Историческая энциклопедия Сибири I

16 АВКСЕНТЬЕВ радиомаячная линия на уч-ке Москва—Свердловск. Во 2-й пол. 1930-х гг. регион, упр-ния гражд. воздушного флота (ГВФ ) открываются в Новосибирске (Зап .-Си ­ бирское), Иркутске (Вост.-Сибирское) и Хабаровске (Дальневосточное). С началом Великой Отечественной войны большая часть летно-подъемного состава сиб. подразделений ГВФ призывается в ВВС РККА; оставшиеся машины осу­ ществляли перевозки для нужд фронта. В частн., зимой 1941/42 по спец. созданной авиатрассе Норильск—Канск вывозилась продукция пущенного в строй Норильского горно-металлург. комбината. Одним из наиболее ярких эпизодов воен. истории гражд. авиации (ГА) стало учас­ тие ее летчиков и наземного персонала в перегоне амер. боевых самолетов, полученных в рамках ленд-лиза по воздушному мосту Аляска—Сибирь ( А лС иб ). Мат. часть ГА в воен. годы оказалась значит, изно­ шенной. К кон. 1947 в исправном состоянии находилось только 72% транспорт, самолетов. Четвертая часть пас­ сажиров перевозилась на воздуш. судах в транспорт, варианте. После войны мест, подразделения ГА посте­ пенно возвращаются к мирной деят-ти. Возобновляются регуляр. перевозки пассажиров. Происходит обновление самолет, парка за счет Ил -12 (1946) и Ил -14 (1953), а также Ан-2 (1947), созданного авиаконстр. О .К. Анто­ новым в Новосибирске. В результате демобилизации ГА получила большое кол-во квалифицир. специалистов. Восстанавливается нормальная деят-ть аэропортов, уве­ личиваются объемы перевозок. Зап.-Сиб. упр-ние ГВФ в 1945 отправило 3 778 пассажиров, в 1950 —34 501. В мае 1948 возобновилась доставка матриц центр, газет в Новосибирск и др. круп, города региона. Переход ГА на реактив, самолеты начался с бомбар­ дировщиков Ил-28. Сняв вооружение и переоборудовав для багажа бомбовые отсеки, с осени 1954 их стали ис­ пользовать для почт, перевозок по маршруту Москва— Свердловск—Новосибирск. Революцией в гражд. авиации СССР стало использование реактив, пассажир, лайнера Ту-104 (1956), созданного на базе дальнего бомбарди­ ровщика Ту-16. 12 сент. 1956 разрешено начать регуляр. полеты на Ту-104 с пассажирами, почтой и грузами на авиалинии Москва—Омск—Иркутск с частотой 3 раза в неделю. Первый рейс был выполнен 15 сент. экипажем под команд. К.П. Сапелкина и Е.П. Барабаша. Через 7 ч. 10 мин. летного времени, преодолев 4 570 км, самолет приземлился в Иркутске. Первый рейс из Новосибирска ( а /п Толмачево) Ту-104 совершил 12 июля 1957. В том же году Ту-104 вышли на трассы Иркутск—Владивосток и Москва—Хабаровск—Петропавловск-Камчатский. Использование реактив, и турбовинтовых воздуш. судов потребовало переоснащения инфраструктуры аэ­ родромов и стр-ва взлетно-посадочных полос из моно­ лит. предварительно напряженного железобетона. В нач. 1960-х гг. на базе летных подразделений и назем­ ных служб создаются объед. авиаотряды: Хабаровский, Якутский, Красноярский, Иркутский, Толмачевский, Новосибирский, Омский, Томский, Тюменский и др. Вслед за Ту-104 авиаперевозки в Сибири стали обслу­ живать Ту-114, Ил-18, Ан-10, Ан-24, Як-40, Ту-154 и др. машины. 29 дек. 1976 по маршруту Москва—Иркутск перевезли 100-миллионного пассажира. В 1977 Мин- во гражд. авиации перестало быть планово-убыточным и начало работать без гос. дотаций. В 1970—80-х гг. в Сибири наращивался объем авиаперевозок на центр, и мест, линиях. В Новосибирской обл. действовало 26 аэропортов мест, линий. С учетом того что в Зап., Вост. Сибири и на Д. Востоке объем перевозок составлял при­ мерно 12% от общесоюз., кол-во перевезенных здесь пассажиров составило (тыс. чел.): в 1955 —336, в 1970 — 8 800, в 1980 - 19 200, в 1990 - 29 300. В 1992 началось обвальное падение объемов перево­ зок из-за неконтролируемого роста цен на топливо (до­ ля авиац. ГСМ в цене билета поднялась с 23 до 60%) и тарифов на авиабилеты. В результате к 2000 объемы перевозок уменьшились в неск. раз. В 2000 в РФ пере­ везли 53,4 млн чел., в т. ч. в Сибири и на Д. Востоке — 6,6 млн, в 2001 — соотв. 60,6 и 7,2 млн чел. В этот же период началось разделение объед. авиаотрядов на авиакомпании и аэропорты с последующим акциониро­ ванием. Одновр. наиболее крупные аэропорты региона ( Тюмень , Новосибирск, Красноярск, Владивосток ) по­ лучают статус международных, а авиакомпании орга­ низуют между нар., прежде всего чартерные (по частн. заказам), рейсы. В процессе становления рыночных от­ ношений и конкурент, борьбы мн. мест, авиакомпании обанкротились, а аэропорты, особенно внутр. линий, закрылись. Прекратилось стр-во ряда важных объек­ тов ГА ( а / п Федоровка в Омске, ВПП-2 в Толмачево, аэровокзал в Кызыле и др .). Среди наиболее крупных регион, авиаперевозчиков в нач. XXI в. были авиакомпании «ВладивостокАВИА», «Сибирь» (57), «Красноярские авиалинии» («КрасЭйр»), «Тюменьавиатранс». В 2004 авиакомпания «Сибирь» располагала след, машинами: А-310 —2 ед., Ту-204 —2, Ту-154 —36, Ил-86 — 12 ед. Узкими местами отеч. ГА в нач. XXI в. являются морал. и физ. старение парка воздуш. судов и их неконкурентоспособность по срав­ нению с зап. аналогами. Лит.: Алтунин Е .В . Развитие гражданской авиации Восточной Сибири (1926—1986). Иркутск, 1986; Ш курин А. С. История разви­ тия гражданской авиации в Приморском крае в 1955—1985 гг. Вла­ дивосток, 1994; История отечественной гражданской авиации. М., 1996; Гражданской авиации Западной Сибири 75 лет: Иллюстриро­ ванная историческая хроника 1929—2004. Новосибирск, 2005. М. В. Шиловский АВКСЕНТЬЕВ Николай Дмитриевич (16 нояб. 1878, Пенза —4 марта 1943, Нью-Йорк), полит, и гос. деятель. В 1897—99 учился на юр. фак те Московского ун-та, с 1899 —в Берлинском, Лейпцигском и Галль­ ском университетах, д-р философии. Проф. революционер, чл. партии со­ циалистов-революционеров и ее ЦК с 1905. В 1907—17 —в эмиграции во Франции; являлся одним из лидеров прав, крыла эсеров; выступал против экстремист, тактики и за легал. фор­ мы борьбы с царизмом. В годы Первой мировой войны занимал оборонческие позиции. После Февр. революции вернулся в Россию, избирался членом исполкома Пет­ роград. совета, пред. Всерос. совета крест, депутатов, входил в состав 2-го коалиционного Всерос. Временно­ го пр-ва в кач-ве министра внутр. дел, являлся пред. Демократического совещания и Временного совета Рос­ сийской республики (Предпарламента), депутатом Все­ рос. Учредит, собрания. После Окт. революции возгла­ вил Комитет спасения родины и революции, за что был арестован и заключен большевиками в Петропавловскую крепость. С марта 1918 входил в рук-во Союза возрож­ дения России. По решению ЦК эсеров в кон. мая 1918 выехал в Сибирь для орг-ции антибольшевист. сопротив­ ления. В сент. 1918 —пред. Уфимского гос. совещания и глава созданного на нем Временного Всероссийского пр-ва (Директории). В ходе воен. переворота в Омске в ночь на 18 нояб. 1918 арестован и выслан за границу. До 1940 жил во Франции, затем в США. Соч.: Сверхчеловек. СПб., 1906; Выборы народных предста­ вителей. СПб., 1906. Лит.: Политические партии России (конец XIX —первая треть XX века): Энциклопедия. М ., 1996. В. И. Шишкин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2