Историческая энциклопедия Сибири I

и миссионерство). Основой миссионерства становится проповедь православия на нац. языках и ее адаптация к духов, представлениям иноверцев. Создаются А лт ай ­ ская (1828) и Обдорская (1832) духов, миссии. Во 2-й пол. XIX в. ир-во резко усиливает внимание к миссио­ нер. деят-ти церкви в Сибири. В 1870 учреждено Все- рос. православное миссионер, об-во, отд-ния к-рого со­ зданы во всех сиб. епархиях. Вводится практика бого­ служения на языках народов Сибири, активизируется подготовка священников-миссионеров из числа «инород­ цев», сохраняется практика льгот для новокрещеных (освобождение от уплаты ясака на 3 года). В нач. XX в. на тер. Сибири постоянно действовали 8 миссий, среди них наиболее активно —Алтайская, Иркут­ ская и Забайкальская. К этому времени большинство корен, населения региона, по крайней мере формаль­ но, оказалось в лоне правосл. церкви. Помимо выпол­ нения религ. задач миссии проводили просвет, работу и открывали школы для корен, населения. Крещение и рус. образование, со своей стороны, способствовали пе­ реходу «инородцев» к оседлости и облегчали восприятие ими рус. культуры. Однако христианизация охватила преим. язычников, среди мусульман и буддистов она по-прежнему почти не имела успеха во многом потому, что гос-во в отношении этих конфессий продолжало придерживаться веротерпимости. К кон. XIX в. в Си­ бири насчитывалось чуть более 1 млн мусульман (пре­ им. татар и казахов), более 200 тыс. буддистов (в осн. забайкал. бурят) и ок. 150 тыс. язычников-шаманистов. В 1905 был принят закон о веротерпимости. В целом, в кон. XVI —нач. XX в. А. п. рос. пр-ва в Сибири из аморфной и идеологически размытой стано­ вилась все более осознанной и целенаправленной. Она эволюционировала от воен.-колониал. методов упр-ния корен, населением к адм.-тер. системе упр-ния по об- щерос. образцу и изменению соц.-правового статуса и хоз.-культур, типа аборигенов, способствовала их окрес­ тьяниванию, аккультурации-ассимиляции с русскими, включению в гос.-правовое пространство империи и в конечном счете к ликвидации особого сословия «ино­ родцев» и созданию в Сибири единого этнокультур. пространства. Отличит, особенностью отношения рос. гос-ва к аборигенам (по сравнению с европ. колониал. державами) было отсутствие к.-л. норм, направленных на их сегрегацию и дискриминацию по этно-нац. призна­ ку. Это обусловило не только сохранение большинством сиб. народов своей культуры, но и рост их численности. В результате Февр. революции сословие «инородцев» наряду с др. сословиями было упразднено, сиб. наро­ ды в правовом и податном отношениях слились со всем остальным населением России. См. Присоединение Сибири, Инородцы. Лит.: Федоров М .М . Правовое положение народов Восточной Сибири (XVII —начало XIX в.). Якутск, 1978; Дамешек Л. М. Внут ренняя политика царизма и народы Сибири (XIX —начало XX в.). Иркутск, 1986; Конев А. Ю . Коренные народы Северо-Западной Си­ бири в административной системе Российской империи (XVIII —нача­ ло XX в.). М., 1995; Народы Сибири в составе государства Российс­ кого. СПб., 1999; Сословно-правовое положение и административное устройство коренных народов Северо-Западной Сибири (конец XVI — начало XX в.). Тюмень, 1999; Каппелер А. Россия — многонацио­ нальная империя. Возникновение, история, распад. М., 2000; Рос­ сийская многонациональная цивилизация: единство и противоречия. М., 2003; Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике. XVI—XX века. М., 2004; Коваляшкина Е .П. «Инород­ ческий вопрос» в Сибири: Концепции государственной политики и областническая мысль. Томск, 2005; Шерстова Л . И. Тюрки и рус­ ские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII —начала XX века. Новосибирск, 2005. А. С. Зуев АБРАМОВ Николай Алексеевич (17 апр. 1812, Курган Тобольской губ. —3 мая 1870, Семипалатинск), историк, археолог, этнограф, статистик, исследователь Сибири и Вост. Казахстана. Окончил Курганское уезд, училище (1825) и Тобольскую духовную семинарию (1832). В 1832—36 —учитель Закона Божия и рус. яз. в Тобольском духов, училище. В 1836—42, уволившись из духов, звания, преподавал историю и географию в Тобольском народ, уезд, училище. В 1842—49 —смот­ ритель Берёзовского, в 1849—51 — Ялуторовского, в 1851—53 — Тюменского уезд, училищ. В 1853 переве­ ден в Омск столоначальником в Главное управление Западной Сибири. В 1854 определен советником Семи­ палатинского обл. правления, позднее занимал различ. должности в администрации Семипалатинской обл. С кон. 1830-х гг. собирал материалы о Зап. Сибири: работал в архивах Берёзова и Тобольска, записывал мест, предания, изучал быт и культуру. Вел регуляр. метеорол. наблюдения. Оказывал помощь в науч. поис­ ках М .А . Кастрену , М.А. Ковальскому, Э.К. Гофма­ ну и др. ученым. С 1841 начал публиковать материалы по истории, археологии, географии, этнологии Сибири (всего более 100 статей и заметок). Печатался в «За­ писках» РГО, «Тобольских губернских ведомостях», «Известиях» Археологического об-ва, «Журнале Ми­ нистерства народного просвещения» и др. Среди наиболее изв. работ —«Материалы для христианского просвеще­ ния Сибири, со времени покорения ее в 1582 до начала XIX столетия» (ЖМНП , 1854. № 2—3). В 1848 избран чл.-сотрудником Русского географического об-ва, с 1858 — его действит. чл. С 1850 — чл.-сотрудник Русского археол. об-ва. В 1865 избран чл.-кором Тобольского физ.-мед. об-ва и об-ва любителей естествознания при Московском ун-те. Науч. изыскания А. неоднократно отмечались почет, медалями. Соч.: О введении христианства у березовских остяков / / ЖМНП. 1851. № 12; О климате г. Березова / / З а п . РГО. 1854. Ч. 12; Описание Березовского края / / З а п . РГО 1857. Кн. 12; Об­ ластной город Семипалатинск //Т а м же. 1861. Кн. 1; Город Тю­ мень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. Лит.: Беспалова А. Г. Н.А. Абрамов —исследователь Сибири / / Абрамов Н.А. Описание Березовского края. Шадринск, 1993; Ре- шетов А .М . Н.А. Абрамов — известный исследователь Западной Сибири / / Словцовские чтения-99. Тюмень, 1999. С.А. Белобородов, В.Н. Волкова АБРАМОВА Зоя Александровна (р. 19 марта 1925, дер. Потененьки Ярославской губ.), историк, археолог, искусствовед, д-р ист. наук (1972), проф. С 1951 рабо­ тает в Ленинградском отд-нии Ин-та истории материаль­ ной культуры АН СССР (затем —ЛО Ин-та археологии АН ССС Р /РАН ). Специалист в области первобыт. ис­ кусства. Авт. фундамент, исслед-й по древнекамен. ве­ ку Сибири, палеолиту Центр., Юго-Вост. Азии и Сев. Америки, верх, палеолиту Вост. Европы. Соч.: Изображение человека в палеолитическом искусстве Евра­ зии. М.; Л., 1966; Палеолит Енисея: Афонтовская культура. Новоси­ бирск, 1979; Палеолит Енисея: Кокоревская культура. Новосибирск 1979; Палеолит Северной Азии //П ал еолит мира. Л ., 1989. Т. 3. Лит.: Зоя Александровна А брам ова : Библиография. СПб., 2005. В. И. Молодин АВВАКУМ (П етров ) (20 нояб. 1620, с. Григорово Закудем- ского стана Нижегородского у. — 14 апр. 1682, Пустозерск), про­ топоп, крупнейший деятель и писатель раннего старообрядчес­ тва. Сын священника. С 1642 — дьякон, с 1644 —священник. Бу­ дучи в 1647 в Москве, сблизил­ ся с членами кружка «ревните­ лей благочестия» и стал осуще­ ствлять их программу исправле­ ния нравов, из-за чего вступал в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2