Историческая энциклопедия Сибири I

тыс. т цемента в год) завод достиг в 1939. Осенью 1941 в Искитим частично эвакуировали и разместили на ЧЦЗ оборудование цемент, з-да из Кричнева (Белоруссия), цемент, и шифер, заводов из Брянска, к-рые влились в его состав. В 1945—47 в связи с нач. восстановления на­ род. хоз-ва страны и резким увеличением потребности в строит, материалах произведено переоборудование за­ вода. В 1948 произв-во достигло довоен. уровня, завод неоднократно выходил победителем во всесоюз. соц. со­ ревновании предприятий цемент, пром-ти. В 1959 началось стр-во 2-й очереди, завершившее­ ся в осн. к 1963. Это стр-во объявили Всесоюз. ударной комсомол, стройкой. На базе ЧЦЗ с 1958 началось стр- во Чернореченского з-да асбестоцементных изделий (ши­ ферного), к-рый с 1966 действует как самостоят. пред­ приятие. С 1962 с пуском 1-й технол. линии с печью 4,5х 170 м обновленное предприятие заняло ведущее место в стране среди производителей цемента. В 1975 ЧЦЗ выра­ ботал 2,6 млн т цемента и достиг предельной проект, мощ­ ности. На произв-ве работало более 3 тыс. чел. С целью быстрого увеличения числ. техн. кадров для ЧЦЗ в 1955 в Искитиме открылся Чернореченский индустр. техникум, а с 1960 на заводе —учеб.-производств, комбинат. Сокращение объемов произв-ва началось с кон. 1970-х гг. В нач. 1980-х гг. произведена частич. модернизация, что позволило вновь выйти на выпуск 2,3—2,5 млн т цемента в год. В кон. 1980-х — 1990-е гг. произошли круп, сокращения персонала — до 1,2 тыс. чел.; объ­ емы произв-ва уменьшились в 5 раз. В 1994 перестала эксплуатироваться 1-я площадка завода, построенная в годы 1-й пятилетки. В 1994 гос. предприятие «Иски­ тимцемент» приватизировано. За период с 1929 по 2004 завод выпустил ок. 88 млн т цемента. «Искитимцемент» снабжает своей продукци­ ей большинство строит, орг-ций, заводов железобетон, изделий, дорож. комплексов и др. потребителей Но­ восибирской обл. Благоприят. геогр. положение, раз­ витая инфраструктура, наличие ж.-д. и водных путей позволяет обеспечивать поставки цемента во все регио­ ны Зап. Сибири, в т. ч. предприятиям нефтегазодобыв. отрасли Кр. Севера. Лит.: Максимов Г. Г. Город, строящий города. Новосибирск, 1990; Он же. Наш Чернореченский: Хроникально-документальный рассказ. Искитим, 2004. Н.Н. Аблажей ИСЛАМ, одна из мировых монотеистических рели­ гий, ее последователи —мусульмане. Гл. принципы И. изложены в Коране. Осн. догмат —поклонение едино­ му богу Аллаху и признание Мухаммеда его пророком. Осн. направления в И. —суннизм и шиизм. Проникновение И. в среду татар, и монг. знати Си­ бирского улуса традиционно связывается с религ. ре­ формой Узбек-хана, в 1312 введшего И. в кач-ве гос. религии Золотой Орды. Условной датой начала распро­ странения И. в Сибири считается 1394—95, когда якобы первые мусульм. миссионеры стали распространять среди язычников истинную веру. Дальнейшая исламизация час­ ти языч. племен региона произошла в результате полити­ ки Муххамада Шейбани-хана (кон. XV —нач. XVI в.). Распространение И. в Сибири также неразрывно свя­ зано с контактами с Казанским ханством и Ногайской ордой. После разгрома Казанского ханства (1552) ка­ зан. муллы приглашаются ханом Кучумом в Сибир­ ское ханство для распространения И. среди сиб. татар, до этого мало затронутых мусульм. влиянием. Соглас­ но наиболее распространенной точке зрения, И. был введен Кучумом как офиц. религия Сибирского ханст­ ва в 1570-е гг. Духов, жизнь сиб. татар развивалась на общетюрк. основе. После принятия И. сильное воздействие на нее оказывали ислам, идеология и ислам, культура. Исла­ мизация проводилась зачастую насильственно. Нек-рые татар, роды, а также остяки, жившие далеко от столицы Сибирского ханства, оставались язычниками. В XVI— XVII вв. очевидно можно говорить только о небольших общинах мусульман вблизи городков и караванных ста­ нов, осн. масса тюрк, населения придерживалась тра­ диционного мировоззрения. В результате взаимодей­ ствия традиц. культур тюрк, населения региона с И. сформировался особый вариант сиб. И. в виде мусульм. синкретизма. Большую роль в складывании синкретич. мировоззрения сыграли ранние религ. представления, в первую очередь шаманизм и анимизм. Приятие И. стало поворотным событием в жизни сиб. татар. Оно открыло путь к ислам, цивилизации, И. сыграл большую роль в укреплении гос-ва сиб. та­ тар, содействовал их отказу от архаич. тенгрианской ре­ лигии. Татары усвоили основы мусульм. правоведения (фикх), свода мусульм. права, в нас. пунктах открыва­ лись мечети, а при них —нач. школы (мэктэп). Благо­ даря И. здесь распространялись араб, и перс, языки, а также араб, культура. Принятие И. еще более сближало сиб. татар с родственными казанскими, предки к-рых стали мусульманами еще в X в. И. также способствовал усилению связей сиб. татар с тюрко-мусульм. народами Ср. Азии. В Зап. Сибирь из Ср. Азии пришли мусульм. духовенство, образованные люди, вместе с ними религ. и светские книги. Старое руническое письмо сиб. татар было заменено более прогрессивным арабским. Среди сиб. татар появились образованные люди, распростра­ нялась грамотность. В результате И., бывший офиц. религией в Тюменском и Сибирском ханствах, посте­ пенно стал единств, религией сиб. татар. Исповедующее И. суннитского направления населе­ ние Сибири делится на 3 круп, этнич. группы: сиб. та­ тары, западносиб. казахи, поволжско-приурал. татары. Пришлые группы поволжско-приурал. татар переселя­ лись в Сибирь в XVI—XX вв. Все группы татар Сибири, как коренных, так и пришлых, расселялись чересполос- но с русскими и др. народами Сибири. Первые группы казахов появились на тер. Сибири в XV—XVI вв., одна­ ко наиболее активно регион начал заселяться казахами с XVIII в. Распространение И. среди казахов совпало по времени с принятием И. сиб. татарами. Исламизация сиб. татар и казахов знаменовала собой важные изме­ нения в их полит, и этнич. структурах. В XV—XVI вв. происходит формирование осн. ядра казах, народа в рамках Казахского ханства, во 2-й пол. XVI в. Сибир­ ское ханство превратилось в самостоят. гос-во. Доп. импульс развитие И. в Сибири получило в ре­ зультате толерантной политики по отношению к мусуль­ манам, осуществлявшейся Екатериной II и ее преемни­ ками. Указом Екатерины II от 22 сент. 1788 мусульмане России получили собств. конфес. орг-цию, созданную по прототипу Свящ. Синода, —Уфимское духовное ма­ гометанского закона собрание, в 1796 переименованное в Оренбургское Духовное собрание с местопребыванием в Уфе (см. Духовные управления мусульман Сибири ). В 1800 мусульмане получают разрешение на издание религ. книг. В 1801—04 в С.-Петербурге издается ряд учебников и словарей для татар Тобольской губ. Тем не менее вплоть до принятия Манифеста о свободе ве­ роисповеданий от 17 апр. 1905 мусульмане в своей пов­ седневной религ. жизни сталкивались в Российской им­ перии с различ. ограничениями и трудностями. К 1917 на тер. нынешней Российской Федерации существовало ок. 12 тыс. мусульм. общин. После Февр. революции наблюдается активизация рос. мусульман. В Москве в мае 1917 прошел Всерос­ сийский мусульманский съезд, сформировавший Цент

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2