Историческая энциклопедия Сибири I
(или кинжалами), ножами асимметрично-треугольной и пластинчатой формы, рубящими орудиями —трапецие- вид. желобчатым теслами с острой спинкой и плоскими малыми теслами, круп. овал, скреблами. Популярны комбинир. орудия, где основа делалась из кости, а лез вие из кремневых вкладышей, —это наконечники копий, ножи. Кост, орудия представлены остриями, шильями, иглами. Одежда погребенных украшена подвесками из зубов животных, в т. ч. расщепленными клыками ка бана. Осн. занятием населения была охота. Соч.: Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайка лья / / МИА 18. М.; Л., 1950; Неолит Северной Евразии / / А р хеология. М., 1996. В. И. Молодин ИСЕТСКИЙ ПРОЕКТ , проект канала, соединяю щего Волжско-Камский речной бас. с Обь-Иртышским. Выдвинут в 1797 ген.-майором О.И . Новицким. Новицкий обосновывал практич. возможность соеди нения гл. речных бассейнов страны каналами и шлюз, системами в единую глубоковод. сеть внутр. путей сооб щения, менее дорогостоящую по сравнению с сухопут. трактами. Первоочередные усилия предполагалось со средоточить на соединении Волго-Камского бас. с Обь- Иртышским посредством постройки шлюз, системы че рез Уральский водораздел. Первыми на инициативу Новицкого положительно отреагировали владельцы Ревдинских железоделатель ных з-дов, к-рых привлекла перспектива получить кон троль над будущим гл. торговым путем между Европ. Россией и Сибирью. В 1815 они произвели изыскания, разработали техн. проект и запросили гос. субсидию на постройку судоход, канала, соединяющего истоки рек Чусовая и Исеть по трассе заводского технол. водово да. Проект, получивший назв. «Исетский», предпола гал устройство 8-км «прокопа», соединяющего Чусовую с истоком р. Решетка по трассе водовода, а также со оружение 110 большемерных шлюзов: 51 на зап. скло не Урала и 59 —на восточном. Вся соединит, система протяж. 1472 версты начиналась в 40 км от Перми и заканчивалась у Тобольска. Однако выяснилось, что судоходство по искусств, гидросистеме через Уральский водораздел требует дноуг- лубит. и др. гидротехн. работ на реках Чусовая, Исеть и Тобол. Как следствие, стоимость проектируемого соору жения оценивалась в 60 млн руб. Еще 30 млн требовало бы ежегодное преднавигац. восстановление водного пу ти. В результате широкой обществ, критики реализация И. п. и конкурирующих с ним вариантов соединения Волжско-Камского и Обь-Иртышского речных бассейнов остановилась на стадии технико-экон. изысканий. Лит.: Русское судоходство. 1888. № 29; Ламин В.А., Пленкин В.Ю ., Ткаченко В.Я. Глобальный трек: развитие транспортной сис темы на востоке страны. Екатеринбург, 1999. В. В. Ламин ИСЕТСКОЕ, село в Тюменской обл., адм. центр Исетского р-на, расположено в 70 км к югу от Тюме ни. Основано в 1650 тобольским конным казаком Д.И. Андреевым как острог на левом берегу р. Исеть ниже устья р. Юрумпа рядом с оз. Лебяжье. С момента осно вания до 1719 Исетский острог входил в состав Тюменс кого у., в 1738—44 —город, центр Исетской провинции, затем дистрикта (до 1782), после причислен к Ялуто ровскому у. (с 1822 до 1897 —округ) Тобольской губ. как Исетская слоб. С 1923 —район, центр. Исетский острог представлял собой «рубленый» го род с 4 башнями по углам; впоследствии неск. раз пере страивался. В сер. XVIII в. внутри острога размещались 2 церкви (Богоявленская и Богородицкая), канцелярия и дом комиссара дистрикта; вокруг стен располагалось ок. 100 жилых дворов, также обнесенных стеной с 3 проезжими воротами, над к-рыми возвышались башни. Исетский острог был основан прежде всего как укреп, пункт для защиты рус. поселений на юж. окраине Си бири и вскоре был заселен беломестными казаками. В нем размещались также драгунские команды. Плодород. земли, удобное местоположение притягивали сюда крес тьян, что позволило Исетскому острогу стать одним из крупнейших нас. пунктов рус. Сибири южнее Тюмени. Первонач. население сложилось из крестьян соседних слобод, а затем явственно прослеживается сильный по ток крест, колонизации с Прикамья и Рус. Севера. В Исетском остроге в 1771 вместе с близлежащими де ревнями насчитывалось 312 дворов и проживало ок. 2 608 чел. Первонач. основой хоз. занятий населения было хлебопашество, быстро ставшее товарным: хлеб сдавался в казну, отвозился на продажу на Ирбит- скую ярмарку. В XVIII в. Исетский острог стал круп, аграрно-пром. центром Зауралья . В нем еженедельно проходил торг; местоположение на большой трактовой дороге способствовало развитию ремесел и пром-ти. В сер. 1760-х гг. в Исетской вол. действовало 44 кузни цы, 90 мельниц, 20 овчинных мастерских, 15 кожевен, 32 мыловарни, 2 красильни, 3 стекол, завода и шляп ная мастерская. В кон. XIX в. слобода состояла из 744 дворов, в к-рых проживало 4 790 чел. В 2002 числ. населения И. составила 7,2 тыс. чел. Действуют ср. школа (1936), дет. школа искусств, 2 дома культуры, 3 б-ки, краевед, музей (1974), район, больница, поликлиника, вод. лечебница (с 1980-х гг.). Архит. памятник —здание сел. больницы (1792). В р-не находятся древ, поселения и могильники (XI—XII вв. до н. э.), здания церквей (кон. XVII—XVIII вв.). Лит.: Резун Д .Я ., Васильевский Р .С . Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989; География России: Энциклопедичес кий словарь. М., 1998; Большая Тюменская энциклопедия. Тю мень, 2004. Т. 2. Д.Я. Резун, И.Р. Соколовский ИСИЛЬКУЛЬ , город обл. подчинения в Омской обл., адм. центр одноим. р-на. Расположен на Ишим- ской равнине, в уроч. Камышловский в 145 км к западу от Омска. Ж.-д. станция на Транссибирской магистра ли . Узел автомоб. дорог; в 3 км к северу от И. прохо дит трасса Омск—Челябинск. С 1894 —ж.-д. станция на Транссибе, при ней —пос. Павловка. С 1924 —район, центр. В 1939 —И. преобразован в п. г. т. С 1945 го род, с 1963 город обл. подчинения. Числ. населения (тыс. чел.): 1959 - 25,1; 1970 - 26; 1979 - 25,7; 1989 - 26,4; 1998 - 27,4; 2002 - 26,5; 2005 - 26,4. В 1894 в связи с постройкой Транссиба возникла небольшая ж.-д. ст. Исиль-Куль (с тюрк, «гнилое озе ро»). Пристанционный пос. Павловка разрастался за счет притока переселенцев. Жители занимались с. х., торговлей, работали на ж. д. И. был одним из центров экспорта сиб. слив, масла. В 1915 в пос. имелось 10 лавок, 3 склада земледел. орудий, склад швейных ма шин, действовала 1-классная церк.-приход, школа. В послевоен. время наблюдался осн. рост города: в 1929 здесь 858 строений, в 1957 —уже 3,7 тыс. В 1945—46 построен большой локомотивный городок для ремонта и обслуживания поездов. В 1956 в связи с электрифи кацией ж. д. в И. пришел пром. ток. К 1960 был полно стью электрифицирован. В 1960-е гг. в И. действовали кирпич, и железобетон, изделий з-ды, мясной и масло дел. комб-ты, трикотаж, и мебельная ф-ки, предприятия ж.-д. и автомоб. транспорта, круп, элеватор. В связи с распадом СССР И. стал пограничным. Рост населения в 1990-х гг. связан гл. обр. с притоком рус. переселен цев из Казахстана. В Исилькульском р-не выращивают различ. с.-х. культуры. Развито мясо-молочное жив-во. Близ И. расположен Исилькульский плодопитомник, ос
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2