Историческая энциклопедия Сибири I

(или кинжалами), ножами асимметрично-треугольной и пластинчатой формы, рубящими орудиями —трапецие- вид. желобчатым теслами с острой спинкой и плоскими малыми теслами, круп. овал, скреблами. Популярны комбинир. орудия, где основа делалась из кости, а лез­ вие из кремневых вкладышей, —это наконечники копий, ножи. Кост, орудия представлены остриями, шильями, иглами. Одежда погребенных украшена подвесками из зубов животных, в т. ч. расщепленными клыками ка­ бана. Осн. занятием населения была охота. Соч.: Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайка­ лья / / МИА 18. М.; Л., 1950; Неолит Северной Евразии / / А р ­ хеология. М., 1996. В. И. Молодин ИСЕТСКИЙ ПРОЕКТ , проект канала, соединяю­ щего Волжско-Камский речной бас. с Обь-Иртышским. Выдвинут в 1797 ген.-майором О.И . Новицким. Новицкий обосновывал практич. возможность соеди­ нения гл. речных бассейнов страны каналами и шлюз, системами в единую глубоковод. сеть внутр. путей сооб­ щения, менее дорогостоящую по сравнению с сухопут. трактами. Первоочередные усилия предполагалось со­ средоточить на соединении Волго-Камского бас. с Обь- Иртышским посредством постройки шлюз, системы че­ рез Уральский водораздел. Первыми на инициативу Новицкого положительно отреагировали владельцы Ревдинских железоделатель­ ных з-дов, к-рых привлекла перспектива получить кон­ троль над будущим гл. торговым путем между Европ. Россией и Сибирью. В 1815 они произвели изыскания, разработали техн. проект и запросили гос. субсидию на постройку судоход, канала, соединяющего истоки рек Чусовая и Исеть по трассе заводского технол. водово­ да. Проект, получивший назв. «Исетский», предпола­ гал устройство 8-км «прокопа», соединяющего Чусовую с истоком р. Решетка по трассе водовода, а также со­ оружение 110 большемерных шлюзов: 51 на зап. скло­ не Урала и 59 —на восточном. Вся соединит, система протяж. 1472 версты начиналась в 40 км от Перми и заканчивалась у Тобольска. Однако выяснилось, что судоходство по искусств, гидросистеме через Уральский водораздел требует дноуг- лубит. и др. гидротехн. работ на реках Чусовая, Исеть и Тобол. Как следствие, стоимость проектируемого соору­ жения оценивалась в 60 млн руб. Еще 30 млн требовало бы ежегодное преднавигац. восстановление водного пу­ ти. В результате широкой обществ, критики реализация И. п. и конкурирующих с ним вариантов соединения Волжско-Камского и Обь-Иртышского речных бассейнов остановилась на стадии технико-экон. изысканий. Лит.: Русское судоходство. 1888. № 29; Ламин В.А., Пленкин В.Ю ., Ткаченко В.Я. Глобальный трек: развитие транспортной сис­ темы на востоке страны. Екатеринбург, 1999. В. В. Ламин ИСЕТСКОЕ, село в Тюменской обл., адм. центр Исетского р-на, расположено в 70 км к югу от Тюме­ ни. Основано в 1650 тобольским конным казаком Д.И. Андреевым как острог на левом берегу р. Исеть ниже устья р. Юрумпа рядом с оз. Лебяжье. С момента осно­ вания до 1719 Исетский острог входил в состав Тюменс­ кого у., в 1738—44 —город, центр Исетской провинции, затем дистрикта (до 1782), после причислен к Ялуто­ ровскому у. (с 1822 до 1897 —округ) Тобольской губ. как Исетская слоб. С 1923 —район, центр. Исетский острог представлял собой «рубленый» го­ род с 4 башнями по углам; впоследствии неск. раз пере­ страивался. В сер. XVIII в. внутри острога размещались 2 церкви (Богоявленская и Богородицкая), канцелярия и дом комиссара дистрикта; вокруг стен располагалось ок. 100 жилых дворов, также обнесенных стеной с 3 проезжими воротами, над к-рыми возвышались башни. Исетский острог был основан прежде всего как укреп, пункт для защиты рус. поселений на юж. окраине Си­ бири и вскоре был заселен беломестными казаками. В нем размещались также драгунские команды. Плодород. земли, удобное местоположение притягивали сюда крес­ тьян, что позволило Исетскому острогу стать одним из крупнейших нас. пунктов рус. Сибири южнее Тюмени. Первонач. население сложилось из крестьян соседних слобод, а затем явственно прослеживается сильный по­ ток крест, колонизации с Прикамья и Рус. Севера. В Исетском остроге в 1771 вместе с близлежащими де­ ревнями насчитывалось 312 дворов и проживало ок. 2 608 чел. Первонач. основой хоз. занятий населения было хлебопашество, быстро ставшее товарным: хлеб сдавался в казну, отвозился на продажу на Ирбит- скую ярмарку. В XVIII в. Исетский острог стал круп, аграрно-пром. центром Зауралья . В нем еженедельно проходил торг; местоположение на большой трактовой дороге способствовало развитию ремесел и пром-ти. В сер. 1760-х гг. в Исетской вол. действовало 44 кузни­ цы, 90 мельниц, 20 овчинных мастерских, 15 кожевен, 32 мыловарни, 2 красильни, 3 стекол, завода и шляп­ ная мастерская. В кон. XIX в. слобода состояла из 744 дворов, в к-рых проживало 4 790 чел. В 2002 числ. населения И. составила 7,2 тыс. чел. Действуют ср. школа (1936), дет. школа искусств, 2 дома культуры, 3 б-ки, краевед, музей (1974), район, больница, поликлиника, вод. лечебница (с 1980-х гг.). Архит. памятник —здание сел. больницы (1792). В р-не находятся древ, поселения и могильники (XI—XII вв. до н. э.), здания церквей (кон. XVII—XVIII вв.). Лит.: Резун Д .Я ., Васильевский Р .С . Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989; География России: Энциклопедичес­ кий словарь. М., 1998; Большая Тюменская энциклопедия. Тю­ мень, 2004. Т. 2. Д.Я. Резун, И.Р. Соколовский ИСИЛЬКУЛЬ , город обл. подчинения в Омской обл., адм. центр одноим. р-на. Расположен на Ишим- ской равнине, в уроч. Камышловский в 145 км к западу от Омска. Ж.-д. станция на Транссибирской магистра­ ли . Узел автомоб. дорог; в 3 км к северу от И. прохо­ дит трасса Омск—Челябинск. С 1894 —ж.-д. станция на Транссибе, при ней —пос. Павловка. С 1924 —район, центр. В 1939 —И. преобразован в п. г. т. С 1945 го­ род, с 1963 город обл. подчинения. Числ. населения (тыс. чел.): 1959 - 25,1; 1970 - 26; 1979 - 25,7; 1989 - 26,4; 1998 - 27,4; 2002 - 26,5; 2005 - 26,4. В 1894 в связи с постройкой Транссиба возникла небольшая ж.-д. ст. Исиль-Куль (с тюрк, «гнилое озе­ ро»). Пристанционный пос. Павловка разрастался за счет притока переселенцев. Жители занимались с. х., торговлей, работали на ж. д. И. был одним из центров экспорта сиб. слив, масла. В 1915 в пос. имелось 10 лавок, 3 склада земледел. орудий, склад швейных ма­ шин, действовала 1-классная церк.-приход, школа. В послевоен. время наблюдался осн. рост города: в 1929 здесь 858 строений, в 1957 —уже 3,7 тыс. В 1945—46 построен большой локомотивный городок для ремонта и обслуживания поездов. В 1956 в связи с электрифи­ кацией ж. д. в И. пришел пром. ток. К 1960 был полно­ стью электрифицирован. В 1960-е гг. в И. действовали кирпич, и железобетон, изделий з-ды, мясной и масло­ дел. комб-ты, трикотаж, и мебельная ф-ки, предприятия ж.-д. и автомоб. транспорта, круп, элеватор. В связи с распадом СССР И. стал пограничным. Рост населения в 1990-х гг. связан гл. обр. с притоком рус. переселен­ цев из Казахстана. В Исилькульском р-не выращивают различ. с.-х. культуры. Развито мясо-молочное жив-во. Близ И. расположен Исилькульский плодопитомник, ос

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2