Историческая энциклопедия Сибири I

и перекупщиков пушнины, но способствовал их замет­ ному сокращению. Указы от 1822 и 1825 резко ограничили возможности владения дворовыми-« инородцами», что привело к со­ кращению их числ., а с отменой крепостного права —к полному исчезновению. В 1832 «инородцы», пользовав­ шиеся правами личного дворянства, и их дети были ос­ вобождены от уплаты ясака. Важным следствием при­ нятия Устава стало собрание в 1820-х гг. норм обыч­ ного права «инородцев», в результате чего появились «Свод степных законов кочевых инородцев Восточной Сибири» и «Сборник обычного права сибирских ино­ родцев». Однако унификация и кодификация обычно­ го права всех сиб. народов были признаны нецелесо­ образными. Особый подход пр-во сохраняло в отношении чук­ чей, являвшихся формально подданными рос. короны, но фактически независимыми, а также «зюнгорских дво- еданцев» (телесов и теленгитов), проживавших в Горн. Алтае, бывшем спорной территорией между Россией и Китаем. Уставом от 1822 те и другие были отнесены к разряду «инородцев», «не совершенно зависящих» от России, с сохранением у них собств. упр-ния и суда. В 1830-х гг. в Сибирь была направлена Вторая ясач­ ная комиссия, в задачу к-рой входило переобложение кочевых и бродячих «инородцев» новой ясачной пода­ тью в увеличенном размере. Власть пыталась сохранить поступление в ясак ценных сортов пушнины, однако развитие товарно-ден. отношений, постепенное снятие запретов и ограничений на торговлю с «инородцами» обусловили полный перевод ясака в 1910 на ден. осно­ ву. Кроме того, растущая потребность в хлебе, адм. воз­ действие и влияние рус. крестьян привели к развитию у народов, обитавших в юж. р-нах Сибири, пашенного земледелия, что ускоряло их переход к оседлости. То и другое, в свою очередь, способствовало окрестьянива­ нию и в значит, мере обрусению этих народов. Во 2-й пол. XIX в. в А. п. произошли качеств, изме­ нения. Присоединение к России Казахстана, Ср. Азии, Приамурья и Приморья, укрепление рус. позиций в Горн. Алтае, их расширение на Туву и Монголию при­ вели к стабилизации положения на юж. границе. Импе­ рия могла меньше, чем ранее, опасаться иностр. влияния на своих южносиб. «инородцев» и их попыток выйти из рос. подданства. Это открывало возможности для более актив, социокультур, ассимиляции «инородцев», более откровен. наступления на их земли, потребность в к-рых резко возросла с нач. массового переселения в Сибирь крестьян. Крестьянская колонизация еще с «Сибирского взятия» рассматривалась как важнейший фактор обрусения присоединяемых земель. Во 2-й пол. XIX —нач. XX в. она стала основой имперской геополи­ тики, направленной на безусловное и окончат, закреп­ ление азиат, владений в составе России. Успехи в окрестьянивании «инородцев» вызвали дальнейшие меры по уравниванию их поземел. устройст­ ва с крестьянским. Во 2-й пол. XIX в. в аграр. полити­ ке гос-ва в Сибири неизменно присутствовал «инород­ ческий» вопрос. Аграр. законы кон. XIX —нач. XX в. предусматривали полное уравнивание землеустройства «инородцев» южных, пригодных к земледелию р-нов Сибири с крестьянским. Подтверждалось верховное право собственности на все сиб. земли за гос-вом и Ка­ бинетом е. и. в., а «инородцам» земля отводилась на ус­ ловиях пользования из расчета 15 дес. на 1 душу муж. пола. За искл. скотоводов Забайкалья и части кочев­ ников казах, степей, все остальные «инородцы» Юж. Сибири по окончании землеустройства переводились в разряд оседлых. К 1917 землеустройство народов Си­ бири не было завершено. Тем не менее в ходе земле- устроит. работ и межевания площадь «инородческих» земель значит, уменьшилась: у бурят Иркутской губ. — на 53%, у бурят Забайкальской обл. - на 70, у хака­ сов Енисейской губ. —на 67, у народов Томской губ. — на 66, Горн. Алтая —на 75, Тобольской губ. —на 98, всего по Сибири — на 71%. Большая часть земел. от­ резков была использована для образования резерв, пе- реселенч. фонда. Важным звеном политики окрестьянивания стал отказ пр-ва в кон. XIX в. от идей регионализма, за­ ложенных в Уставе 1822, и принятие мер но полному подчинению сиб. «инородцев» общеимиерскому законо- дат-ву, что, по сути, означало ликвидацию самого со­ словия «инородцев». Согласно «Временному положе­ нию о крестьянских начальниках» (1898), органы са­ моуправления «инородцев», основанные на принципах Устава, заменялись управами, устроенными по рус. ти­ пу, в этих управах вводились должности инородческих (крестьянских) начальников из числа рус. чиновников, наделенных большими полномочиями. Первонач. закон распространялся на Тобольскую, Томскую, Енисейскую и Иркутскую губ., с 1901 —на Забайкальскую обл. В Якутской обл. и сев. р-нах Сибири, где проживали «бродячие инородцы», закон в силу не вступал. Здесь «инородческое» упр-ние вплоть до 1917 строилось на основе Устава. Части, проявлением полиц. опеки над корен, населением и средством контроля над его пере­ мещением стало распространение на него паспорт, сис­ темы (см. Паспортизация населения Сибири). С 1905 «инородцы» на правах, аналог, правам крестьян, допус­ кались к выборам в Государственную думу. Новый виток в окрестьянивании «инородцев» после­ довал в годы Столыпин, реформ, когда аборигены в мас­ совом порядке переводились в разряд оседлых. К 1914 из 350 тыс. кочевников, числившихся, по офиц. данным, в Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской губ., в оседлые зачислили 233 тыс. чел. В составе кочевых и бродячих осталось ок. 116 тыс. чел., или примерно 33% корен, населения. Одновр. была проведена волос­ тная реформа: у кочевников, причисленных к оседлым, вместо родовых упр-ний и инород. управ вводились сел. и вол. упр-ния но рус. образцу во главе, соотв., с сел. старостами и вол. начальниками, выбиравшимися на общинных сходах по рекомендации крестьянских на­ чальников. Низшей адм.-тер. единицей становилось сел. об-во, объединявшее «инородцев»-односельчан. Неск-ко таких об-в составляло волость. В кон. XIX - нач. XX в. в пр-ве обсуждался воп­ рос о привлечении «инородцев» к отбыванию воинской повинности наравне с русскими. В ходе обсуждения высказывалась идея ликвидации сослов. обособленно­ сти «инородцев», их полного уравнивания с крестьян­ ством. Однако в годы Первой мировой войны власти решились использовать «инородцев» только на тыло­ вых работах. Огромная роль в социокультур, ассимиляции «ино­ родцев» с нач. XIX в. стала отводиться их христиани­ зации. Последняя являлась важной составной частью общегос. национальной политики, направленной на обеспечение стабильности полиэтничной империи. В 1-й четв. XIX в. была реализована наметившаяся ранее идея централизации контроля над конфессиями. На правах особого мин ва в 1810 создано Гл. упрн и е ду­ ховных дел разных (иностранных) исповеданий. В 1817 образовано Мин во духов, дел и народ, просвещения, к-рому передали контроль над всеми конфессиями. В 1832 упр-ние делами иноверцев преобразовано в Департамент духов, дел. В 1857 принят «Устав духовных дел ино­ странных исповеданий». Широко разворачивается мис­ сионер. движение (см. Православные миссии в Сибири

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2