и деят-тью духовенства. В апр. 1923 Комиссия по проведению Декрета об отделении церк ви от государства при ЦК РКП(б) дала указание нач. Восточного отдела ГПУ Я.Х. Петерсу расколоть му сульм. церковь, создав группу «обновленцев». Для это го был использован проходивший под надзором ОГПУ в Уфе 10—17 июня 1923 съезд мусульм. духовенства. Делегатам съезда было запрещено даже обсуждать по пулярный в те годы проект объединения всех мусуль ман России под властью одного муфтията —ЦДУМ. В резолюциях съезда зафиксирована полная поддержка делегатами всей программы социалистич. преобразова ний в стране. С сер. 1920-х гг. власти переходят к прямому подав лению ислам, религ. жизни и культуры. Под тотальным контролем ОГПУ прошел Всероссийский съезд мусуль ман в Уфе в окт. 1926. Из наказов делегатов съезда были исключены все вопросы, признанные органами ОГПУ «нежелательными», с рук-вом съезда заключе на договоренность о пресечении антисов. выступлений. После этого Всероссийские съезды мусульманского ду ховенства не созывались. В февр. 1928 Комиссия по проведению Декрета об отделении церкви от государ ства при ЦК ВКП(б) потребовала от рук-ва ОГПУ дать указание мест, органам ни в коем случае не препятство вать борьбе между различ. религ. течениями в И. Уже к 1923 ликвидируется система высш. мусульм. образо вания. Просьба муфтия Р. Фахретдинова об открытии медресе в Казани или в Уфе рассматривалась в 1928 на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и по настоянию И. В. Сталина была отвергнута. 1920-е гг. в истории И. в Сибири можно охаракте ризовать как время относительно мирного сосущество вания гос. органов и мусульм. орг-ций. Осн. адептами И. в регионе были татары, к-рых по переписи 1926 в Сибирском кр. насчитывалось ок. 96 тыс. чел., а так же казахи числ. ок. 50 тыс. чел. Татары жили во всех губерниях Сибири, казахи проживали преим. в Омс кой губ., неск. казах, волостей имелось в Алтайской и Новониколаевской губ. Кроме того, Сибирский кр. граничил с Казахской АССР, в нем проживало более 3 млн казахов, преим. мусульман-суннитов. Число зарегистрир. мусульм. общин в Сибирском кр. было невелико. Так, в 1923—25 в Томской губ. бы ло зарегистрировано 23 общины, в Енисейской —13, в Алтайской —6, в Омской —4, в Иркутской — 1. Но регистрировались далеко не все общины. Так, в Ом ской губ. в это же время действовало 30 незарегистрир. общин. В 1927 в Сибири насчитывалось 166 мусульм. общин и 185 священнослужителей. Их деят-ть ограни чивалась преим. отправлением культа и преподаванием религ. учения. Активность мусульм. духовенства прояв лялась также в целенаправленном укреплении религи озности среди молодежи и женщин. Для этого устраи вались спец. молитв, собрания, где зачитывались соотв. выдержки из Корана, указывавшие на ответственность женщин за духов, воспитание детей и посещение мече ти мужчинами. Антирелиг. деят-ть 1-й пол. 1920-х гг. отделов нац. меньшинств при мест. парт, органах и Сибтаткирбюро в отношении мусульман велась преим. в плоскости дис куссий, осн. внимание уделялось работе с молодежью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2