Историческая энциклопедия Сибири I
тыс. т цемента в год) завод достиг в 1939. Осенью 1941 в Искитим частично эвакуировали и разместили на ЧЦЗ оборудование цемент, з-да из Кричнева (Белоруссия), цемент, и шифер, заводов из Брянска, к-рые влились в его состав. В 1945—47 в связи с нач. восстановления на род. хоз-ва страны и резким увеличением потребности в строит, материалах произведено переоборудование за вода. В 1948 произв-во достигло довоен. уровня, завод неоднократно выходил победителем во всесоюз. соц. со ревновании предприятий цемент, пром-ти. В 1959 началось стр-во 2-й очереди, завершившее ся в осн. к 1963. Это стр-во объявили Всесоюз. ударной комсомол, стройкой. На базе ЧЦЗ с 1958 началось стр- во Чернореченского з-да асбестоцементных изделий (ши ферного), к-рый с 1966 действует как самостоят. пред приятие. С 1962 с пуском 1-й технол. линии с печью 4,5х 170 м обновленное предприятие заняло ведущее место в стране среди производителей цемента. В 1975 ЧЦЗ выра ботал 2,6 млн т цемента и достиг предельной проект, мощ ности. На произв-ве работало более 3 тыс. чел. С целью быстрого увеличения числ. техн. кадров для ЧЦЗ в 1955 в Искитиме открылся Чернореченский индустр. техникум, а с 1960 на заводе —учеб.-производств, комбинат. Сокращение объемов произв-ва началось с кон. 1970-х гг. В нач. 1980-х гг. произведена частич. модернизация, что позволило вновь выйти на выпуск 2,3—2,5 млн т цемента в год. В кон. 1980-х — 1990-е гг. произошли круп, сокращения персонала — до 1,2 тыс. чел.; объ емы произв-ва уменьшились в 5 раз. В 1994 перестала эксплуатироваться 1-я площадка завода, построенная в годы 1-й пятилетки. В 1994 гос. предприятие «Иски тимцемент» приватизировано. За период с 1929 по 2004 завод выпустил ок. 88 млн т цемента. «Искитимцемент» снабжает своей продукци ей большинство строит, орг-ций, заводов железобетон, изделий, дорож. комплексов и др. потребителей Но восибирской обл. Благоприят. геогр. положение, раз витая инфраструктура, наличие ж.-д. и водных путей позволяет обеспечивать поставки цемента во все регио ны Зап. Сибири, в т. ч. предприятиям нефтегазодобыв. отрасли Кр. Севера. Лит.: Максимов Г. Г. Город, строящий города. Новосибирск, 1990; Он же. Наш Чернореченский: Хроникально-документальный рассказ. Искитим, 2004. Н.Н. Аблажей ИСЛАМ, одна из мировых монотеистических рели гий, ее последователи —мусульмане. Гл. принципы И. изложены в Коране. Осн. догмат —поклонение едино му богу Аллаху и признание Мухаммеда его пророком. Осн. направления в И. —суннизм и шиизм. Проникновение И. в среду татар, и монг. знати Си бирского улуса традиционно связывается с религ. ре формой Узбек-хана, в 1312 введшего И. в кач-ве гос. религии Золотой Орды. Условной датой начала распро странения И. в Сибири считается 1394—95, когда якобы первые мусульм. миссионеры стали распространять среди язычников истинную веру. Дальнейшая исламизация час ти языч. племен региона произошла в результате полити ки Муххамада Шейбани-хана (кон. XV —нач. XVI в.). Распространение И. в Сибири также неразрывно свя зано с контактами с Казанским ханством и Ногайской ордой. После разгрома Казанского ханства (1552) ка зан. муллы приглашаются ханом Кучумом в Сибир ское ханство для распространения И. среди сиб. татар, до этого мало затронутых мусульм. влиянием. Соглас но наиболее распространенной точке зрения, И. был введен Кучумом как офиц. религия Сибирского ханст ва в 1570-е гг. Духов, жизнь сиб. татар развивалась на общетюрк. основе. После принятия И. сильное воздействие на нее оказывали ислам, идеология и ислам, культура. Исла мизация проводилась зачастую насильственно. Нек-рые татар, роды, а также остяки, жившие далеко от столицы Сибирского ханства, оставались язычниками. В XVI— XVII вв. очевидно можно говорить только о небольших общинах мусульман вблизи городков и караванных ста нов, осн. масса тюрк, населения придерживалась тра диционного мировоззрения. В результате взаимодей ствия традиц. культур тюрк, населения региона с И. сформировался особый вариант сиб. И. в виде мусульм. синкретизма. Большую роль в складывании синкретич. мировоззрения сыграли ранние религ. представления, в первую очередь шаманизм и анимизм. Приятие И. стало поворотным событием в жизни сиб. татар. Оно открыло путь к ислам, цивилизации, И. сыграл большую роль в укреплении гос-ва сиб. та тар, содействовал их отказу от архаич. тенгрианской ре лигии. Татары усвоили основы мусульм. правоведения (фикх), свода мусульм. права, в нас. пунктах открыва лись мечети, а при них —нач. школы (мэктэп). Благо даря И. здесь распространялись араб, и перс, языки, а также араб, культура. Принятие И. еще более сближало сиб. татар с родственными казанскими, предки к-рых стали мусульманами еще в X в. И. также способствовал усилению связей сиб. татар с тюрко-мусульм. народами Ср. Азии. В Зап. Сибирь из Ср. Азии пришли мусульм. духовенство, образованные люди, вместе с ними религ. и светские книги. Старое руническое письмо сиб. татар было заменено более прогрессивным арабским. Среди сиб. татар появились образованные люди, распростра нялась грамотность. В результате И., бывший офиц. религией в Тюменском и Сибирском ханствах, посте пенно стал единств, религией сиб. татар. Исповедующее И. суннитского направления населе ние Сибири делится на 3 круп, этнич. группы: сиб. та тары, западносиб. казахи, поволжско-приурал. татары. Пришлые группы поволжско-приурал. татар переселя лись в Сибирь в XVI—XX вв. Все группы татар Сибири, как коренных, так и пришлых, расселялись чересполос- но с русскими и др. народами Сибири. Первые группы казахов появились на тер. Сибири в XV—XVI вв., одна ко наиболее активно регион начал заселяться казахами с XVIII в. Распространение И. среди казахов совпало по времени с принятием И. сиб. татарами. Исламизация сиб. татар и казахов знаменовала собой важные изме нения в их полит, и этнич. структурах. В XV—XVI вв. происходит формирование осн. ядра казах, народа в рамках Казахского ханства, во 2-й пол. XVI в. Сибир ское ханство превратилось в самостоят. гос-во. Доп. импульс развитие И. в Сибири получило в ре зультате толерантной политики по отношению к мусуль манам, осуществлявшейся Екатериной II и ее преемни ками. Указом Екатерины II от 22 сент. 1788 мусульмане России получили собств. конфес. орг-цию, созданную по прототипу Свящ. Синода, —Уфимское духовное ма гометанского закона собрание, в 1796 переименованное в Оренбургское Духовное собрание с местопребыванием в Уфе (см. Духовные управления мусульман Сибири ). В 1800 мусульмане получают разрешение на издание религ. книг. В 1801—04 в С.-Петербурге издается ряд учебников и словарей для татар Тобольской губ. Тем не менее вплоть до принятия Манифеста о свободе ве роисповеданий от 17 апр. 1905 мусульмане в своей пов седневной религ. жизни сталкивались в Российской им перии с различ. ограничениями и трудностями. К 1917 на тер. нынешней Российской Федерации существовало ок. 12 тыс. мусульм. общин. После Февр. революции наблюдается активизация рос. мусульман. В Москве в мае 1917 прошел Всерос сийский мусульманский съезд, сформировавший Цент
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2