Историческая энциклопедия Сибири I
всех видов транспорта. Ввод новых автомоб. дорог об щего пользования с твердым покрытием ежегодно сни жается. Уд. вес автомоб. дорог с твердым покрытием в суммар. протяженности дорог общего пользования в СФО в 2004 составил 88,2%, что на 3% ниже ср. по казателя по России и на 7,3% ниже показателя Мос ковской обл. Самая высокая оснащенность дорогами с твердым покрытием среди сиб. регионов на кон. 2004 отмечается в Алтайском кр., где на 1 тыс. кв. км при ходится 86 км дороги (в Московской обл. —356 км). В РФ густота покрытия автомоб. дорогами общего поль зования с твердым покрытием составляла 32 км на 1 тыс. кв. км, в Сибири — 18. В юж. р-нах Сибири этот показатель уступает потребности. Опорные дороги, проходящие по тер. региона, име ют статус федер. автомагистралей. Такова трасса «Бай кал», включающая магистрали М51 Челябинск—Кур ган—Петропавловск (Казахстан)—Омск—Новосибирск, М53 Новосибирск—(Томск—Жемерово—Красноярск— Иркутск, М55 Иркутск—Улан-Удэ—Чита. Таковы юж. ответвления от «Байкала»: М38 Омск—Черлак—грани ца с Казахстаном, М52 Новосибирск—Бийск—Ташан- та—граница с Монголией (Чуйский тракт), М54 Крас ноярск—Абакан—Кызыл—граница с Монголией («Ени сей», она же Усинский тракт). Федер. автомагистраль М56 объединяет трассы «Лена» (Амур—Якутск) и «Ко лыма» (Якутск—Магадан), Приамурье и Приморье за хватывают трассы М58 Чита—Хабаровск («Амур»), М60 Хабаровск—Лучегорск—Уссурийск—Владивосток («Уссури»), а также «Восток» (Хабаровск—Красный Яр—Ариадное—Чугуевка—Находка). Стр-во дорог «Ко лыма», «Амур» и «Восток» продолжается. Кроме пере численных, к федер. относятся дороги, связывающие транспорт, коридоры с границей: Омск—Астана, Ново сибирск—Павлодар и др. Во 2-й пол. 1990-х гг., в соотв. с решениями между- нар. конференций по транспорту, началось включение рос. автодорог в систему между нар. транспорт, коридо ров (МТК). Это требует соответствия мировым стандар там, в соотв. с к-рыми качество дор. полотна автомоб. магистрали должно обеспечивать скоростное движение, проезжие части автомагистрали должны быть разделе ны разделит, полосой, а все пересечения с др. путями (автомоб., ж.-д., пешеход, и т. п.) — выполняться в разных уровнях. Необходимы также обходы круп, го родов, развитие системы дор. сервиса. Осн. автомоб. маршрут, включающий Азиат. Рос сию в систему МТК, тянется от границы с Белоруссией через Москву и проходит через города: Екатеринбург— Тюмень—Ишим—Омск—Новосибирск—Кемерово—Крас- ноярск-Иркутск—Улан-Удэ-Чита—Хабаровск—Влади восток. Нередко эту трассу, пролегающую вдоль Транс сиба, именуют Автотранссибом. Наряду с ним строятся иные автодор. коридоры. На улучшение связи с Ев ропой рассчитан коридор Пермь—Серов-Ханты-Ман- сийск—Нефтеюганск—Сургут—Нижневартовск—Томск. В Тюменской обл. строится также коридор Тюмень— Сургут—Новый Уренгой—Надым—Салехард. Удлинение внеш. границ Сибири после превращения Казахстана в независимое гос-во способствовало разви тию рынка междунар. автоперевозок (МАП). Осн. пере возчиками на сиб. рынке МАП были в 2005 рос. (50%), казах. (33%), кит. (9%) и киргиз. (3%) компании. Все го в этой сфере действовало 1 270 компаний, из к-рых 28 состояли в Ассоциации международных автомобиль ных перевозчиков (АСМАП). Она предоставляет услу ги но перевозкам через границу без промежут. тамож. досмотров. Осн. направлением перевозок для членов АСМАП являются страны ЕС, тогда как в целом на рынке МАП Сибири преобладают азиат, направления: Китай (47% перевозок), Казахстан (38%), Монголия (5%), Узбекистан (4%). Экон. подъем нач. XXI в. в сочетании с расшире нием внеш. торговли сиб. регионов и ростом числ. лич ного автотранспорта поставил на повестку дня вопрос об ускоренном сооружении новых дорог, отвечающих совр. требованиям к качеству. Лит.: Орлов И.II. Развитие транспорта СССР. 1917-1962. М., 1963; Ламин В .А ., IIленкин В .Ю ., Ткаченко В .Я . Глобальный трек: развитие транспортной системы на востоке страны. Екатерин бург, 1999; Ткаченко В.Я, Перцев В.II. Сухопутный транспорт Си бири. Формирование опорной сети железных и автомобильных до рог. Новосибирск, 2003; Транспортная стратегия и экономический рост России. Россия в становлении единой транспортной системы евроазиатского континента. Вестник Евроазиатского транспортного союза. М., 2005. Вып. 2. А.Е. Камчатова , А. К. Кириллов, Т.Д. Ковалева, К.А. Шушаро АВТОНОМНАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КОЛО НИЯ «КУЗБАСС» (АИК «Кузбасс»), пром. объеди нение, действовавшее в Кузнецком бас. с центром в Щегловске с 1921 до янв. 1927. Создание АИК «Кузбасс» связано с практич. осу ществлением идеи развития вост. р-нов страны в общем процессе становления тяжелой пром-ти и реализацией проекта объединения угольной пром-ти Кузбасса и ме таллургии Урала. Процесс создания колонии совпал с новой эконо мической политикой, появлением возможности обра зования концессий, привлечения иностр. специалистов и рабочих. Идею создания колонии выдвинул Г. Каль- верт, представитель амер. раб. движения и орг-ции «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ ). Она была поддержана одним из видных деятелей ИРМ У. Хей вудом и голланд. инж. С.Ю. Рутгерсом. Идею создания АИК поддерживал и В .И . Ленин. Он принял ряд мер по разработке структуры, определению задач и прав новой орг-ции. Формирование колонии осуществлялось в Сов. Рос сии (СТО, СНК, ВСНХ) и США (Об во технической помощи России, Кузбасский орг. комитет). В создании АИК принял участие Сибревком. В 1921 подписано со глашение с амер. инициативной группой. Вначале пла нировалось создать 2 отд-ния колонии на Урале и в Куз бассе. В мае 1922 в урал. город Надеждинск прибыл 1-й отряд из 66 чел. во главе с инж. В.А. Вангофеном для реконструкции мест, металлург, завода. Однако из-за недостатка средств, скептич. отношения мест, руково дителей намеченную программу выполнить не удалось. 31 окт. 1922 Президиум Госплана отказал в передаче концессии Надеждипского металлург, з-да. Иностр. спе циалисты и рабочие переехали в Кузбасс. 22 дек. 1922 состоялось подписание договора между СТО и рук вом АИК «Кузбасс». На осн. этого договора АИК «Кузбасс» создавалась как гос. предприятие с предоставлением ему авгоном. прав в решении производств, и управленч. воп росов, прямой связи с центр, ведомствами. Руководите лем колонии был назначен С.К). Рутгере. С янв. 1923 в ведение АИК передавались Кемеровс кий рудник и недостроенный коксохим. з-д, а с 1925 — юж. р-н Кузнецкого бассейна (шахты Прокопьевска и Киселевска) и Гурьевский металлургический з-д. На предприятиях АИК трудились в осн. мест, рабочие. Их привлекали стабил. оплата и четкая орг-ция труда. Пар тии иностр. рабочих и специалистов прибыли из США. Позднее (в осн. с 1923) по индивид, соглашениям на ра боту в АИК прибыли инженеры и высококвалифицир. рабочие —специалисты по хим. и металлург, пром-ти из Германии, Голландии и Бельгии. Всего в АИК при были вместе с чл. семей ок. 700 иностранцев. В марте 1924 был достроен и пущен Кемеровский коксохим. з-д. Налаживались междунар. экон. связи по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2