Историческая энциклопедия Сибири I
ус. (XVIII —нач. XX в.) искусства (1976), иркут. икон 1991), яп. цветной гравюры (1990). Лит.: Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т. 1. ИРКУТСКИЙ ОКРУГ, образован в июне 1926 в ходе районирования Сибири в пределах Иркутского, Верхоленского, Бодайбинского и части Зиминского у. Иркутской губ. Входил в Сибирский кр. Адм. центр — Иркутск. Числ. населения (1926) —471 тыс. чел. Уд. вес гор. населения 31,3%. Нац. состав: русские —89,1 %; буряты —2,4; евреи — 1,9; татары — 1,7; украинцы — 1,4; белорусы — 1,1; поляки — 0,7; якуты — 0,3%. К 1929 в составе И. о. 11 р-нов, 238 сельсоветов, 4 города, 3 р. п.; площадь —308 тыс. кв. км. В 1929 в И. о. вошла часть упраздненного Тулунского окр. Ликвидирован в связи с упразднением окружного деления в июле 1930. Тер. округа вошла в Восточно-Сибирский кр. См. Административно-территориальное устройст во Сибири и Дальнего Востока. В.А. Ильиных ИРКУТСКОГО ГОРОДСКОГО ТЕАТРА ЗДА НИЕ, памятник архитектуры федер. значения. Постро ено в 1894—97 по конкурс, проекту акад. архитектуры В.А. Шретера на средства горожан. Шедевр архитек туры, формы к-рого оказали влияние на формирова ние мест, архит. вкусов и оказали влияние на гражд. зодчество Иркутска кон. XIX —нач. XX в. Для здания характерно ощущение монументальности и массивнос ти, что достигается слабым расчленением 1-го этажа, покрытого дощатым рустом. Свобод, постановка теат ра на уч-ке определила равную загруженность декором всех фасадов с наибольшей насыщенностью на перед, объеме. Полихром, окраска стен увеличивает впечат ление праздничности здания. Декор, убранство фасадов и интерьеров решено в духе эклектики с применением элементов классицизма. Внутр. помещения небольших размеров, но многообразны в пространственном решении, праздничны и торжественны. Прямоугольный в плане 4- ярусный зрит, зал окружен коридором с располож. по внеш. периметру кольцом фойе и лестниц. Каждый ярус охвачен вереницей небольших кулуаров и пространств. Здание сохраняет удобство в эксплуатации и использу ется по первонач. назначению —как драмтеатр. Лит.: Беседина О .Н . Памятники архитектуры г. Иркутс ка (XVIII — начало XX в.) / / Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири: Сб. науч. статей. Новосибирск, 1991. А. Г. Туманик ИРКУТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО, учреждено в 1706 в составе митрополии Тобольской и Сибирской. Объединяло юг Прибайкалья и Забайкалье (за искл. Селенгинского Троицкого мон-ря и приграничных с Китаем территорий), что составляло 42 церкви и 4 мо настыря: Иркутский Вознесенский муж. (1672), И р кутский Знаменский жен. (1693), Посольский Спасо- Преображенский муж. (1682), Нерчинский Успенский муж. (1664). Глава викариатства именовался епископом Иркутским и Нерчинским. С 1709 из-за отсутствия ви кариев в Иркутске И. в. управлялось местоблюстите лями, назначавшимися из настоятелей Вознесенского мон-ря: Антонием (Платковским), Мисаилом (Трусо вым), позднее иркут. прот. П.Г. Шульгиным. Прекра тило свое существование в 1727 после учреждения са мостоят. Иркутской епархии. Викарии епархии: еп. Варлаам (Коссовский, 1706— 14), митр. Игнатий (Смола, 1721). А.П. Санников ИРКУТСКОЕ ГЕНЕРАЛ ГУБЕРНАТОРСТВО преобразовано из генерал-губернаторства Вост. Си бири 2 июня 1887, существовало до 1917. Центр — И р кутск. Включало Енисейскую и И рк ут ск ую губ ., Якутскую обл., с 1906 — Забайкальскую обл. С 12 июня 1889 иркутский генерал-губернатор стал имено ваться иркутским воен. генерал-губернатором. Упр-ние осуществлял генерал-губернатор при помощи канцеля рии, заменившей упраздненное в 1887 Главное управле ние Восточной Сибири. В нач. XX в. функции воен. и гражд. упр-ния разделены. Существовало до 1917. Н.П. Матханова ИРКУТСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1906 О ПУТЯХ СООБЩЕНИЯ В СИБИРИ, совещание общегос. мас штаба по вопросам развития единой транспорт, сети Сибири. Проходило в Иркутске под пред. генерал-гу бернатора Вост. Сибири А.Н. Селиванова 13—23 дек. 1906. В совещании участвовали представители сиб. об щественности, крест, об-в и гор. управ, специалисты Мин-ва путей сообщения (МПС), столич. и мест, жур налисты, авторы проектов транспорт, стр-ва. Совеща ние имело задачей разработать единый план стр-ва сиб. путей сообщения с учетом многочисл. и разнонаправ ленных обществ, инициатив. Участники совещания разделились на 2 проти воборств. группы — условно, «южан» и «северян». «Южане» выступали за усиление пропускных мощ ностей Транссибирской магистрали и ее продолжение до соединения с Уссурийской линией. Стр-во ответв лений от Транссиба восточнее Енисея и широтных ж.- д. линий в Зап. Сибири они предлагали вести в юж., преим. аграрных, грузообразующих р-нах. «Северяне» обращали внимание на то, что даже макс. возможное усиление Транссиба не разрешит транспорт, проблемы территорий, удаленных от ж. д. на 300—400 км, т. е. находящихся за пределами непосредств. экон. воздейст вия Транссибирской магистрали. Не отрицая необ ходимости развития путей сообщения в хлебородных р-нах Сибири, «северяне» предлагали осн. усилия со средоточить на транспорт, обеспечении сев. зон как наи более экономически перспективных. При этом указы валось на невозможность решения транспорт, проблем только за счет интенсификации судоходства по сиб. ре кам, как это предлагали «южане». «Северяне» высту пали за формирование такой транспорт, системы, к рая бы обеспечивала свобод, от посреднических поборов вы ход сиб. торговли на междунар. рынки: западноевроп. и тихоокеан. Для выхода на западноевроп. рынок пред лагались проект Обь-Северной (Полярной) магистрали от низовьев Оби ( Берёзов , Обдорск или иной пункт) через Сев. Урал к одной из бухт на аркт. побережье Европ. России (а в конечном счете —до Архангельска) и проект ж. д. Енисейск—Нарым—Тобольск, к рая бы при условии ее соединения с Екатеринбург-Тюменской и затем Архангельской линиями обеспечивала транс порт. связь обшир. территорий Обь-Иртышского и Ан гаро-Енисейского бас. с пром. центрами Урала, Европ. России и зарубеж. странами. Совещание приняло рекомендации о сооружении 2-й колеи Транссиба, соединении дороги с пристанью Усть-Кут, стр-ве Амурской, Минусинской, Туркеста- но-Сибирской, Северо-Сибирской, Южно-Сибирской и нек-рых др. ж. д. Было отмечено, что в Сибири стр-во подъездных путей должно осуществляться только при наличии резервов пропускной возможности широт, ма гистралей. Одно из центр, мест на совещании заняли проекты нового ж.-д. стр ва в полигоне будущей Б а й кало-Амурской магистрали. Рекомендации совещания существенно (по отд. направлениям —на неск. десяти летий) опередили сложившийся впоследствии реальный процесс формирования транспорт, системы Сибири и в целом России. Наиболее перспективными оказались проекты для сев. экономико-геогр. зон, а также проек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2