Историческая энциклопедия Сибири I

ориентир, на то, чтобы поставить обе религии под кон­ троль гос-ва и оградить рос. подданных —мусульман и буддистов — от религ.-идеол. влияния из-за границы. В 1741 был установлен штат лам и утвержден глава за- байкал. ламаизма, с 1784 введено гос. жалованье для мулл, в 1788 в Уфе учреждено духовное собрание «для заведывания» рос. мусульманами и назначен их глава — муфтий. Никаким притеснениям по конфес. признаку мусульмане и буддисты не подвергались. Изменение статуса сиб. «иноземцев» в сторону при­ знания их полноценными подданными, равными в сво­ ем положении со свобод, сословиями империи, нашло выражение в предоставлении им права избрания депу­ татов в Уложенную комиссию 1767—68. Из офиц. лек­ сики постепенно исчезает соционим «иноземцы», к-рый с нач. XVIII в. заменяется соционимом «иноверцы», а с кон. XVIII в. —«инородцы». Во 2-й пол. XVIII в. пр-во предприняло попытки разработать единый законодат. акт о правовом положении народов Сибири. Патерналист, политика гос-ва стала мягче, но не ус­ траняла полностью негатив, последствия ясачного ре­ жима. Мест, власти, служилые люди и купцы, хотя и в меньших масштабах, чем в XVII в., продолжали раз­ ными способами обирать аборигенов. Массовый хар-р приняло занятие переселенцами-крестьянами их земель. Широкое распространение получили обращение «ино­ земцев» в холопов и торговля ими. В этом гос-во де­ монстрировало противоречивую позицию, обусловлен­ ную его стремлением, с одной стороны, защитить ясач- ноплателыциков и ограничить кол-во душевладельцев, а с другой —расширить права дворянства на зависимых людей и способствовать христианизации «иноверцев». Рядом указов 2-й четв. XVIII в. запрещалось держать в невольниках (дворовых людях) некрещеных абориге­ нов. Это привело к их крещению, что давало право на владение и торговлю «крещеным товаром». Гл. рынка­ ми «работорговли» являлись Я к ут ск , Томск, Тюмень , Тобольск, Ямышевская и Семипалатная крепости. Указ от 1757 легализовал эту торговлю и рекомендовал вла­ дельцам крестить невольников. С нач. XIX в. пр-во берет курс на ликвидацию в Сибири института дворо­ вых людей из числа корен, жителей. Указ 1808 разре­ шает их покупку, но без права перепродажи, и предпи­ сывает освобождать их всех из неволи по достижении 25-летнего возраста. В целях борьбы со злоупотреблениями мест, адми­ нистрации пр-во не раз посылало в Сибирь следств. ко­ миссии, публично демонстрируя тем самым свое стрем­ ление защитить ясачных людей от произвола, но на деле проявляя в первую очередь заботу о своих казен. интересах. Показательна в этом отношении практика изъятия награбленных у «иноземцев» мат. ценностей в казну, а не их возвращение пострадавшим. Наказа­ ние виновных снижало, но не искореняло чиновничий произвол. Проведенная в 1819—21 в Сибири ревизия М. М. Сперанского в очеред. раз вскрыла «буйный раз­ гул чиновничьего, полицейского самовластия и деспо­ тизма». Итогом ревизии стала широкомасштаб. реформа упр-ния Сибири (1822). Среди законоположений был «Устав об управлении инородцев», в к-ром отразилось стремление примирить консервативно-охранит. курс са­ модержавия в отношении ясачного населения с объект, потребностью в реформе, вызванной к жизни углуб­ лявшимся процессом интеграции аборигенов в систему общерос. адм., соц. и экон. связей. Устав закрепил офиц. наименование сиб. народов «инородцами». Термин обращал внимание на этнич. — не рус. принадлежности сиб. аборигенов, но одновр. имел четкий сослов. смысл и содержание. Его законодат. фиксация знаменовала отказ от прежнего восприятия корен, населения Сибири как не вполне подданных — «иноземцев» и его признание особым сословием импе­ рии. Сохраняя общую тенденцию на «окрестьянивание», Устав одновр. демонстрировал осознание хоз.-культур, особенностей отд. народов. Он впервые законодательно определил принцип дифференцир. подхода к народам с разным уровнем соц.-экон. развития. «Инородцы», исходя из их «образа жизни» и уровня хоз. развития, делились на 3 разряда: оседлые, кочевые и бродячие. Оседлые (татары , часть алтайцев , шорцев, южных хантов и манси) полностью приравнивались к гос. крес­ тьянам (за искл. рекрутской повинности) и получали «равные права с россиянами» и подсудность общерос. законам. Бродячие (таеж. охотники) и кочевые (ско­ товоды и оленеводы), оставаясь ясачноплательщиками и сохраняя свои внутр. порядки в упр-нии, составля­ ли «особенное сословие в равной степени с крестьян­ ским». Кочевые приравнивались к крестьянам в налог, отношении, но сохраняли самостоятельность в упр-нии и суде. Предусматривался переход бродячих и кочевых «инородцев» в оседлые и в конечном итоге —их слия­ ние с рус. крест-вом во всех отношениях, кроме отбы­ вания рекрут, повинности. Такой подход означал, что в офиц. практике соц. критерий по-прежнему подменял собой этнический. Устав, оставляя властный контроль и общее упр-ние в руках рус. администрации, одновр. стремился осла­ бить ее вмешательство во внутр. дела «инородцев» пу­ тем реорганизации их упр-ния. У «бродячих» сохраня­ лось прежнее родовое упр-ние в лице родовых старшин, к-рых стали именовать старостами. Органы самоупр- ния кочевых народов разделились на 3 ступени: низ­ шая —родовое упр-ние, средняя — инородная управа, высшая — степная дума. Должн. лица в состав «ино­ родческого» упр-ния избирались на общем собрании, к участию в к-ром допускались все члены общины. Полит, и кримин. дела подлежали разбирательству рус. чина­ ми. Устав сохранял почет, звания у кочевников. «Зва­ ния наследственные остаются наследственными, звание избирательное остается избирательным», —говорилось в Уставе. Принцип наследственности допускался и при замещении должн. лиц на выборах. В случае отсутствия прямого наследника разрешалось избрание ближайшего родственника. Сохраняя т. о. патриархально-родовые отношения, Устав в ряде случаев отходил от принци­ па наследственности, давал опред. свободу выборному началу. Устав не выделял перед лицом закона родона­ чальников (искл. тех, кто имел дворян, достоинство), а уравнивал их юридически с проч. ясачными людьми. У оседлых вводилось землепользование и упр-ние, ана­ логичное крестьянскому —на «основании общих узако­ нений и учреждений». В случае малой числ. «инород­ цев», проживавших в зоне плотного рус. населения, предусматривалось их причисление к ближайшим рус. селениям. Устав закреплял за корен, народами нахо­ дившиеся в их пользовании земли, определял поря­ док и размеры взимания ясака, регулировал торговлю с русскими, распространял на аборигенов уголов. за- конодат-во страны. В отношении религии этот зако­ нодат. акт придерживался полной веротерпимости, но «иноверческое духовенство» ставилось под контроль полиции. В целом, Устав обеспечивал существование традиц. культ.-хоз. и соц. уклада, но не превращал «инородцев» в замкнутую, изолир. соц. группу, пре­ дусматривая их постепенную, без к.-л. ограничений, обусловленных этнич. или конфес. принадлежностью, интеграцию в рос. социум. В своих осн. положениях Устав действовал до 1917. Он не привел к полному исчезновению регион, особенностей «инородческих» об-в и злоупотреблений мест, администрации, купцов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2