Историческая энциклопедия Сибири I

ус. (XVIII —нач. XX в.) искусства (1976), иркут. икон 1991), яп. цветной гравюры (1990). Лит.: Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т. 1. ИРКУТСКИЙ ОКРУГ, образован в июне 1926 в ходе районирования Сибири в пределах Иркутского, Верхоленского, Бодайбинского и части Зиминского у. Иркутской губ. Входил в Сибирский кр. Адм. центр — Иркутск. Числ. населения (1926) —471 тыс. чел. Уд. вес гор. населения 31,3%. Нац. состав: русские —89,1 %; буряты —2,4; евреи — 1,9; татары — 1,7; украинцы — 1,4; белорусы — 1,1; поляки — 0,7; якуты — 0,3%. К 1929 в составе И. о. 11 р-нов, 238 сельсоветов, 4 города, 3 р. п.; площадь —308 тыс. кв. км. В 1929 в И. о. вошла часть упраздненного Тулунского окр. Ликвидирован в связи с упразднением окружного деления в июле 1930. Тер. округа вошла в Восточно-Сибирский кр. См. Административно-территориальное устройст­ во Сибири и Дальнего Востока. В.А. Ильиных ИРКУТСКОГО ГОРОДСКОГО ТЕАТРА ЗДА НИЕ, памятник архитектуры федер. значения. Постро­ ено в 1894—97 по конкурс, проекту акад. архитектуры В.А. Шретера на средства горожан. Шедевр архитек­ туры, формы к-рого оказали влияние на формирова­ ние мест, архит. вкусов и оказали влияние на гражд. зодчество Иркутска кон. XIX —нач. XX в. Для здания характерно ощущение монументальности и массивнос­ ти, что достигается слабым расчленением 1-го этажа, покрытого дощатым рустом. Свобод, постановка теат­ ра на уч-ке определила равную загруженность декором всех фасадов с наибольшей насыщенностью на перед, объеме. Полихром, окраска стен увеличивает впечат­ ление праздничности здания. Декор, убранство фасадов и интерьеров решено в духе эклектики с применением элементов классицизма. Внутр. помещения небольших размеров, но многообразны в пространственном решении, праздничны и торжественны. Прямоугольный в плане 4- ярусный зрит, зал окружен коридором с располож. по внеш. периметру кольцом фойе и лестниц. Каждый ярус охвачен вереницей небольших кулуаров и пространств. Здание сохраняет удобство в эксплуатации и использу­ ется по первонач. назначению —как драмтеатр. Лит.: Беседина О .Н . Памятники архитектуры г. Иркутс­ ка (XVIII — начало XX в.) / / Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири: Сб. науч. статей. Новосибирск, 1991. А. Г. Туманик ИРКУТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО, учреждено в 1706 в составе митрополии Тобольской и Сибирской. Объединяло юг Прибайкалья и Забайкалье (за искл. Селенгинского Троицкого мон-ря и приграничных с Китаем территорий), что составляло 42 церкви и 4 мо­ настыря: Иркутский Вознесенский муж. (1672), И р ­ кутский Знаменский жен. (1693), Посольский Спасо- Преображенский муж. (1682), Нерчинский Успенский муж. (1664). Глава викариатства именовался епископом Иркутским и Нерчинским. С 1709 из-за отсутствия ви­ кариев в Иркутске И. в. управлялось местоблюстите­ лями, назначавшимися из настоятелей Вознесенского мон-ря: Антонием (Платковским), Мисаилом (Трусо­ вым), позднее иркут. прот. П.Г. Шульгиным. Прекра­ тило свое существование в 1727 после учреждения са­ мостоят. Иркутской епархии. Викарии епархии: еп. Варлаам (Коссовский, 1706— 14), митр. Игнатий (Смола, 1721). А.П. Санников ИРКУТСКОЕ ГЕНЕРАЛ ГУБЕРНАТОРСТВО преобразовано из генерал-губернаторства Вост. Си­ бири 2 июня 1887, существовало до 1917. Центр — И р ­ кутск. Включало Енисейскую и И рк ут ск ую губ ., Якутскую обл., с 1906 — Забайкальскую обл. С 12 июня 1889 иркутский генерал-губернатор стал имено­ ваться иркутским воен. генерал-губернатором. Упр-ние осуществлял генерал-губернатор при помощи канцеля­ рии, заменившей упраздненное в 1887 Главное управле­ ние Восточной Сибири. В нач. XX в. функции воен. и гражд. упр-ния разделены. Существовало до 1917. Н.П. Матханова ИРКУТСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1906 О ПУТЯХ СООБЩЕНИЯ В СИБИРИ, совещание общегос. мас­ штаба по вопросам развития единой транспорт, сети Сибири. Проходило в Иркутске под пред. генерал-гу­ бернатора Вост. Сибири А.Н. Селиванова 13—23 дек. 1906. В совещании участвовали представители сиб. об­ щественности, крест, об-в и гор. управ, специалисты Мин-ва путей сообщения (МПС), столич. и мест, жур­ налисты, авторы проектов транспорт, стр-ва. Совеща­ ние имело задачей разработать единый план стр-ва сиб. путей сообщения с учетом многочисл. и разнонаправ­ ленных обществ, инициатив. Участники совещания разделились на 2 проти­ воборств. группы — условно, «южан» и «северян». «Южане» выступали за усиление пропускных мощ­ ностей Транссибирской магистрали и ее продолжение до соединения с Уссурийской линией. Стр-во ответв­ лений от Транссиба восточнее Енисея и широтных ж.- д. линий в Зап. Сибири они предлагали вести в юж., преим. аграрных, грузообразующих р-нах. «Северяне» обращали внимание на то, что даже макс. возможное усиление Транссиба не разрешит транспорт, проблемы территорий, удаленных от ж. д. на 300—400 км, т. е. находящихся за пределами непосредств. экон. воздейст­ вия Транссибирской магистрали. Не отрицая необ­ ходимости развития путей сообщения в хлебородных р-нах Сибири, «северяне» предлагали осн. усилия со­ средоточить на транспорт, обеспечении сев. зон как наи­ более экономически перспективных. При этом указы­ валось на невозможность решения транспорт, проблем только за счет интенсификации судоходства по сиб. ре­ кам, как это предлагали «южане». «Северяне» высту­ пали за формирование такой транспорт, системы, к рая бы обеспечивала свобод, от посреднических поборов вы­ ход сиб. торговли на междунар. рынки: западноевроп. и тихоокеан. Для выхода на западноевроп. рынок пред­ лагались проект Обь-Северной (Полярной) магистрали от низовьев Оби ( Берёзов , Обдорск или иной пункт) через Сев. Урал к одной из бухт на аркт. побережье Европ. России (а в конечном счете —до Архангельска) и проект ж. д. Енисейск—Нарым—Тобольск, к рая бы при условии ее соединения с Екатеринбург-Тюменской и затем Архангельской линиями обеспечивала транс­ порт. связь обшир. территорий Обь-Иртышского и Ан­ гаро-Енисейского бас. с пром. центрами Урала, Европ. России и зарубеж. странами. Совещание приняло рекомендации о сооружении 2-й колеи Транссиба, соединении дороги с пристанью Усть-Кут, стр-ве Амурской, Минусинской, Туркеста- но-Сибирской, Северо-Сибирской, Южно-Сибирской и нек-рых др. ж. д. Было отмечено, что в Сибири стр-во подъездных путей должно осуществляться только при наличии резервов пропускной возможности широт, ма­ гистралей. Одно из центр, мест на совещании заняли проекты нового ж.-д. стр ва в полигоне будущей Б а й ­ кало-Амурской магистрали. Рекомендации совещания существенно (по отд. направлениям —на неск. десяти­ летий) опередили сложившийся впоследствии реальный процесс формирования транспорт, системы Сибири и в целом России. Наиболее перспективными оказались проекты для сев. экономико-геогр. зон, а также проек

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2