Историческая энциклопедия Сибири I

разования и способствовало формированию бурят, нац. интеллигенции. В 1920—30-е гг. в Агинском аймаке развернулась «культурная революция», радикально изменившая об­ раз жизни и быт корен, населения. Введение в 1930 латинизир. бурят, алфавита, а затем в 1939 перевод его на кириллицу заменили монг. класспч. линейную письменность, способствовали быстрой ликвидации массовой неграмотности. Негатив, стороной культур, преобразований стала антирелиг. политика сов. влас­ ти, направленная на ликвидацию дацанов и ламаист, духовенства. В послевоен. годы борьба с буддизмом была неск. ослаблена. В 1946 власти санкционирова­ ли восстановление Агинского дацана. В кон. 1960-х гг. в числе светских учреждений культуры округа дейс­ твовало 40 б-к, 50 клубов, 50 киноустановок; в 1983 — 49 б-к, 57 клубов, 71 киноустановка; в нач. XXI в. — 46 клубов, 45 б-к, 14 музеев, 5 народ, театров. Посто­ янно уделялось внимание развитию нац. лит. и искусст­ ва. В наст, время в округе действуют ансамбль песни и танца «Амар Сайн», фольклор, ансамбль «Тумэн Жар- галан». Сохранению традиций буддизма способствует празднование 6 больших хуралов (буддист, праздни­ ков): Саалган, Дуйнхор, Гандан-Шунсэрмэ, Майдари, Лхабаб-Дуйсэн, Зула. В целях охраны окруж. среды в А. Б. а. о. созданы нац. парк Алханай, 2 заказника —Дульдургинский, Зан- та. Охраняемыми памятниками природы стали 17 ботан., 21 водный, 3 комплекс., 1 зоол., 13 геол. объектов. Лит.: Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят. Улан- Удэ, 1962; Тумунов Ж . Очерки из истории агинских бурят. Улан- Удэ, 1988; Стрельников В.Г. Природа Агинской степи. Чита, 2000; Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2005: Стат. сб. М., 2006. Р.Е. Романов АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОКРУГ см. Агинский Бурятский автономный округ. АГИНСКИЙ ДАЦАН (тибет. назв. —Даши Лхун- дублинг), действующий буддийск. монастырь в с. Амит- хаша, в 7 км сев.-западнее п. г. т. Агинское ( Забай ­ кальский кр.). Основан в 1811, первонач. существовал как войлоч. дуган. История формирования архит. об­ лика А. д. отразила осн. этапы становления и разви­ тия культового зодчества у бурят в ХУШ—XIX вв. 1-й камен. цогчен-дуган (гл. собор, храм) возводился рус. мастером «без плана». Общая конструкция одноглавой правосл. церкви была приспособлена для ламаист, куль­ тового здания, к-рое строилось в 1811—16. Его божест­ вами-хранителями (бурят, сахюусан) стали Жамсаран и Лхамо. Первонач. А. д. состоял из цогчен-дугана и 4 аймачных сумэ: Джуд (Дэмчок, 1811), Дуйнхор (1811), Манла(1816) и Гунгриг (1816). В 1895—1903 разрешено расширение существующих малых храмов и санкциони­ ровано стр-во новых, в результате чего их общее кол- во достигло 13. В богослужениях принимали участие до 700 лам, начиная от ширетуя и кончая нештат. гелонгом (см. Буддийское духовенство). Кроме того, в комплекс А. д. входили и 4 аймач. сумэ, сначала располагавши­ еся внутри общей монастыр. ограды, а с кон. XIX в. — за ее пределами. В отличие от культовых строений, предназначавшихся для верующих всего прихода, ай­ мач. сумэ имели статус «частных» храмов опред. р-на — приходского аймака. В кон. XIX в. А. д. был широко известен за предела­ ми Забайкалья своей мед., филос. и астрол. школами. Славилась и его печатня (Барай-сумэ), в к-рой храни­ лось более 40 тыс. ксилогр. досок с тибет. и монг. тек­ стами, а также деревян. клише с рисунками для книг и культовыми изображениями. А. д. издавал все осн. и толковательные учебники для дацанских школ цаннит, манба, чжуд и дуйнхор, тогда как др. дацаны Забай­ калья имели матрицы учеб. лит. только для школ цан­ нит и манба. Здесь также издавались азбуки, пособия по грамматике и тибет.-монг. словари, ритуал, тексты быт. обрядности на тибет. и монг. яз. для лам и мирян, популяр, буддийск. лит. на монг. яз. В кон. 1930-х гг. А. д. был закрыт, большинство зданий разобрано, а уцелевшие использовались в свет­ ских целях. Принадлежавшие А. д. предметы культа и религ. искусства пополнили экспозиции и фонды музеев Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ, оставшееся имущество подверглось разграблению. В 1946 А. д. открыт заново. С 1993 при А. д. действует Агинский бурятский буд­ дийский ин-т (АББИ ), негос. религ. высш. учеб. заве­ дение, осуществляющее обучение буддийск. философии и тибетской медицине. В 2001 на базе АББИ открыто отд-ние дистанционного обучения, дающее светское об­ разование параллельно с духовным. В 2002 после рес­ таврации стал действовать гл. собор, храм. Сокр. перепеч.: Забайкальская энциклопедия. Чита, 2003. Т. 2. Д.С. Жамсуева АГИОГРАФИЯ сибирская XVII в., вид церк. ли­ тературы —жизнеописания святых. В области А. в Си­ бири в XVII в. было создано всего 2 жития — Василия Мангазейского и Симеона Верхотурского —и Сказа­ ние о явлении и чудесах Абалакской « Знамение » ико­ ны Божией матери. Наиболее раннее из них — Сказа­ ние о Абалацкой иконе, где рассказывается, как вдове Марии из окрестностей с. Абалак близ Тобольска во сне являлась икона Знамения Богородицы в сопровож­ дении свв. Марии Египетской и Николая Мирликий- ского, приказывая строить церковь в Абалаке во имя Знамения. Явления повторялись неск. раз, прежде чем Мария решилась сказать о них своему духов, отцу и архиепископу. С этого времени начали строить цер­ ковь. В первонач. ред. Сказание было создано в 1641, возможно Саввой Есиповым на основании следств. де­ ла о явлении иконы в 1636. Текст ранней ред., опубл. А. Юрьевским, еще близок документу по манере изло­ жения, но в нем уже исключены мн. конкрет. сведения, добавлены предисловие и ритор, отступления с оценкой событий. В дальнейшем вплоть до 1670-х гг. Сказание пополняется рассказами о чудесах, принадлежащими разным лицам. Выделяется группа чудес сер. 1640-х гг., связанная с именем свящ. Павла Стефанова (доп. све­ дений нет), а также чудеса, записанные тобол. митр. Корнилием (1664—77) или по его распоряжению. Осо­ бенность Сказания —отсутствие явления иконы как та­ кового: Мария видит ее лишь в своих видениях и потом узнает в копии Новгородской иконы. По образцу послед­ ней икона пишется тобол. иконописцем Матфеем Мар­ тыновым. Ситуации, когда икона создается после обна­ родования чуда о ее явлении, не отмечается ни в одном из изв. сказаний о чудотвор, иконах. Абалакская ико­ на была наиб, почитаемой святыней Сибири в XVII в. Сказание о ней во мн. определило мест, агиогр. тради­ цию: близость документу, демокр. хар-р чудес, влияние сев.-рус. лит. традиций. Эти черты в наибольшей степени отразились в Ж и ­ тии Василия М ангазейского , созданном во 2-й пол. XVII в. Оно сохраняет тип повествования, характер­ ный для сиб. и сев.-рус. традиции, представляя особую жанровую разновидность —житие «святого из гробни­ цы». В нем нет собственно жития как связной биогра­ фии подвижника, оно состоит из отд. рассказов о чу­ десах и видениях от явившейся в Ст. Мангазее гробни­ цы, благодаря к-рым узнается имя святого и сведения о его жизни. Эти рассказы напоминают части следств.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2